НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Самый массовый Ford

3 октября 2003 16:55
95 лет назад на свет появился автомобиль Ford-T. Он совершил переворот в истории мирового автомобилестроения – это была первая массовая машина, доступная практически каждому американцу.
Выдающийся предприниматель Генри Форд выпустил на рынок машину простую до примитивизма, очень надежную и выносливую, а главное, технологически совершенную и потому дешевую в производстве.

Форд понял уже тогда, что мало дать покупателю доступный по цене автомобиль. Надо создать густую сеть дилеров, которые помогут продавать, обслуживать и ремонтировать его. И он создал модели Ford-T полный цикл жизнеобеспечения. Модель Ford-T выпускалась с 1908-го по 1927 год. В 1909 году, к примеру, Ford Motor Company выпустила 10 тысяч таких машин – в то время многие именитые фирмы считали за благо делать и продавать по 2–3 тысячи машин в год. А в 1923 году машин Ford-T было произведено и продано уже 2 миллиона. Секрет коммерческого успеха заключался не только в обширной сервисной сети. Он в немалой степени определялся баснословно низкой ценой и себестоимостью машины. Как удешевить производство? Форд прислушался к советам видного специалиста по научной организации труда Тейлора. «Автомобильный король», как его тогда называли, разбил все производство на отрезки с простейшими трудозатратами. Он ввел конвейер. Он заказывал смежникам поставки деталей и узлов по очень низким ценам, компенсируя это большими их объемами. С теми, кто не принимал его условий, он больше не имел дела. Наконец, Форд и его инженеры с великой тщательностью разрабатывали конструкцию самой машины с целью упростить ее и сделать более технологичной. До модели T практически все автомобили не имели съемной головки цилиндров. При отливке блока, объединенного с головкой, шло много брака. Обработка «стволов» цилиндров и поверхности камеры сгорания получалась не всегда идеальной. Форд поставил перед своими инженерами задачу сделать головку съемной. Тогда для обработки «зеркала» цилиндров стало возможным применить автоматические линии, как, впрочем, и для одновременного сверления множества точно расположенных отверстий. Но в этом случае стык блока с головкой необходимо было уплотнить специальной прокладкой. Фордовские специалисты первыми создали их конструкцию и способ массового их производства. Сейчас это можно встретить на любом автомобиле.

На модели T многие элементы конструкции отличались простотой. Рама состояла из прямых лонжеронов, рессор было две, а не четыре. Бензиновый насос отсутствовал – топливо шло к карбюратору самотеком. От водяного насоса фирма Ford тоже отказалась – вода в системе охлаждения циркулировала благодаря разности температур – по принципу термосифона. Об особенностях устройства, которые получили путевку в жизнь на модели Т, можно было бы написать целую книгу. Ходит немало легенд о том, что за 19 лет производства конструкция модели T не изменялась. Это не так. За эти годы изменилась форма радиатора, крыльев и кузова. Вместо ацетиленового освещения появилось электрическое. На смену колесам с деревянными спицами пришли более легкие, с проволочными. Неверно, что эта модель снабжалась единственным типом кузова – простейшим, открытым. С конвейера Highland Park в Детройте сходили автомобили и с закрытыми кузовами типа «купе», «седан», «ландоле», а также пикапы и родстеры. В другой легенде – будто бы у Форда можно было заказать машину «любого цвета при условии, что он черный» – доля правды есть. Так действительно было в первые пять лет выпуска Ford-T – потом автомобили красили в разные цвета.

За 19 лет Ford Motor Company выпустила 15 млн 7033 машин модели T. Этот результат превзошел только «Жук» от Volkswagen: с 1946-го по 2003 год машина была выпущена в количестве 21,5 млн экземпляров. Ford-T снискал особую популярность в американской провинции, среди фермеров. Тогда в сельских районах Америки было мало дорог с твердым покрытием. Ford-T имел большой клиренс. Если машина застревала в грязи или рытвинах, четверо ее пассажиров были в состоянии вытолкнуть автомобиль, весивший 658 килограммов, на хорошую дорогу. Машина длиной 3,5 метра имела двигатель мощностью 22 л. с. Эти параметры сопоставимы с технической характеристикой «горбатого» ЗАЗ-965. Такой массовый и общедоступный автомобиль, как Ford-T, внес в Америке свой вклад в развитие автомобильного спорта. На примитивных треках, на соревнованиях во время местных сельскохозяйственных выставок, состязались многочисленные гонщики-любители на Ford-T, переделанных в гоночные. Если серийная машина развивала скорость 70 км/ч, то «тюнингованная» могла давать и 160 км/ч. Заслуга эта принадлежала бесчисленным маленьким тюнинговым фирмам, которые делали любые детали и узлы для переоборудования «Жестянок Лиззи» (так называли американцы Ford-T). Таким образом, массовая модель дала импульс развитию широчайшей инфраструктуры по обслуживанию автомобилей. Россия познакомилась с Ford-T уже в 1909 году. Машина имела успех не только из-за крайней дешевизны, но и из-за хорошей проходимости. Свидетельство тому – выводы Военного испытательного пробега 1912 года.

До 1927 года наша страна приобретала немало автомобилей Ford-T. По статистическим данным, в 1925 году в автомобильном парке СССР на первом месте по количеству зарегистрированных машин была именно эта машина.