НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Путешествие зимой к Баренцеву морю

15 марта 2016 10:00
Зимой всех тянет к морю. Вот только отправились мы не на юг, а на север

Повод был хороший — вместе с подводниками Северного Флота встретить окончание Полярной ночи. Мы загрузились в Volkswagen Caravelle и Caddy с одинаковыми двухлитровыми дизелями, и — в путь.

Точкой старта выбрали Вологду, откуда для многих путешественников и начинается Русский Север. И сразу же заглянули в Музей забытых вещей. Всем рекомендуем. Настоящее перемещение во времени и пространстве. Там очень хорошо понимаешь, как сто лет назад люди коротали зимние вечера: читали вслух, играли в настольные игры, чаевничали, вышивали крестиком, ходили в театр и в гости. То есть они проводили время в семейном и дружеском общении. Для многих из нас эта форма проведения досуга, увы, подзабыта.

Колокольное счастье

Вторая точка на нашем маршруте — Каргополь. Древний город с нелегкой судьбой. Он долгое время имел царские привилегии на коммерческие операции, и практически вся торговля с Поморьем шла через него. Даже британский посол Флетчер в 1588 году, описывая Россию Елизавете Первой, называл Каргополь в числе главных городов в России. Однако все это не мешало городу несколько раз сгорать дотла. Очередной пожар 1765 года оставил пепелище — горели даже каменные храмы. Екатерина Вторая распорядилась выделить средства на восстановление города, но повелела дать ему новую планировку, которая тогда вводилась повсеместно в России. В благодарность императрице в самом центре, в створе Петербургского тракта, поставили колокольню, а крест на ней сориентировали не на восток, как положено, а на тот самый тракт, чтобы царица, въезжая, могла любоваться полной гармонией. Екатерина так и не приехала в Каргополь, а «неправильная» колокольня осталась.

И в нее не раз била молния. В 2001 году из-за этого вспыхнул сильный пожар. Щедрой Екатерины к тому времени у власти уже не было, и деньги пришлось собирать с миру по нитке. Но насобирали. И с 2003 года каждый канун Крещения над Каргополем льются звоны — сюда съезжаются звонари со всей России на традиционный фестиваль.

Теоретически существует похожая на нотную запись звонов. Но большинство звонарей ее не знают. Так что каждый раз — это импровизация. И длительность исполнения зависит лишь от вдохновения и физической силы человека. Кстати, среди звонарей есть и девушки!

Позже, на «учебной» звоннице, мы взяли мастер класс у звонарей и поняли — координация и чувство ритма у них должны быть фантастическими. Мы предположили, что хорошие звонари выходят из джазовых барабанщиков. И это правда! При условии, что человек, подходящий к колоколам, имеет не только талант, но еще и осенен той невидимой субстанцией, которая именуется духом...

Наутро градусники в наших машинах показывали -32. Слабонервные полезли в Caddy, полагая, что там будет теплее — салон-то поменьше. Но оказалось, что обе машины готовы к русской зиме, а в Caravelle есть еще и задняя печка с отдельной регулировкой и поддувом в ноги.

Беломор

Дорога через Кенозерский нацпарк — идеальный раллийный спецучасток. Горочки, подъемы, закрытые повороты... Жаль, что у нас машины были без полного привода, очень хотелось отключить систему стабилизации и немного пошалить. А ESP, к слову, на машинах настроена адекватно: электроника не сразу душит скольжение и затыкает мотор, а вмешивается в действия водителя мягко, давая ему некую свободу.

Медвежьегорск известен как столица Беломорканала, место съемок комедии «Любовь и голуби» и центр народного промысла «Карельская Вышивка». Сам Беломорканал можно созерцать в 20 км от города — в поселке Повенец дорога идет прямо через шлюз. Останавливаться, чтобы сделать селфи, не советуем — строго охраняемый объект. Но если сразу за шлюзом съехать к недавно поставленному в честь строителей канала Никольскому храму, то можно подняться на дамбу — откроется хороший вид сразу на несколько гидротехнических сооружений. Изначально канал шириной 36 метров, глубиной 4 метра и длиной 227 километров был полностью деревянный. Деревянными были и все 19 шлюзов. Канал начали строить в 1931 году, и к августу 1933 его уже закончили. Эти невиданные темпы стройки первой пятилетки стоили почти 20 тысяч жизней, в основном, заключенных...

Именно в их честь и поставили храм, а в самом Медвежьегорске своеобразным памятником строителям стала гостиница Беломорканала. Колоссальное серое мрачноватое здание, стилизованное под шлюз, и сегодня буквально подминает под себя деревянный город. На первом этаже — музей Беломорканала. Зайдите. Познавательно...

