НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

100 лет ЗИЛу - вспоминаем историю великого завода

1 августа 2016 10:01
Скоро на месте ЗИЛа вырастут многоэтажки и торговые центры. Гигант отечественного автопрома, заложенный 100 лет назад в Ильин день, ушел в историю...

В этом, говорят, есть «историческая необходимость». Возможно, в конце концов, АМО-ЗИЛ — не единственный завод, павший жертвой катаклизмов конца прошлого — начала нынешнего столетия. Но тем, кто сегодня делит вожделенную столичную землю, даже в голову не пришло, что начинать бурную деятельность стоило бы с создания музея предприятия с огромной историей.

Штабных АМО-Ф15 в конце 1920-х построили всего около десятка

А пока музея нет, вспомним некоторые модели, созданные заводом за 100 лет — серийные и редкие, почти забытые прототипы и опытные образцы. Начнем с легковых машин, тех самых, что когда-то звали «автомобилями высшего класса»...

Официальные лица. Легковые автомобили АМО, ЗИС и ЗИЛ

История легковых машин АМО началась с... грузовика. В 1927-м на базе серийного АМО-Ф15 (в «девичестве» — Fiat 15 Ter) создали штабной командирский автомобиль для Красной Армии. Шасси осталось неизменным. У машины были двускатные задние колеса, 35-сильный мотор объемом 4,4 л, руль — справа. До 1929-го построили около десяти экземпляров и... забыли о легковых моделях почти на десять лет.

Производство представительского автомобиля после неудачи с первым «красным Бьюиком» — Л-1, созданным в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец», забрал себе сам директор ЗИСа И. А. Лихачев. Все-таки московский завод уже обладал автомобильным опытом. За основу вновь взяли Buick, но в точности его не повторяли. Первые два кузова сделала в США фирма Budd, но по макетам, выполненным в Москве. ЗИС-101 соответствовал американским канонам, но не самым современным во второй половине 1930-х. Рядная «восьмерка» развивала 90 л.с. (предусматривали и форсированный до 110 л.с. вариант), коробка передач — трехступенчатая, подвески — зависимые, тормоза — механические, но с вакуумным усилителем.

На ЗИС-101 возили чиновников и начальников не самого высокого ранга. Те, что сидели на сталинском Олимпе, предпочитали американские автомобили. Зато стихотворение Сергея Михалкова со словами: «Распахнется в ЗИСе дверка, выйдет Клава пионерка, глянет важно сверху вниз и в гараж отпустит ЗИС» — это как раз про 101-й. Символ мощи отечественного автопрома 1930-х, а заодно — зарождения советской золотой молодежи.

ЗИС-101 всех модификаций произвели тиражом 8753 экземпляра

На базе 101-го сделали 20-30 открытых ЗИС-102 с форсированным 116-сильным мотором. Однако машина выглядела солидно только со снятым верхом, поскольку вместо опускных стекол в дверях от непогоды ездоков прикрывали простецкие целлулоидные окна в брезентовых боковинах. Сделали лишь два настоящих кабриолета с опускающимися стеклами.

Кабриолетов ЗИС-102 с опускными стеклами в дверях сделали всего два

В 1940-м в серию пошел модернизированный ЗИС-101А с форсированным двигателем и немного измененным кузовом. Но это был лишь первый шаг к новым моделям. В 1942-м на производстве ждали ЗИС-101Б со 133-сильным мотором и, наконец-то, нормальным багажником (на 101-м сзади была только архаичная решетка для поклажи). А ЗИС-101Б рассматривали как предтечу ЗИС-103, для которого планировалась уже и независимая передняя подвеска. Но эта модель так и не появилась, а единственный ЗИС-101Б испытывали, если верить заводским документам, до... октября 1941-го. Немцы тогда вошли в Калинин (ныне Тверь)...

Прототип ЗИС-101Б испытывали в 1941-м

Война кончилась, броня появилась

После войны развернули производство совсем другого, куда более современного автомобиля: секретного «Изделия 100», оно же — ЗИС-110С, оно же — ЗИС-115. Бронированный лимузин массой 4200 кг оснастили форсированным до 162 л.с. рядным восьмицилиндровым двигателем. На тяжелую машину поставили специальные шины.

Бронированный ЗИС-115, по сути, — первый «членовоз» завода. Хотя прозвище это появилось много позже

Для поднятия-опускания стекол в дверях создали мощные гидродомкраты с кнопочным управлением. Несколько из примерно 30-40 таких лимузинов живы до сих пор.

