НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Автомобили республик СССР: Латвия

27 сентября 2024 17:00
Что за машины там выпускали?

Ведь помимо гигантов отрасли, названия которых у всех на слуху, в СССР работали сотни небольших предприятий, строивших (ну или пытавшихся строить) самые разные автомобили: легковые, грузовые, автобусы... Причем разбросаны такие заводы были по всей стране, в том числе по союзным республикам. Вспомним яркие эпизоды историй «окраинного» автомобилестроения. Начнем с Латвии.

Балтика, номер один

В 1947 году в Ригу въехал инженер — брат знаменитого летчика Всеволод Бахчиванджи... В кармане лежало письмо, требующее у рижан содействия. Подписанное не кем-нибудь, а Сталиным! Предстояло разработать народную малолитражку и начать ее производство в столице Латвии.

В выборе места была логика. Рига — одна из колыбелей отечественного автомобилестроения, причем, пожалуй, самая уютная. Именно здесь производили самые массовые автомобили дореволюционной России — «Руссо-Балты», не говоря о небольшом заводе Лейтнера.

А перед войной в независимой Латвии выпускали легковые и грузовые Ford, делали собственные кабины для шасси импортируемых из СССР ЗИС-5. В общем, маленькая страна имела солидный автомобильный опыт.

РЭАФ (REAF)-50. Первый послевоенный латышский автомобиль ни особым эстетизмом, ни техническим совершенством не отличался

В Риге организовали экспериментальный завод REF, позже — REAF. Информации об этой истории крайне мало. Однако точно известно, что в 1950-м появились два прототипа с открытым и закрытым кузовами и 2-цилиндровым мотором.

Машины погнали в Москву в НАМИ, одна сломалась не то там, не то по дороге назад. А восторга у столичных спецов страшноватые, сделанные наспех, «на коленке», прототипы не вызвали. На этом все и закончилось. От амбициозного и столь же наивного проекта остался чудом сохранившийся кузов одного из автомобилей и несколько фото.

Нижегородское с латышским

Куда перспективней было решение о производстве автобусов, в которых остро нуждались все республики СССР после войны. Для этого выбрали один из цехов Авторемонтного завода No 2. Первый РАРЗ-651 1950 года представлял собой, как и множество иных автобусов, производимых по всему Союзу, типовую конструкцию ГЗА-651 на шасси ГАЗ-51.

Такие машины три десятилетия делали полтора десятка заводов СССР. Друг от друга они отличались, в основном, деталями кузова.

Первый РАФ модели 651 в 1954-м выглядел вполне современным

Но латышские мастера уже в 1954-м придумали оригинальный бескапотный 22-местный кузов. Был он, как водилось в те годы, дерево-металлическим — стальными листами обшивали деревянный каркас. Эта машина все на том же шасси ГАЗ-51 с 70-сильным 6-цилиндровым мотором и стала первым РАФом. В серию РАФ-251 пошел в 1955-м.

Помимо версии для местных маршрутов с двумя дверями, делали служебный автобус с одной дверью и даже грузопассажирские такси в вариантах фургон и пикап.

Грузо-пассажирское такси — пикап РАФ-651Т

В 1959-м, когда завод уже активно занялся микроавтобусами, производство модернизированного РАФ-251 под именем РАФ-976 передали на рижский АРЗ No 1. Уже там в 1966-м сделали вариант 976М с более модным, а, главное, цельнометаллическим кузовом, хотя все на том же горьковском шасси.

Кстати, история этого авторемонтного завода связана еще и с производством легковых пикапов на базе ГАЗ-М20 «Победа», а потом «Волг» моделей ГАЗ-21 и ГАЗ-24. Аналогичные машины из седанов, отработавших до капремонта, делали в нескольких городах СССР, в том числе и в Риге.

Первый «микро»

Вернемся на улицу Дунтес, где в 1957-м ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве под руководством главного конструктора РАФа Л. Клеге сделали первый советский микроавтобус РАФ-10. Индекс указывал на число мест, агрегаты использовали от ГАЗ-М20, позднее — от ГАЗ-21В.

Опытный образец РАФ-10 «Фестиваль», 1957 г.

Уже в 1958-м завод начал производство усовершенствованного РАФ-977, а параллельно создал укороченную версию РАФ-8, получившую имя «Спридитис» (сказочный латышский мальчик, путешествующий в поисках счастья). Эти машины под именем РАФ-978 сделали небольшой партией, посчитав массовое производство нецелесообразным.

Один из прототипов девятиместного РАФ-8 «Спридитис»

Двенадцатиместный РАФ-977 «Латвия» (Latvija) с 70-сильным двигателем ГАЗ-21 и другими волговскими агрегатами в 1960-м модернизировали (в частности, усилили кузов) и делали под индексом 977В. «Рафики», помимо УАЗов, которые все-таки прямыми аналогами не были, стали единственными в своем классе в СССР.

Серийный РАФ-977В, 1960 г.

На их базе строили массовые маршрутные такси и санитарки, а также автопоезда для аэропортов и парков. Сделали даже 302 туристских микроавтобуса РАФ-977Е с меньшим числом мест и сдвижной крышей. Спроектировали и грузовой фургон 977К, наладить выпуск которого РАФ не мог. Производство передали на новый завод в Ереване.