Трассу Кола от Медвежьегорска на север недавно сделали. Сейчас это уже не «направление», а «зеркало». Аж до норвежской границы. Теперь было бы неплохо построить АЗС и наладить мобильную связь. Хорошо, что у нас дизели оказались не прожорливы — около 7 литров на сотню у Caddy и чуть больше 8 на Caravelle.

Меж тем, холодало, минус 36,5 градуса. Фантастические ощущения от проезда мимо Кольской АЭС — тридцатник за окном, а туман такой, что на Caddy не видно капота. Это парят озера, которые служат фактически радиаторами внешнего контура реакторов...

Ночевали в Кировске, заодно оценили склоны Хибин. Очень понравился персонал, прокатный инвентарь новый, цены разумные. Но вот с жильем проблемы — большинство ночлегов расположены далеко от склонов.

Атака на Тирпиц

Формально Северный Флот существует с момента указа о его создании, с 1933 года. Но новая тенденция такова — нашему Северному Флоту больше 280 лет. И тому есть историческое подтверждение: в 1723 году, еще при Петре, была организована база казенного китоловства. Собственно, и название свое — Екатерининская — гавань получила по имени супруги Петра Великого (сейчас это город Полярный). А в период Шведской Войны, с 1741 по 1743 годы, в гавани базировались русские военные корабли. Сегодня здесь стоят дизельные подводные лодки и вспомогательные корабли. Основная ударная мощь Северного Флота уже на других, более современных базах, но Полярный был, есть и будет сердцем флота, его столицей, его отцом и матерью. Ведь именно сюда не вернулись во время Великой Отечественной Войны 23 подводные лодки.

Сегодня главная база Северного Флота уже в Североморске, но попасть туда без пропусков невозможно. Однако рядом с Североморском, в Сафоново, находится музей авиации Северного Флота, а на самой Главной Базе СМФ стоит легендарная лодка К21. На которой экипаж под командованием Николая Лунина 5 июля 1942 года атаковал флагман немецкого флота, наводивший ужас на всю Атлантику — Тирпиц. Попала ли хоть одна торпеда в линкор или это было невозможно даже теоретически — споры до сих пор не умолкают. Однако сам факт того, что наша лодка смогла пройти вражеские эсминцы, войти внутрь строя немецких кораблей, выйти на прямой контакт с Тирпицем и уйти целой, уже подвиг. Сейчас три отсека лодки превращены в музейные залы, но остальные четыре сохранены в целости и сохранности. Вот только дети, которых сюда привозят на экскурсии, умудрились сломать перископ...

Команда «Ленина»

Ну а мы движемся в Мурманск. Наш приезд совпал с роскошным полярным сиянием, о котором мы узнали только на следующее утро от местных товарищей. Мы же вырубились уже в 10 вечера...

Встреча солнца была назначена на следующий день — астрономы уверяли, что светило должно появиться примерно в 13-00. Поэтому времени хватило, чтобы посетить одну из главных мурманских достопримечательностей — атомный ледокол «Ленин». Первое надводное судно с ядерной силовой установкой впечатляет современного человека не столько энергетическими инновациями, сколько фантастически стильным интерьером (к моменту спуска «Ленина» у американцев уже было 2 атомные подводных лодки, у нас — одна).

Это настоящий уютный и вместе с тем аристократичный особняк с витыми лестницами, панелями натурального дерева и роялями. Недаром над проектом работали не только гениальные физики-ядерщики и кораблестроители, но и архитекторы и художники. Тут нет ничего типового. Для «Ленина», как для витрины социализма, все делалось индивидуально. Так что сроки постройки гигантского 135-метрового корабля водоизмещением в 16 тысяч тонн впечатляют — 25 августа 1956 был заложен, а 12 сентября 1959 уже пошел на ходовые испытания! Не удивительно, что на борт ледокола поднимались и британский премьер Макмиллан, и тогда еще кандидат в американские президенты Никсон. Пять дней в неделю корабль открыт для простых смертных. Интересно, что, несмотря на музейный статус и абсолютную неподвижность, — реактор ледокола разгружен еще в 2008 году — на «Ленине» есть капитан, команда, расписание вахт.

Ну а мы на утро отправились на сопку Солнечная горка. Зачем — явствует из названия этого географического объекта. И вот девушки из народного ансамбля «Снежица» пропели «зазванную» солнцу, и буквально через 15 минут через облака ударили первые лучи... Началась весна!

Андрей Леонтьев
Фото автора

Хочешь рассказать друзьям, что отдыхать можно не только на юге, но и на северных морях? Тогда нажми на кнопки соцсетей внизу!