«ЗИС-Москва» — прототип на пути от модели 110 к ЗИЛ-111

При всей величественности, ЗИС-110 стал устаревать уже в первой половине 1950-х. За дизайн новой модели взялся заводской художник В. Ростков. В 1956-м — переломном для страны году (когда и завод вместо имени Сталина получил имя Лихачева) — появился «ЗИС-Москва». Машина еще с начинкой ЗИС-110 по-прежнему была выполнена в американской стилистике (впрочем, тогда ее считали эталоном очень многие европейские дизайнеры). Но для будущего ЗИЛ-111 выбрали работу Л. Еремеева. Ростков, обидевшись, ушел с завода, а прототип «Москва» нынче можно увидеть только на фото.

ЗИЛ-111, которым СССР хвалился на всемирной выставке в Брюсселе, внешне быстро устаревал. В 1961-м появился первый прототип с ловко модернизированными передней и задней частями кузова. Машина имела четыре круглые фары спереди и круглые же фонари сзади. В серию такой ЗИЛ-111 пошел в 1962-м. А первый прототип чудом сохранился.

Первый прототип ЗИЛ-111Г, 1961 г.

А покороче можно?

ЗИЛ многие годы делал только лимузины и огромные парадные кабриолеты на их базе. Но для охраны высочайших кортежей нужен был быстрый автомобиль поддержки. Именно с этим прицелом сделали седан ЗИЛ-117 с сохранением стилистики ЗИЛ-114, но укороченной на 580 мм базой. Машина с двигателем в 300 л.с. развивала до 200 км/ч. Появилась идея поставить ее на относительно крупносерийное производство для снижения гигантской себестоимости «членовозов». Но с 1971 по 1977 годы построили всего 73 автомобиля. И только один из них — ЗИЛ-117П — с кузовом лимузин.

Седан ЗИЛ-117 в итоге стал автомобилем непонятного назначения

Еще один необычный автомобиль на базе ЗИЛ-114 — санитарный универсал с увеличенной высотой крыши. Два таких ЗИЛ-114ЕА построили в 1974-м для кортежа стареющего генсека Л. И. Брежнева. Позднее сделали еще четыре универсала ЗИЛ-41042 — два на базе модели 41045 и столько же на основе 41047.

ЗИЛ-114ЕА — первый из всего шести санитарных универсалов

Вопреки бытующим слухам, ни Брежнева, ни даже Андропова в бронированных автомобилях не возили. Отменил это дело Хрущев, считавший, что не надо бояться собственного народа. Лишь через три десятилетия после снятия с производства ЗИС-115 на заводе стали готовить серийный защищенный автомобиль на основе ЗИЛ-4104. Кстати, тогда провели краш-тест старого ЗИС-115, более-менее похожего по массе на создаваемую машину.

ЗИЛ-41047ТБ бронировали в Германии

Первые ЗИЛ-41047ТБ бронировала немецкая компания Trasco Bremen. Позднее выпустили около полутора десятков ЗИЛ-41051 и ЗИЛ-41052 с отечественной защитой. А вскоре руководители страны отказались от бывших флагманов, бывшего автопрома, бывшего СССР...

Агония

1989 год. Перестройка в разгаре. Телевизионные трансляции с ХIХ партконференции собирали аудиторию, которая ни одному создателю сериалов не снилась. Именно в это время построили два новых автомобиля ЗИЛ-4102. На заводе шутили: один для Михаила Сергеевича, второй — для Раисы Максимовны Горбачевых (в просторечии лимузины называли Мишка и Райка). Машины имели несущий кузов (фактически впервые в истории завода), независимые подвески. Правда, силовой агрегат — 315-сильный V8 с трехступенчатой коробкой передач — оставался прежним. Прототипы показывали генсеку, но не стране, а ее руководству уже было не до новых лимузинов.

Один из двух прототипов ЗИЛ-4102 — символ перестроечных планов и проектов

Одной из последних легковых моделей некогда почти всемогущего предприятия стал ЗИЛ-41041. Официально седан, который явился продолжателем модели ЗИЛ-117 и имел базу 3300 мм, производили до 2000 г. Силовой агрегат оставался прежним — прожорливый, до боли знакомый карбюраторный V8 мощностью 315 л.с. с трехступенчатым автоматом.

ЗИЛ-410141 числились в производстве вплоть до конца ХХ столетия

Помнится, машину показывали Ю. М. Лужкову. Но ни его, ни иных сильных мира сего она не вдохновила. Построили всего 26 экземпляров. Причем некоторые из них можно купить — объявления о продаже встречаются часто.