НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Джимхана или дрифт? Ликбез по непонятным гонкам

20 сентября 2016 10:01
Не верите, что джимханой увлекались еще в СССР? А по грунтовому овалу носятся на машинах мощнее «Формулы 1»? Тогда настало время удивиться

Джимхана

Бестолковая абракадабра? Заклинание? Загадочное слово джимхана разлетелось по тусовкам после ошеломительного успеха видеороликов Кена Блока. Но американский раллист в этой дисциплине был далеко не первым. Своя джимхана существовала даже в... СССР! А зародились эти гонки еще в ту пору, когда и машин-то на свете не было. Английские аристократы назвали джимханой соревнования наездников на трассе с препятствиями. Термин же позаимствовали из языка хинди, в котором он означает «место для состязаний».

Скоростное маневрирование — аналог джимханы в СССР — считалось важным способом повышения водительского мастерства. Потому спортсмены-любители зачастую участвовали в соревнованиях на рабочих машинах

По большому счету, автомобильная джимхана — это разновидность слалома, «фигурки», в ряде стран также называемого «моторханой» или «автотестом». Суть одна. Участникам предлагается по очереди за ограниченное время пройти насыщенную упражнениями трассу: «змейки», повороты, «восьмерки», «шпильки», «бублики» да хоть заезд в гараж задним ходом. Кто справился быстрее и проехал точнее, не выйдя за границы обозначенного коридора, — тот и победил. Иными словами, устроить джимхану можно на обычной асфальтовой площадке с конусами, выпустив на трассу совершенно стандартный автомобиль. Чем и занимались советские таксисты и автолюбители на соревнованиях по автомногоборью.

Хотя, конечно, многомиллионные просмотры роликов Кена Блока говорят о том, что медлительные «Волги» и «Жигули» меркнут на фоне эффектной езды гоночных Subaru Impreza или Ford Fiesta. Ведь современная скоростная джимхана — это и дрифт, и ралли-кросс, и кольцо. Весь техничный автоспорт в одном флаконе.

Каждый ролик про джимхану — маленькое кино. На разработку сценария, переговоры и прочие формальности обычно уходит до полугода. А съемки, если все идет по плану, продолжаются около четырех дней. За это время мы уничтожаем в среднем 30-40 покрышек. Экшн-камеры — тоже расходный материал. Например, при создании «Джимханы 5» погибло порядка 15 камер
Кеннет «Кен» Блокамериканский раллист и бизнесмен

Спринт кар

Трасса соревнований Sprint car, весьма популярных в США, Канаде, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии, — ипподром, на котором гоняются тысячи лошадей разом. Трек представляет собой профилированный грунтовый овал, мощность каждого болида, чем-то напоминающего багги, — от 600 до 1100 сил. Число участников доходит до трех десятков.

Половину времени машина проводит в глубоком заносе, а другую — предлагает пилоту совладать с инфернальной динамикой на короткой прямой. Это чертовски непросто, так как многолитровые атмосферные V8 на метаноле очень мощные, а весит автомобильчик всего около полутонны.

«У меня был шанс поводить это чудище. Сидя за рулём, пилот состоит из прямых углов: согнутый на 90 градусов в коленях, в пояснице, руках. Руль огромный и вертикальный, обзорность — условная. Старт в гонках дается с ходу, так как двигатель запускается только “с толкача” — для этого болид разгоняется сзади специальным пикапом с силовым бампером. Момент, когда мотор завелся, не прозеваете — будет эпически громко. Чтобы быстро и правильно мчать на “спринт каре”, нужно забыть обо всех известных рефлексах. Даже (и особенно) если вы гонщик. Потому что у этой машины нет тормозов на внешнем переднем колесе, а диаметр заднего внутреннего меньше, чем заднего внешнего! Первая особенность позволяет инициировать занос на дуге, а вторая — лучше поворачивать в отсутствие дифференциала. Строптивая штука, даже если не нажимать газ более чем до половины. А если прожать в пол... ну, вы поняли. И это я был на треке один. Как только представлю вокруг себя десятки соперников — холодный пот становится ледяным», — рассказал Дмитрий Ласьков, редактор «Авто Mail.Ru».