Автопоезд РАФ-980-979 имел имя собственное — «Рига». Такие, в частности, работали в Москве на ВДНХ

С 1966-го выпускали в очередной раз модернизированный РАФ-977ДМ. Но руководству завода, в первую очередь директору И. И. Поздняку и главному инженеру Р. А. Баллод-Наградову, хотелось большего. Ведь предприятие с ручным конвейером (кузова на сборке двигали на тележках по рельсам) было маломощным, да и машина, как ее ни модернизируй, устаревала. Чтобы убедить московское начальство в необходимости строительства нового завода, решили создать перспективный автомобиль.

Туристический РАФ-977 ЕМ «Латвия» выпускали небольшими партиями

Поступили необычно: две группы, Мейзиса и Эйсерта, независимо разрабатывали две модели. В 1965-м появился гармоничный РАФ-982 полукапотной компоновки. Интересно, что на одном из прототипов закрепили бог весть откуда взятую надпись Cyclon, за что машина тут же получила на заводе прозвище «Суслик».

Одна из самых массовых санитарок СССР — РАФ-977ИМ

Второй вариант РАФ-982 появился лишь в 1968-м, зато выглядел авангардно. На первый прототип поставили двигатель Москвич-412, который, к слову, имел почти такую же мощность (75 л.с.), что и газовский. Но потом вновь вернулись к последнему.

Первый вариант перспективного РАФ-982 по прозвищу «Суслик»

В 1969-м концепт получил индекс РАФ-2203, и именно под него начали строительство завода в Елгаве, который пустили в 1976-м, дав ему, конечно же, имя ХХV съезда КПСС. Производство РАФов выросло примерно в пять раз.

Прообраз РАФ-2203 — второй вариант РАФ-982

На базе РАФ-2203 с 95-сильным 2,5-литровым двигателем как и прежде делали маршрутки и санитарки. К Олимпиаде-80 создали около полутора десятков специальных машин. В частности, судейских и для велогонок, в том числе — электромобилей. Ими завод, кстати, занялся еще в середине 1970-х.

Предсерийный образец РАФ-2203, 1974 г.

На большинство электрических машин ставили 22-киловаттный мотор. Финская фирма Tamro первой стала делать для СССР столь необходимые высокие кузова для РАФов-реанимобилей. Позднее аналогичные конструкции освоили и в Риге.

РАФ-2204 — укороченный переднеприводный электромобиль

Отдельный эпизод истории латвийского автомобилестроения — санитарные универсалы ГАЗ-13С и ГАЗ-РАФ-3902 на базе «Чаек» ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Их делали все на том же РАФе по заказам 4-го Главного управления Минздрава СССР, обслуживавшего высших партийных и государственных чиновников.

Один из вариантов санитарного ГАЗ-13С работы рижского завода.

В Риге седаны превращали в универсалы, изготавливая крыши, задние двери, некоторые другие детали. Моторы в 195 л.с., а позднее 220 л.с. и остальная техника оставались прежними. Делали таких машин немного: за все время изготовили едва ли более четырех десятков.

Санитарных ГАЗ-РАФ-3902 на базе ГАЗ-14 «Чайка» сделали в количестве около пяти экземпляров

Большие надежды и трагический финал

Основным и очень существенным недостатком РАФов были волговские агрегаты. Ладно двигатель, но ни подвески, ни тем более тормоза уж точно не соответствовали тяжелой 12-местной машине. Разумеется, на РАФе это понимали. Потому и придумали РАФ-22038, который, помимо обновленного кузова и салона, должен был получить новую ходовую часть и тормоза. Оригинальную подвеску с направляющим аппаратом из двух труб, установленных одна в другой, спроектировал в НАМИ В. А. Миронов.

На заводе конструкцию тут же прозвали Мак-Мирон. Передние тормоза сделали дисковыми с парой суппортов от «Нивы» на каждом колесе. Такие машины прошли испытания. Параллельно пробовали разные моторы. Помимо базового 100-сильного, на микроавтобусы ставили ЗМЗ-406, дизели Peugeot и Andoria и даже двухсекционный вазовский роторный мотор. Увы, в серию пошел РАФ-22038-02, на котором не оказалось ни новой подвески, ни тормозов.

Прототип РАФ-22038. В серию машина пошла в сильно «усеченном» в смысле техники виде

А вскоре в 1990-х РАФ, как и иные советские заводы, лихорадочно искал свой путь в создании массы модификаций РАФ-22038-02. Например, бортовых грузовиков с двух- и четырехместной кабиной, передвижных лавок, бронированных «деньговозов».

Прототип РАФ-М1 «Роксана»

Надежды еще оставались... Построили прототип РАФ-М1 «Роксана» с передней подвеской «МакФерсон» и кузовом работы дизайнера В. Васильева, выигравшего конкурс, инициированный директором Рижского завода В. Боссертом и объявленный через «Комсомольскую правду» (перестройка и гласность зашагали по стране особенно широко). Затем сделали переднеприводный прототип М-2 «Стилс». Но в бурные 1990-е до всего этого обладателям власти и денег дела уже не было...

Лебединая песня завода — РАФ-М2 по имени «Стилс»

Ныне не только действительно эксклюзивные «Чайки», но и банальные, казалось бы, РАФы заинтересовали коллекционеров. Рижские микроавтобусы ищут, реставрируют, с гордостью выкатывают на публику. Причем это происходит в разных уголках бывшего Советского Союза, включая Латвию. Все-таки есть то, что нас всегда будет объединять, например, любовь к старым автомобилям...