Судя по всему, 125 тысяч автомобилей в месяц — это сейчас потолок российского авторынка. Несмотря на относительную стабильность рубля и наступление казалось бы горячего сезона (а в сентябре-октябре продажи машин обычно идут гораздо активнее, чем летом или зимой), спрос на новые автомобили по-прежнему невысок.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) спрос на машины в октябре вновь сократился — минус 2,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. А снижение продаж по сравнению с прошлым годом составляет уже 13,3% (про 2014 и тем более 2013 годы вообще говорить не хочется, ведь в этом случае станет ясно, что продажи машин у нас упали почти вдвое).
Кто показывает плюс
Однако анализ рынка говорит, что некоторые компании, кажется, начали нащупывать дно. И если в экономике не произойдет никаких серьезных потрясений, то в ближайшие месяцы кое-кто может показать стабильную положительную динамику. Так, Lada с гордостью заявляет: продажи российских автомобилей выросли до 23 тысяч автомобилей в месяц, что сразу на 13% больше, чем за тот же период прошлого года.
Правда, почти одновременно с этим от «АвтоВАЗа» приходят и весьма тревожные новости. Так, за 9 месяцев этого года размер убытка от основной деятельности предприятия составил 12,1 млрд рублей. И пусть это на 17% меньше, чем за тот же период прошлого года, но факт остается фактом — Волжский автогигант продолжает генерировать убытки. И когда будет зафиксирована первая прибыль — учитывая затяжной характер кризиса в России, — никто не знает.
Положительную динамику показывает и Kia, которая в октябре вышла на второе место по продажам, опередив Hyundai (да и по итогам 10 месяцев Kia вторая). При этом рыночная доля Kia составила в прошлом месяце рекордные 11,9%. А если к этому прибавить результаты Hyundai, то выяснится, что корейский концерн контролирует в общей сложности 23,1% российского авторынка. Больше только у AвтоВАЗ-Renault-Nissan, который имеет 32,3% (из них 18,4% — это доля АвтоВАЗа).
Mitsubishi в кризисе
Кстати, положительную динамику в октябре показали и другие лидеры. Например, Toyota увеличила продажи в октябре сразу на 16%, Renault — на 2%, а Lexus и вовсе бьет все рекорды — плюс 85%. Хотя ряд компаний продолжают падать. Nissan — минус 17%, Mazda — минус 13%, а Mitsubishi — аж минус 59%. Судя по всему, покупатели не оценили новый «Паджеро Спорт», который сильно подорожал, а Outlander уже немолод. Да и недешев (доступных же моделей у Mitsubishi в России сейчас нет). В итоге даже китайский Lifan смог обогнать «Митсу».
Granta лишь третья
В «личном» зачете корейские автомобили окончательно смогли справиться с российской «Лада Гранта», которая сейчас идет лишь на третьем месте в списке самых популярных на рынке — Kia Rio и Hyundai Solaris продаются лучше. Причем удивляться сейчас снижением продаж «Соляриса» не надо — многие покупатели стали выбирать кроссовер Creta, который в октябре вошел в пятерку самых востребованных машин в стране, опередив Renault Duster. А ведь еще недавно все считали, что «Дастер» будет вечно кроссовером номер 1 на рынке.
Что будет в конце года? Увы, но при прогнозах надо быть пессимистом. Ведь, скорее всего, рассчитывать на какие-то значительные скидки не стоит — многие компании, наоборот, размышляют над тем, чтобы повысить цены на автомобили. Однако надежда есть.
Тренд постановки на учет новых автомобилей должен улучшиться к концу года. Сезонность, конечно, является определенным фактором, но главным драйвером здесь являются правительственные программы, стимулирующие продажи конечным покупателям. Эти программы скоро закончатся, по крайней мере в той хорошо известной форме, в которой мы их знаем. Что ожидает нас в 2017 году, еще предстоит увидеть. Однако уже ясно, что без значимой поддержки правительства любой тренд на стабилизацию был бы кратковременным.