Дрифт

Так называют вид автоспорта, в котором заднеприводные автомобили со скольжением задней оси проходят трассу в соответствии с заданием судей. В России дрифт появился недавно и сразу стал популярным, поскольку в СССР ничего столь эффектного не проводилось.

Парные заезды длятся чуть меньше минуты, времени на раскачку у гонщиков нет, поэтому напряжение на трассе быстро достигает предела — зрители замирают при движении двух автомобилей боком. Во главу угла ставится зрелищность и близкое скольжение рядом с соперником.

Никаких сложных делений на классы, как в классическом автоспорте (кольцо, ралли), в дрифте нет! Класс один — с самыми разнообразными машинами: здесь нет «обычных» гоночных Volkswagen Polo или вазовских «Калин» со скромными моторами. В дрифте — 500-сильные Lexus, Nissan, Toyota, которые извергают облака дыма, буксуя задними колесами. Даже старенькая Toyota Corolla KE70 начинает вызывать интерес, когда под капотом у нее четырехлитровый двигатель V8 (280 л.с.), механическая коробка передач от спорткара Toyota Supra, а масса снижена до 900 кг.

Я пошел в дрифт, имея опыт в кольцевых и ледовых соревнованиях, — хотелось победить страх заноса. С фобией справился, и затянуло. Никаких регламентных ограничений в дрифте нет. Любые двигатели, трансмиссии и конфигурации подвески — ставь, что есть под рукой. Но главное — атмосфера праздника и шоу. Дрифт — это то, чем автоспорт был в безумных 70-х годах!
Максим Ахтямоввице-чемпион серии RDS-Урал 2016 года на автомобиле Toyota Corolla KE70

FMX или фристайл

Соревнования по мотокроссу подразумевают прыжки — длинные и высокие. А почему бы полеты не использовать для демонстрации трюков? Так решили американские байкеры, придумав в 90-х новый вид соревнований — мотофристайл.

Сегодня Freestyle motocross (FMX) имеет несколько разновидностей. Тут и битва за самый высокий прыжок, и самый зрелищный трюк, и даже выступление с программой, когда за отведенное время надо выполнить больше разнообразных пируэтов, как в фигурном катании на льду. В любом случае все это проводится на компактной и удобной для зрителей площадке. Вот только основное действо происходит в воздухе, а не на земле.

В этой дисциплине нет ни одной мелочи, от которой бы меня не трясло (в хорошем смысле слова). Бескомпромиссность здесь основной момент, ты постоянно бросаешь вызов — и, в первую очередь, самому себе. Здесь нельзя попробовать чуть-чуть: либо ты это делаешь и отдаешься полностью, либо не делаешь совсем.
Алексей Колесниковмастер спорта, неоднократный победитель соревнований по FMX

Стантрайдинг

В FMX трюкачи летают, а в стантрайдинге если и отрываются от земли, то сохраняют точку опоры. Зато крутятся вокруг нее в самых разнообразных вариациях. Главное в этой дисциплине опять же зрелищность и сложность программы, но финты совершенно другие и техника отличается. Если фристайлеры отдают предпочтение непробиваемым кроссовым мотоциклам, то стантрайдеры обычно используют мощные спортбайки (хотя квадрики и прочая техника тоже встречаются). Ведь прыгать с трамплинов тут не требуется — соревнования проводят на ровных площадках. Что, кстати, и подстегнуло популярность стантрайдинга: для тренировок по акробатике подходит чуть ли не любая парковка.

Стантрайдинг — это моя страсть! Неотъемлемая составляющая жизни и возможность выражения себя как спортсмена, каскадера и артиста. Мастерское владение мотоциклом, скорость, головокружительные трюки — все это вызывает у зрителей самые яркие эмоции и заставляет их сердца биться чаще!
Марат Канкадзекаскадер, победитель Олимпийских экстремальных игр