НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как построить топовую «копейку»

17 октября 2016 10:01
Эта синяя «копейка» кажется обычной: родной кузов, заводские хромированные бамперы. Внимательный зритель увидит разве что нестандартные колеса и небольшие фендеры на арках, прикрывающие их. Но если вдруг вы вызвали ее на дуэль — будьте готовы проиграть

Английское слово sleeper переводится на русский чаще всего как «спящий». Но есть у него и значение, которое напрямую связано с миром доработанных автомобилей. Появилось оно еще в далеких 1950-х, когда полицейские ставили в патрульные авто более мощные двигатели, при этом оставляя стандартную внешность. Это позволяло с легкостью догонять ничего не подозревающих преступников. Сегодня понятие sleeper активно используется в сфере доработок — с виду совершенно стандартная машина с легкостью обгоняет, казалось бы, более мощные модели. Как построить такого «волка в овечьей шкуре», например, из стандартной «копейки»?

Все делалось постепенно

Машина была куплена в 2008 году с изрядно потрепанной внешностью. Александр взял ее с целью ежедневной эксплуатации, и мыслей о тюнинге не было и в помине. Просто постепенно все потребовало ремонта. Была полностью заменена проводка, так как старая местами износилась и периодически подкидывала сюрпризы. Подклинивающие и греющиеся передние тормоза поменяли на комплект от ВАЗ-2112. Заодно заменили и задние, поставив дисковые с передней оси «девятки» и дополнив всю систему регулятором тормозных усилий и вакуумным усилителем от ВАЗ-2106.

В начале 2009 года кузов 2101 подлатали и покрасили, а передние крылья и «фартук» вовсе пришлось поставить новые. Салон был в хорошем состоянии, так что работ по нему не требовалось. Разве что передние кресла заменили на полуковши от UNP — не гоночного стиля ради, а удобства для.

Постепенно желания владельца добрались и до апгрейда мотора. Стандартный 1.2-литровый агрегат мощностью 64 л.с. резвым назвать язык не повернется. Что только с ним не делали: и карбюратор доработанный ставили, и ГБЦ со спортивным распредвалом прикручивали, и зажигание меняли. Но эффект был... минусовый. Динамика не росла, а расход становился только больше. И Александр решил заменить двигатель! 16-клапанный агрегат от ВАЗ-2112 по отдаче на голову выше советских предшественников (для его установки потребовалось немного переварить моторный щит, подвинуть печку и доработать систему охлаждения). В сезон 2011 автомобиль выехал тихо шурша всеми 16-ю клапанами и так и проездил до осени 2012, когда попал в небольшое ДТП.

С этого момента началась новая история. Пока «копейка» стояла на ремонте, возникла идея приобрести усиленный комплект передней подвески. Повальное увлечение владельцев отечественной «классики» дрифтом привело к тому, что в магазинах на тот момент появился приличный выбор спортивных деталей, адаптированных под большие нагрузки. Из всего ассортимента Александр выбрал передние рычаги «Турботема», так называемый «зеленый вариант», отлично подходящие для городской эксплуатации. Попутно под установку ступичных подшипников от ВАЗ-2109 (гораздо более надежных, чем у 2101) были доработаны передние кулаки.

А теперь турбо

Занимаясь своей машиной, владелец настолько вошел во вкус, что решил не останавливаться на достигнутом и интегрировать под капот... турбину! Просто ради интереса, чтобы проверить себя как механика и конструктора, попробовать, каково это, ездить на «копейке» с большой мощностью, и узнать особенности эксплуатации такого автомобиля.

Для начала закупили комплектующие: турбину IHI TD04L от Subaru, топливные форсунки Siemens 550 сс (чтобы снабжать двигатель необходимым количеством бензина), выпускной коллектор «Турботема», блоу-офф Greedy, фронтальный интеркулер, регулятор давления топлива с манометром. Выхлопную трассу сварили сами из нержавейки диаметром 63 мм, с использованием глушителя и резонатора от Saab — получилась и производительность достаточная и звук не громкий.

Начинку двигателя также подготовили к установке турбо: внедрили поршневую систему от Нивы и проточили коленвал под опорный подшипник коробки передач. Все остальное оставили в заводском варианте. Логика действий простая: если что, запчасти можно купить в ближайшем магазине. То же самое и с системой охлаждения — радиатор с вентиляторами от Шеви-Нивы справляется со своими обязанностями и легко заменим в случае необходимости. Правда, пришлось немного поколдовать с разводкой патрубков и размещением корпуса термостата. С появлением турбины места под капотом основательно поубавилось, а сделать нужно было так, чтобы нигде ничего не терлось, не перегибалось и не соприкасалось с раскаленными частями выхлопной системы.

Под новые характеристики мотора доработали и топливную систему: насос Walbro производительностью 255 л/ч, новые магистрали, а также бензобак от раллийной версии «классики», в который дополнительно установили перегородки, препятствующие отливу топлива от бензонасоса в затяжных поворотах. Кстати, ездит «копейка» на 95-м бензине.

Открываем капот

Для общей красоты подкапотного пространства родную клапанную крышку поменяли на вариант от Bimoto Power. Кстати, о подкапотном. Капот теперь открывается... вбок! Ведь заводская схема (вперед против хода) оказалась не очень удобной в плане доступа к силовому агрегату. Переносить петли на заднюю часть и менять алгоритм на обратный — делать «Аллигатор» — уже банально. Решили поэкспериментировать. Если говорить об эффекте неожиданности для окружающих, то такому варианту равных мало. А нужны всего-то пара мебельных петель.

Как мы говорили, единственный атрибут автомобиля, который заставляет задуматься о его содержимом, — колеса. Великолепные 15-е Enkei J-Speed Classic подходят классической внешности как нельзя лучше. При этом они вряд ли бы появились на «копейке», если бы не досадный инцидент: обокрали Сашин гараж и вынесли предыдущие диски Proma. Правда, Enkei довольно большие для весьма компактного кузова ВАЗ-2101, поэтому их пришлось прикрыть аккуратными расширителями.

«Копейка» получилась — загляденье! Ничего лишнего, все в тему. И это не гоночный «корч», здесь в полном объеме сохранен интерьер, дверные карты, стеклоподъемники, она весьма комфортна для передвижения по городу. Однако если попытаться вызвать ее на дуэль, удивлению оппонента не будет предела — машина срывается с места как ужаленная! Догнать ее можно, лишь когда «заканчивается» последняя передача родной 4-ступенчатой коробки. Но и этот нюанс владелец в скором времени планирует исправить — заменит КПП на агрегат от BMW. Такой и крепче, и передач будет пять.

Кстати, на первом Всероссийском Фестивале Жигулей, про который мы вам недавно рассказывали, эта «копейка» в составе команды Bunny Brothers Company вошла в Топ-10 лучших машин ЖиФеста в категории «Спорт + Кастом» — поистине топовый проект!

P.S. Бюджет проекта без учета машины в районе 200 000 рублей.