По легенде, своим появлением «Нива» обязана председателю Совета Министров СССР Алексею Николаевичу Косыгину. Последний, посетив тольяттинский автогигант, порекомендовал конструкторам заняться разработкой полноприводного автомобиля, который пригодится военным и сельчанам. Тут же на заводе закипела работа — и молодые, и опытные сотрудники бросились предлагать главному конструктору свои идеи, касающиеся конструкции перспективного внедорожника.
Конструкторы разделились на три противоборствующих лагеря, причём все проекты подразумевали использование максимального количества «жигулёвских» агрегатов. Первый вариант — оснастить серийную легковушку, «копейку», полноприводной трансмиссией. По такому принципу разрабатывали «Москвич-410». Второй вариант — построить полноприводную машину с открытым кузовом, рессорной подвеской и подключаемым полным приводом. Так создавался «УАЗ-469». Третий вариант — заложить в конструкцию автомобиля максимальное количество передовых решений: переднюю и заднюю пружинную подвеску, постоянный полный привод, блокируемый межосевой дифференциал...
Именно последний вариант поддержал тогдашний главный конструктор «ВАЗа» Владимир Соловьев. Первые экземпляры автомобиля «Э2121» (на фото), вышедшие на испытания в 1972 году, получились откровенно неказистыми, зато «эшки» подтвердили перспективность предложенной конструкции. Одновременно появились открытый и закрытый варианты кузова. Причем внешностью последнего занимался Валерий Сёмушкин, который предложил назвать будущую машину «Нивой». И экстерьер, и название внедорожника, предложенные молодым дизайнером, понравились руководству предприятия.
О постоянном полном приводе «Нивы» ходит такая легенда. Сначала конструкторы хотели сделать подключаемый полный привод, но первые опытные образцы, вышедшие на испытания, быстро вернулись на доработку — стандартные «жигулевские» мосты просто развалились. Поэтому было решено разделить крутящий момент между мостами, чем достигалось снижение нагрузки на мосты и карданы. Принято считать, что подобная трансмиссия — вазовское нововведение. Однако первыми аналогичное решение предложили англичане, создавая Range Rover.
Кстати, напомним, что название «Нива» сейчас принадлежит концерну GM, а потому внедорожник первого поколения продаётся под именем Lada 4x4 (в свою очередь, машина второго поколения представлена на рынке как Chevrolet Niva). Что касается продолжения истории, то, учитывая недавнюю смену президента на «АвтоВАЗе», нельзя точно сказать, когда появится и появится ли вообще «Нива-3».