НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Путешествие по Ливану: друзы, «Датсуны» и колючая проволока

22 июля 2016 10:00
Что сейчас происходит в Бейруте? Какие там автомобили? Кто такие друзы? Для ответов на эти вопросы редактор «Авто Mail.Ru» отправился в Ливан и узнал много интересного

На прошлой неделе компания Datsun начала поставку моделей on-DO и mi-DO на рынок Ливана. А ведь россияне очень мало знают про эту страну. Начать хотя бы с того, что Ливан постоянно путают с Ливией. И многие до сих пор уверены, что там идет война, а Бейрут вообще ассоциируется с огненным адом. Но все оказалось совсем не так...

Начиная с июля этого года в Ливане начнется продажа собираемых в России Datsun on-DO и mi-Do. По данным «Авто Mail.Ru», цены на машины следующие: от $11 900 за версию с механикой и климат-контролем до $13 900 за наиболее упакованную машину. Для сравнения, старая Lada 4×4 тут стоит... 13 900 долларов, а за «Ларгус» просят 16 тысяч.

Для начала небольшая справка. Ливан — это небольшое государство, которое расположено в весьма «горячем» месте и граничит с Сирией и Израилем. Проживает там меньше 4,5 млн человек, тем не менее ежегодно в стране продается более 40 тысяч новых автомобилей, причем последние пять лет рынок стабильно растет на 4% в год. Сейчас в Ливане представлены все крупнейшие автопроизводители (включая даже нашу Lada), а на дорогах Бейрута можно встретить не только подержанные «Мерседесы», но и Porsche с Lamborghini. Причем, лидеры по продажам по итогам прошлого года тут весьма необычные. На первом месте идет Toyota Yaris, на втором уже весьма старый Mitsubishi Lancer, далее Kia Picanto и... Toyota Land Cruiser 200. Замыкает пятерку еще один корейский малыш — Hyundai i10.

Многие уверены, что Ливан является ключевым игроком в этом регионе

Разделение по вере

В Ливане очень интересное государственное устройство. Главная особенность ливанской модели заключается в том, что места в парламенте и все высшие государственные должности делятся в равной доле между конфессиями. Так, президентом страны должен быть христианин-маронит, премьер-министром — мусульманин-суннит, а спикером парламента — мусульманин-шиит. Министры делятся поровну: мусульмане и христиане имеют равное количество портфелей. Даже парламент тут конфессиональный. 64 депутатских места отдано мусульманам, причем среди них тоже идет разделение: 27 суннитов, 27 шиитов, 8 друзов и 2 алавита. И соответственно 64 места у христиан всех основных в Ливане конфессий: 32 маронита, 20 представителей армянской апостольской церкви, 2 армянских католика, 7 греческих православных, 1 греческий католик, 1 протестант и последнее место христиане распределяют по своему усмотрению.

Таким образом, выборы в стране проходят исключительно внутри своей конфессии — мусульмане на выборах не критикуют христианские партии, а сражаются исключительно друг против друга. Страсти на выборах, надо сказать, кипят нешуточные. И среди мусульман и среди христиан нет политического единства. И в первую очередь по главному вопросу — дружить с Сирией или нет.

С последней страной отношения особые. Кто-то в Ливане считает Сирию единственным настоящим другом, а тот факт, что ее войска были в стране вплоть до 2006 года, воспринимается как благо. Другие же называют это оккупацией. Разобраться туристу во всех хитросплетениях ливанской политики не просто сложно — невозможно. Слишком все запутано, слишком свежи раны жуткой гражданской войны...

Немного истории

До сих пор даже в центре Бейрута можно встретить подобные здания. Эхо войны...

До 1975 года Ливан был процветающей страной, финансовым центром региона, который называли «ближневосточная Швейцария» и «второй Париж». Однако с конца 60-х годов в Ливан начали активно перебираться палестинцы, которые жаждали войны с Израилем. У них было оружие, их сила росла, ливанская армия не вмешивалась в их дела... Фактически образовалось государство в государстве. Одновременно с этим противоречия между христианскими и мусульманскими партиями усиливались, многие политические движения стали создавать вооруженные формирования, начались конфликты между правительственными властями и палестинцами, которых поддерживали многие жители страны. В итоге в 1975 году в стране началась полномасштабная гражданская война. Регулярная армия в 1976 году в результате мятежа распалась, в страну вошли сирийские войска, Бейрут — когда-то один из самых красивых городов мира — был разрушен и разделен на две части. Плюс в 1982 году в Ливане появились израильские солдаты, которые вели борьбу с палестинскими боевиками.