Продажа автомобилей в РФ по маркам
МАРКА | ОКТЯБРЬ | ЯНВАРЬ — ОКТЯБРЬ | ||||||||||
2016 | 2015 | YoY | 2016 | 2015 | YoY | |||||||
Lada | 23 307 | 20 592 | 13% | 213 159 | 224 054 | -5% | ||||||
KIA | 15 015 | 14 422 | 4% | 121 723 | 134 160 | -9% | ||||||
Hyundai | 14 190 | 14 145 | 0% | 115 428 | 133 530 | -14% | ||||||
Renault | 11 012 | 10 816 | 2% | 91 834 | 98 143 | -6% | ||||||
Toyota | 7 740 | 6 688 | 16% | 76 070 | 79 400 | -4% | ||||||
VW | 6 996 | 6 927 | 1% | 59 659 | 62 906 | -5% | ||||||
ГАЗ ком.авт. | 5 591 | 4 844 | 15% | 43 154 | 41 735 | 3% | ||||||
УАЗ | 5 316 | 5 270 | 1% | 38 297 | 37 778 | 1% | ||||||
Nissan | 5 029 | 6 090 | -17% | 57 524 | 75 402 | -24% | ||||||
Škoda | 4 620 | 4 615 | 0% | 45 569 | 45 753 | 0% | ||||||
Ford | 3 638 | 3 962 | -8% | 34 569 | 30 508 | 13% | ||||||
Mercedes-Benz | 3 010 | 3 368 | -11% | 31 428 | 35 546 | -12% | ||||||
Chevrolet | 2 440 | 3 485 | -30% | 24 503 | 43 327 | -43% | ||||||
Lexus | 2 221 | 1 199 | 85% | 19 594 | 16 385 | 20% | ||||||
BMW | 2 200 | 2 082 | 6% | 22 841 | 23 092 | -1% | ||||||
Mazda | 1 949 | 2 236 | -13% | 17 454 | 23 180 | -25% | ||||||
Lifan | 1 801 | 1 787 | 1% | 13 835 | 10 677 | 30% | ||||||
Audi | 1 491 | 2 155 | -31% | 17 573 | 21 121 | -17% | ||||||
Mitsubishi | 1 256 | 3 048 | -59% | 14 095 | 31 139 | -55% | ||||||
Datsun | 1 196 | 1 201 | 0% | 14 145 | 27 146 | -48% | ||||||
Land Rover | 808 | 925 | -13% | 7 593 | 9 485 | -20% | ||||||
VW ком.авт. | 650 | 468 | 39% | 4 790 | 4 608 | 4% | ||||||
Subaru | 521 | 500 | 4% | 4 475 | 5 839 | -23% | ||||||
Mercedes-Benz ком.авт. | 423 | 579 | -27% | 4 713 | 6 875 | -31% | ||||||
Volvo | 422 | 624 | -32% | 4 401 | 5 957 | -26% | ||||||
Peugeot | 382 | 370 | 3% | 3 053 | 4 891 | -38% | ||||||
Infiniti | 364 | 372 | -2% | 3 697 | 4 555 | -19% | ||||||
Porsche | 361 | 458 | -21% | 3 841 | 4 469 | -14% | ||||||
Citroёn | 360 | 409 | -12% | 3 245 | 4 806 | -32% | ||||||
Chery | 302 | 427 | -29% | 4 162 | 4 301 | -3% | ||||||
Suzuki | 251 | 510 | -51% | 3 889 | 5 424 | -28% | ||||||
Ravon5 | 247 | - | - | 756 | - | - | ||||||
Geely | 225 | 1 376 | -84% | 4 019 | 9 483 | -58% | ||||||
Jaguar | 218 | 85 | 156% | 1 542 | 831 | 86% | ||||||
Honda | 151 | 264 | -43% | 1 250 | 4 159 | -70% | ||||||
MINI | 123 | 96 | 28% | 1 107 | 1 161 | -5% | ||||||
FIAT | 111 | 310 | -64% | 1 781 | 3 175 | -44% | ||||||
Jeep | 107 | 132 | -19% | 1 000 | 1 826 | -45% | ||||||
Cadillac | 103 | 126 | -18% | 987 | 803 | 23% | ||||||
DFM | 79 | 155 | -49% | 1 030 | 964 | 7% | ||||||
Isuzu | 77 | 43 | 79% | 460 | 494 | -7% | ||||||
smart | 65 | 39 | 67% | 412 | 410 | 0% | ||||||
Changan | 64 | 71 | -10% | 449 | 476 | -6% | ||||||
FAW | 43 | - | - | 735 | - | - | ||||||
Zotye3 | 37 | - | - | 227 | - | - | ||||||
Brilliance | 37 | 130 | -72% | 814 | 890 | -9% | ||||||
Iveco | 36 | 96 | -63% | 444 | 614 | -28% | ||||||
SsangYong | 24 | 125 | -81% | 1 134 | 4 735 | -76% | ||||||
BAW* | 12 | 41 | -71% | 147 | 285 | -48% | ||||||
Foton | 12 | 1 | 1100% | 42 | 17 | 147% | ||||||
