Для проверки состояния автомобиля достаточно приехать в профильный сервис и провести диагностику. Но как не нарваться на угнанную или арестованную машину и не тратить время на просмотр «левых» предложений, когда перекупщики завлекают ценами?
1. Отсекаем «левые» объявления
Видите «вкусный» вариант по сильно заниженной цене? Не думайте, что вам повезло! Это мошенники, которые наживаются на вашем стремлении урвать побыстрее классную машину. В лучшем случае продавец просто не возьмёт трубку или по стандартной схеме попробует стрясти с вас копеечку: «Я сейчас нахожусь в области, но еду к месту осмотра. Вы уже не одни, я продаю срочно по заниженной цене, но можете забронировать автомобиль, если переведёте 5-10 тысяч на карточку».
К счастью, в последнее время такие объявления практически не попадаются — во-первых, они проходят премодерацию до публикации, во-вторых, после привязки к объявлению VIN мошенникам стало гораздо сложнее. Если вписать неправильный VIN (или номер кузова в случае с японскими праворульными машинами), то в объявлении тут же появится пометка «Указанный VIN не найден». Иногда это бывает следствием ошибки в базах, но в случае с массовыми машинами это должно насторожить. Зачем связываться с непонятным продавцом?
2. Обращаем внимание на добросовестных продавцов
В последние месяцы крупные интернет-площадки по продаже автомобилей начали «прикручивать» сервисы прямо к объявлениям. Зелёная пометка «VIN проверен» означает, что продаваемая машина как минимум не находится в залоге и соответствует заявленным данным — марка, модель, двигатель и его мощность, год выпуска. Разумеется, для этого продавец обязательно должен указать настоящий VIN и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.
Впрочем, бывает и так, что внесённые данные не соответствуют реальным, или машина находится в залоге (по причине, например, неоплаченных штрафов). Всё это тоже отмечается в отчёте, как и количество собственников с датами начала и окончания владения, сведения о ДТП. Если автомобиль уже продавался ранее на том же сайте, то за дополнительную плату можно посмотреть прежние объявления — например, там может быть пробег больше, чем сейчас.
Наконец, можно заплатить за подробный отчёт, который предоставляет сервис «Автотека» — там можно узнать всё вплоть до того, что ремонтировалось с обращением в страховые компании.
3. Бумажная проверка
Допустим, вы посмотрели объявление, ознакомили с кратким отчётом по VIN (или заказали полный) и договорились о встрече. Не спешите оформлять сделку. В первую очередь нужно проверить все документы — паспорт транспортного средства (ПТС) и свидетельство о регистрации (СТС). К слову, если ПТС у автомобиля уже не первый — это вовсе не повод бить тревогу и отказываться от машины. Часто бывает так, что даже у трёхлетних экземпляров оригинальный ПТС может быть заполнен штампами дилеров, да и владелец обязан обращаться в ГИБДД при смене места жительства или фамилии, что также влечёт за собой дополнительные записи в ПТС.
В любом случае, спросите копию оригинального ПТС — если с машиной всё «чисто», то, скорее всего, кто-то из прежних владельцев таковую сделал. Впрочем, скоро ценность оригинальных ПТС сведётся к нулю, ибо уже введены в оборот электронные ПТС (пока, правда, ЭПТС выдают только некоторые производители на новые автомобили). Кроме того, если от продавца вы узнаете, что машина была в кредите, но он погашен, попросите справку из банка.
Нужно внимательно сверить все данные в ПТС и СТС, после чего найти на кузове таблички с VIN. Где они находятся? Это лучше заранее узнать в Интернете, чтобы не рыскать по всей машине. Интересно, что многие производители ставят табличку с VIN на «телевизор» — рамку впереди моторного отсека. Это значит, что риск потерять или деформировать её при ДТП — максимальный. Не видите её или она испорчена? Лучше отказаться от покупки, иначе предстоит долгая и муторная процедура прохождения экспертизы и последующей «легализации» автомобиля.
Не будет лишней и сервисная книжка — её отсутствие у свежего автомобиля тут же наводит на сомнения, что он обслуживался должным образом, а пробег соответствует заявленному. Разумеется, сама по себе она ничего не гарантирует, но можно связаться с дилерскими центрами, проводившими ТО (они указаны в книжке), и уточнить, действительно ли они принимали данную машину в ремонт.
4. Интернет-сервисы
Проверить машину можно, не выходя из дома — достаточно попросить продавца прислать вам VIN и номер свидетельства о регистрации. Дальше вбиваете их в «Автокод» и получаете информацию о количестве собственников, страховых случаях, ДТП и наложенных на машину ограничениях. Однако есть нюанс — «Автокод» предоставляет данные только для автомобилей, зарегистрированных в Москве и Московской области!
Как быть автолюбителям из других регионов? Аналогичный сервис предоставляет ГИБДД — на сайте можно вбить VIN и уточнить данные по регистрационным действиям, количеству ДТП и прочую информацию. Причём на сайте ГИБДД, в отличие от «Автокода», даже не нужно быть зарегистрированным пользователем. Но и тут не обошлось без неприятного нюанса — база без нареканий выдаёт количество владельцев и даты предыдущих постановок на учёт, но показывает только те ДТП, которые произошли с 2015 года, хотя «Автокод» имеет данные и по более ранним событиям. К тому же, как мы писали в январе, даже эта проверка не застрахует вас от покупки автомобиля с невыплаченным за него кредитом.