Формально все закончилось в 1990 году. Однако в 2006 году — то есть всего 10 лет назад — Израиль активно бомбил Ливан, особенно территории, которые контролируются «Хезболлой» (это делалось для ликвидации боевиков, которые обстреливали ракетами Израиль). Однако досталось не только южным регионам, но и Бейруту.

Бетонные блоки, столбики, заборы — для Бейрута это норма

Все эти события, разумеется, нанесли огромный вред экономике Ливана. И именно из-за них люди в России — особенно те, кто вырос в СССР — до сих пор вздрагивает при слове Бейрут. Ведь в свое время у нас постоянно показывали страшные репортажи про этот город (главным образом про «мирных палестинцев» и «израильскую военщину»). Сейчас Ливан быстро восстанавливается, но до сих пор влияние прошлого ощущается. На улицах много охраны, здания в центре города часто отгорожены бетонными блоками, периодически встречается колючая проволока, в некоторые районы вообще могут не пропускать. При этом военные и мирные жители очень нервно реагируют на фотокамеру даже в том случае, если ты снимаешь здания или пейзажи (про портреты и говорить нечего).

Восточный колорит

И все же на улицах в центре Бейрута ты ощущаешь себя спокойно. И как-то очень по-европейски. Здесь свободно продается алкоголь, женщин никто не заставляет надевать паранджу (а вот в кварталы, где живут беженцы или сторонники Хезболлы, туристам лучше не соваться — чужаков там не любят)

В центре Ливана местные жители и туристы чувствуют себя безопасно

Правда, на дорогах Европой не пахнет. Местные водят «по-восточному». Постоянно бибикают и светят непонятно кому дальним светом, часто едут не в своей полосе, а пропускают линию разметки по центру, любят оказаться на встречке. И, конечно, в обязательном порядке рулят одной рукой (вторая должна быть высунута в окно). Соблюдение безопасной дистанции — никогда. Резкие разгоны, перестроения без включения поворотников и опасные обгоны — всегда. Поэтому если вы решитесь сами сесть за руль в Ливане, то будьте готовы к весьма агрессивному стилю вождения со стороны местных.

Кстати, сам автопарк Ливана стремительно молодеет. Говорят 5-7 лет назад улицы были заполнены исключительно старыми «помойками», однако сейчас на дорогах полно современных машин. Причем много микролитражек — не зря автопроизводители говорят, что вкусы жителей Ливана близки к европейским. Оно и не удивительно, ведь «малыши» стоят недорого, расходуют мало топлива и, главное, их проще парковать. А с последним в центре Бейрута огромные проблемы. На некоторых улицах даже организована стоянка в два ряда, причем занимаются ей специально обученные люди. Водитель приезжает, передает автомобиль парковщику и уже тот решает проблему куда поставить. При этом, если смотреть на знаки дорожного движения, то выяснится, что стоянка в два ряда строго запрещена!

Кто такие друзы?

В Ливане, а также в Сирии и Израиле, живут люди, которых иногда именуют друзами. Часто можно услышать, что друизм — это ответвление ислама. Однако сами они уверены, что их религия гораздо древнее не только мусульманства или христианства, но и иудаизма. И, якобы, этой вере уже более 5 тысяч лет!

Друзы считают, что Бог — только один. Но он уже не раз приходил на Землю. Имена Адам, Ной, Моисей, Иисус, Мухаммед вам, наверняка, о чем-то говорят? Так вот друзы считают, что это был один и тот же Бог, душа которого переселялась в разные тела (и будут еще новые мессии). Вообще теория о реинкарнации является для друзов ключевой. Кстати, именно из-за нее друзом нельзя стать — механизма перехода в эту веру не существует. Друзом можно только родиться, а решение стать им или нет принимает душа в зависимости от того, как ты себя вел в прошлой жизни.

Кедр является национальным символом Ливана. Раньше он рос тут практически везде. Однако человек на протяжении веков вырубал это ценное дерево... В результате сейчас ливанский кедр стал редкостью.

А еще от друзов не требуют умирать за веру. Если нужно, то они могут «на словах» принять любую религию и выполнять какие угодно ритуалы, но при этом верить в своего Бога.

И последнее. Друизм — несмотря на всю свою древность — до сих пор является самой загадочной религией в мире. Все тайны этого учения нам никогда не узнать — они доступны только посвященным. Во многом именно поэтому про них ходит масса легенд. Например, одна из них связана со... штанами. Согласно мифу, друзы считают, что следующего мессию родит мужчина. Причем, эти самые роды произойдут мгновенно, ну то есть вообще без подготовки. И поэтому друзы, мол, должны ходить в широких штанах — если младенец родится, то он не ударится головой о землю. Однако сами друзы смеются над этим объяснением. По их словам, такие штаны носят и турки, и наши казаки. И не потому, что собираются рожать. А потому что удобно.