Genesis6 | 11 | - | - | 11 | - | - | ||||||
Alfa Romeo | 10 | 7 | 43% | 99 | 35 | 183% | ||||||
Hyundai LCV | 3 | - | - | 34 | - | - | ||||||
Chrysler | 1 | 3 | -67% | 26 | 37 | -30% | ||||||
Haima | - | 56 | - | 114 | 259 | -56% | ||||||
Daewoo4 | - | 1 621 | - | 8 574 | 17 119 | -50% | ||||||
Acura2 | - | 51 | - | 163 | 613 | -73% | ||||||
Opel | - | 544 | - | - | 15 454 | - | ||||||
Great Wall | - | 102 | - | - | 3 081 | - | ||||||
SEAT | - | - | - | - | 47 | - | ||||||
JAC | - | 5 | - | - | 137 | - | ||||||
Итого | 126 658 | 130 053 | -2,6% | 1 147 670 | 1 323 297 | -13,3% |
Продажа автомобилей в РФ по моделям
# | МОДЕЛЬ | БРЕНД | ОКТЯБРЬ | # | МОДЕЛЬ | БРЕНД | ЯНВАРЬ-ОКТЯБРЬ | ||||||
2016 | 2015 | YoY | 2016 | 2015 | YoY | ||||||||
1 | Rio | KIA | 8 947 | 9 017 | -70 | 1 | Solaris | Hyundai | 74 079 | 95 047 | -20 968 | ||
2 | Solaris | Hyundai | 7 477 | 9 507 | -2 030 | 2 | Rio | KIA | 71 225 | 80 667 | -9 442 | ||
3 | Granta | Lada | 6 815 | 9 308 | -2 493 | 3 | Granta | Lada | 70 437 | 99 653 | -29 216 | ||
4 | Vesta | Lada | 5 074 | - | - | 4 | Vesta | Lada | 42 499 | - | - | ||
5 | Creta | Hyundai | 4 576 | - | - | 5 | Polo | VW | 38 982 | 36 015 | 2 967 | ||
6 | Polo | VW | 4 474 | 4 637 | -163 | 6 | Duster | Renault | 36 536 | 34 313 | 2 223 | ||
7 | Duster | Renault | 3 472 | 4 205 | -733 | 7 | RAV 4 | Toyota | 26 229 | 21 772 | 4 457 | ||
8 | Largus | Lada | 3 038 | 3 029 | 9 | 8 | Niva | Chevrolet | 24 063 | 25 357 | -1 294 | ||
9 | Logan | Renault | 2 626 | 3 234 | -608 | 9 | Camry | Toyota | 23 683 | 25 551 | -1 868 | ||
10 | 4×4 | Lada | 2 604 | 2 795 | -191 | 10 | Logan | Renault | 23 679 | 34 546 | -10 867 | ||
11 | RAV 4 | Toyota | 2 518 | 1 023 | 1 495 | 11 | Largus | Lada | 23 341 | 32 806 | -9 465 | ||
12 | Sandero | Renault | 2 455 | 3 094 | -639 | 12 | Sandero | Renault | 22 718 | 25 181 | -2 463 | ||
13 | Kaptur | Renault | 2 436 | - | - | 13 | 4×4 | Lada | 22 676 | 30 265 | -7 589 | ||
14 | Niva | Chevrolet | 2 381 | 3 039 | -658 | 14 | Rapid | Skoda | 21 274 | 19 935 | 1 339 | ||
15 | Rapid | Skoda | 2 222 | 2 173 | 49 | 15 | Octavia A7 | Skoda | 17 929 | 18 348 | -419 | ||
16 | Camry | Toyota | 2 056 | 2 276 | -220 | 16 | Kalina | Lada | 17 864 | 32 011 | -14 147 | ||
17 | Patriot | UAZ | 1 963 | 2 298 | -335 | 17 | Patriot | UAZ | 15 516 | 16 022 | -506 | ||
18 | Sportage | KIA | 1 904 | 1 805 | 99 | 18 | XRAY | Lada | 15 124 | - | - | ||
19 | XRAY | Lada | 1 899 | 0 | 1 899 | 19 | Sportage | KIA | 15 023 | 16 248 | -1 225 | ||
20 | Octavia A7 | Skoda | 1 721 | 1 826 | -105 | 20 | Qashqai | Nissan | 14 904 | 8 549 | 6 355 | ||
21 | Almera | Nissan | 1 707 | 1 471 | 236 | 21 | X-Trail | Nissan | 14 802 | 16 537 | -1 735 | ||
22 | Priora | Lada | 1 549 | 1 838 | -289 | 22 | Priora | Lada | 14 612 | 23 171 | -8 559 | ||
23 | Tiguan | VW | 1 451 | 944 | 507 | 23 | Creta | Hyundai | 13 113 | - | - | ||
24 | LC Prado | Toyota | 1 388 | 1 291 | 97 | 24 | Cee’d | KIA | 12 694 | 16 223 | -3 529 | ||
25 | Kalina | Lada | 1 346 | 2 907 | -1 561 | 25 | CX-5 | Mazda | 12 652 | 14 967 | -2 315 |