Речь идет о программе обновления автопарка, при которой покупатели получали скидки на новые машины при сдаче старых авто в трейд-ин или утилизацию (от 40 тысяч рублей для легковых моделей до 350 тысяч для грузовиков). Подобная программа работала с 2014 года и, по мнению многих экспертов, существенно поддержала продажи на рынке.
В 2015 и 2016 годах на программу «утилизации» выделяли по 22,5 млрд рублей. И только в этом году благодаря ей было продано почти 270 тысяч машин. Например, «АвтоВАЗ» реализовывал через «утилизацию» 40% всех своих моделей.
Однако сейчас в правительстве говорят, что данная программа исчерпала себя и начинает становиться вредной. Все покупатели, которые были готовы обменять автомобиль, уже сделали это, а оставшиеся купили бы машину и без программы. Кроме того, если подобные программы стимулирования спроса делать долгосрочными, то в случае их отмены может случиться очень серьезный обвал рынка. «Чем дольше откладывать остановку программы, тем сильнее будет падение», — заявили «Коммерсанту» в Минэкономике.
Также нужно понимать: подобная программа не стимулирует компании, имеющие производство автомобилей в России, создавать новые продукты. Поэтому, видимо, вместо программы «утилизации» правительство собирается ввести программу поддержки экспорта собранных в России автомобилей.
Напомним, что в прошлом месяце российский автомобильный рынок сократился на 18% по сравнению с тем же периодом 2015 года. А падение с начала года составило уже почти 15%. По прогнозам, в 2016 году в России будет продано примерно 1,3 млн автомобилей — для сравнения, в 2012 году речь шла почти о 3 млн.