Есть и частные сервисы, причём там за отчёты придётся платить! Суммы разные и немаленькие — от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, поэтому решили проверили, насколько достоверную информацию они предоставляют. Результаты оказались неубедительными, так что не тратьте лишние деньги — как показала практика, достаточно ознакомиться с историей размещения на Auto.ru и заказать отчёт на «Автотеке».
5. Доверять ли автосалонам?
Под автосалонами мы понимаем не многочисленные лавки мошенников, наживающихся на приезжих из других регионов и «впаривающих» им автомобили с дикой комиссией (бегите от таких, как от огня), а отделы трейд-ин официальных дилеров. Наша практика показывает, что их услугами можно пользоваться.
Во-первых, перед тем, как выкупить автомобиль в зачёт нового, представители автосалона точно так же проверяют машину по всем возможным базам данных (зачем им «висяк» в виде автомобиля с запретом на регистрационные действия или в залоге?). Во-вторых, они проводят диагностику машины. Но есть и жирный минус. Результаты диагностики потенциальному покупателю они предоставлять не обязаны, так что о техническом состоянии придётся только догадываться. Бывает, что менеджеры рассказывают о «косяках», но делают это неохотно, поэтому можно попробовать «подбодрить» их требованием внести в договор пункт о том, что дилер продаёт автомобиль в исправном состоянии, без окрашенных элементов кузова и т.д. (на случай поломки сразу после покупки). Разумеется, они этого не сделают, но информации дадут больше.
Если вы интересуетесь автомобилем профильной марки (например, покупаете подержанный BMW в отделе трейд-ин официального дилера BMW), то можно рассчитывать на более глубокую диагностику с использованием фирменного программного обеспечения — как минимум, считать данные по обслуживанию с ключа (электронная сервисная книжка) и получить информацию из многочисленных электронных блоков (во многих из них зашифрован и пробег автомобиля). Как узнать, что вы имеете дело с официальным дилером? Очень легко — свериться со списком на сайте производителя.
К тому же, это удобно — не нужно договариваться с «частником» о встрече, гнать автомобиль на диагностику и думать о том, как оформить сделку и рассчитаться за машину. Приехал в любое время в рамках часов работы салона, осмотрел машину, запустил процесс оформления, внёс деньги в кассу и через час уехал на авто. Изредка свою комиссию берут и «официалы», но, как правило, она невелика, и о ней предупреждают заранее. Главное — проверяйте наличие СТС, бывают случаи, когда некоторые трейд-ин отделы не отдают их, мотивируя это защитой предыдущих собственников от штрафов и «лишнего» транспортного налога (вам придётся сразу ехать ставить автомобиль на учёт на себя). Это незаконно и не отдать вам СТС они не имеют права. Более того, без СТС вы не можете управлять автомобилем!
Увы, даже салоны официальных дилеров не гнушаются скручиванием пробегов, что иногда приводит к появлению глупых объявлений, где заявленный километраж оказывается сильно меньше того, что на приборном щитке — видимо, его фотографируют раньше, чем корректируют пробег. Конечно, узнать примерный пробег интересующего автомобиля для опытных людей не составит труда — на рынке существуют фирмы и специалисты, предлагающие услуги по подбору подержанных машин. И, если вы выбираете дорогую машину, то лучше обратиться к профессионалам.
Как видите, покупка подержанной машины в любом случае сопряжена с риском и необходимостью дополнительных проверок — как технического состояния, так и юридической «чистоты». И всегда есть вероятность, что купленный автомобиль окажется в залоге или с ограничениями на регистрационные действия. Катастрофа? Не совсем — в следующей публикации мы расскажем, что делать в таких случаях.
Несколько правил, которые нужно соблюдать
- Не ищите «халяву». Бесплатного сыра не бывает.
- Не связывайтесь с автосалонами, которые не относятся к официальным дилерам. Даже если вам продадут хороший автомобиль, заплатите вы за него больше, чем указано в объявлении. К тому же, именно у них чаще всего указанные данные (год выпуска и пробег) расходятся с реальностью.
- Обращайте внимание на объявления, проверенные «Автокодом», — положительная отметка означает, что продавец хотя бы вбил реальные данные. Если есть сертификат проверки, изучите его. Возможно, выявленные недостатки не критичны, а продавец снизит цену.
- Уделите 15 минут проверке документов и табличек с VIN на автомобиле.
- Проверяйте автомобиль по всем доступным онлайн-сервисам: «Автокоду», сайту ГИБДД, сервисам, привязанным к сайтам по продаже автомобилей.
- Обязательно сделайте запрос в залоговый реестр ФНП — лучше и через сайт, и доехать до нотариуса. Мы уже писали, чем грозит скоротечная покупка автомобиля в залоге.
- Всегда указывайте полную стоимость в договоре купли-продажи, так как в случае судебных разбирательств вы можете вернуть автомобиль, но и деньги получите обратно только объёме, указанном в ДКП. Если продавец настаивает на сильно меньшей сумме, мотивируя это возможными лишними вопросами со стороны Федеральной налоговой службы, лучше отказаться от покупки.