Популярный блогер и общественный деятель Петр Шкуматов в новой программе «Итоги недели с Петром Шкуматовым», выходящей еженедельно на телеканале «Авто Плюс», заглянул в будущее автомобильного мира. И увидел его не только беспилотным, но и безработным. Видеоверсия программы доступна он-лайн.
О том, какие изменения в автопроме произойдут всего через несколько десятков лет, мы поговорили с Петром Шкуматовым.
— Петр, беспилотное будущее совсем рядом?
Петр: Да, и это не шутка. При реализации планов правительств и автопроизводителей уже через 20 лет профессия профессионального водителя будет причислена к разряду исчезающей. Как в начале 20-го века исчезли извозчики и кучера, точно так же новые технологии в автомобилестроении приведут к тому, что управлять автомобилем будет компьютер, а не человек. Несмотря на то, что многие из автомобилистов смотрят на эти перспективы с изрядной долей скепсиса, наше правительство объявило о программе «Автонет», в преамбуле которой обозначена дата, когда автомобили перестанут нуждаться в человеке — 2035 год. И если у нашего правительства это лишь планы, то в Великобритании уже в 2020 году автомобили без водителя будут допущены на дороги общего пользования. Пока речь идет об испытаниях беспилотного транспорта, но в планах британцев стать мировым лидером на рынке автономных автотехнологий к 2025 году. Рынок беспилотников к этому времени будет очень большой — около 1 трлн евро.
— Так все-таки, беспилотные автомобили победят и вытеснят из себя водителей?
Петр: Для этого есть несколько причин. Во-первых, беспилотные автомобили будут обеспечивать непревзойденный уровень безопасности движения. Это будет достигнуто за счет технологий С2С (car 2 car), которые позволят общаться автомобилям между собой со скоростью распространения радиосигнала, то есть со скоростью света. Также развитие возможностей компьютерного зрения приведет к тому, что под контролем самоуправляемых автомобилей будет вся зона вокруг авто, а не только то, что сейчас видит водитель. Можно привести пример. Обычный автомобиль едет по ночной дороге, и вдруг водитель видит яму. Дальше водитель пытается объехать яму, для чего совершает резкий маневр в правую полосу, по которой едет другой автомобиль. Поскольку маневр водителя, объезжающего яму, непредсказуем, второй водитель продолжает прямолинейное движение и происходит столкновение.
— И что же будут делать беспилотные автомобили в подобной ситуации?
Петр: Сенсор беспилотника, едущего по левой полосе, обнаружил яму по ходу движения. Другой сенсор обнаружил, что в соседней полосе едет другой автомобиль. Дальше беспилотник принимает решение объехать препятствие, поэтому на своем птичьем языке просит соседний автомобиль подвинуться. Обратите внимание — общение происходит со скоростью света! Второй автомобиль, получив экстренную просьбу подвинуться правее, конечно, сделает это, и объезд ямы не станет причиной ДТП. Но дальше всё оказывается гораздо интереснее! Бортовой компьютер автомобиля передает в центр данные о том, что на дороге в конкретном месте опасность. А центральный компьютер тут же автоматически оповестит едущие по этой дороге автомобили о наличии ямы. Также центральный компьютер немедленно оповестит дорожные службы, которые должны приехать и устранить дефект. Таким образом, яма уже не является неожиданностью для транспортных средств, и они уже готовы объехать её с учетом обеспечения максимальной безопасности для пассажиров.
— Получается, безопасность — главное преимущество беспилотника?
Петр: Не только. Робот, управляющий автомобилем, не требует зарплаты, социальных пособий и особого к себе отношения. И может крутить баранку столько, сколько позволит техника. Это открывает невероятные возможности для логистических компаний, которые смогут увеличить дальность перевозки грузов автономными фурами в разы, при этом безопасность перевозки будет намного выше, так как робот не устает. Если сейчас дистанция в 700 км в сутки для дальнобойщиков является своеобразным пределом, за которым резко возрастают риски аварии, то беспилотная фура позволит перевозить грузы за сутки на расстояния до 2000 километров. А если движение фур будет оптимизировано, то внутрисуточный пробег в 2500 км уже не является фантастикой. А это сотни миллиардов евро экономии ежегодно на логистике и грузоперевозках.
— А минусы есть?
Петр: Шансов у человека противостоять роботам практически нет. Торжество технологий, помимо описанных выше плюсов, несет совсем другой риск — социальный. Как сказал в программе «Итоги недели» координатор проекта «Пробковорот» Виктор Осипков, многие профессиональные водители рискуют просто в один момент потерять работу. Как будет решаться эта проблема? Время покажет.
В еженедельной информационно-аналитическая программе «Итоги недели с Петром Шкуматовым» — подробный обзор новостей автомобильного мира за прошедшую неделю, обсуждение с приглашенными экспертами наиболее острых и важных тем. Смотрите по понедельникам в 20:00 (МСК) на телеканале «Авто Плюс».