НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Один юбилей на 15 брэндов

17 сентября 2003 18:15
95 лет назад была зарегистрирована General Motors Company (GMC). Тогда она представляла собой небольшую фирму, объединявшую заводы Buick и Maxwell-Briscoe. С тех пор она выросла во всемирную автомобильную империю.
На долю General Motors сегодня приходится около 13% всех легковых автомобилей, выпускаемых на планете: в год компания выпускает более 6 млн машин без учета грузовиков и пикапов. Ей принадлежат автомобильные компании в 17 странах мира на всех пяти континентах.

Выпускает корпорация машины под 13 различными марками – Buick, Cadillac, Chevrolet, Daewoo, Holden, Hummer, Isuzu, Oldsmobile, Opel, Pontiac, SAAB, Saturn, Vauxhall. Кроме этого, GM частично принадлежат японские компании Suzuki и Subaru. Конечно, сегодня понятие «марка автомобиля» имеет относительный характер. Например, машины Vauxhall, выпущенные в Англии, представляют собой модели Opel, но с эмблемами английской фирмы и, естественно, с правым рулем. Многие модели, изготовляемые в США или Бразилии, по многим узлам унифицированы.

Основателем крупнейшего в мире объединения по производству автомобилей стал Уильям Крапо Дюрант. Ловкий предприниматель и авантюрист, он начал свою карьеру в водопроводной компании. Там он завязал кoнтакты с Дэвидом Бюиком. Тот разработал метод эмалирования квартирных ванн, а впоследствии основал автомобильную фирму, назвав ее своим именем. Ее владельцем в 1904 году стал Дюрант. А 4 года спустя – 16 сентября 1908 года – он зарегистрировал корпорацию General Motors, которая с тех пор постоянно расширялась. Предпринимательские амбиции Дюранта привели к тому, что в 1911 году он вынужден был покинуть GMC. В 1915 году он снова оказался у руля корпорации, однако через пять лет его вывели из состава руководства.


Дюрант был очень активен. Он организовывал, продавал и покупал фирмы. Их было несколько десятков. В конце концов, в 1930 году, когда Дюранту исполнилось 70 лет, он был объявлен банкротом и сошел с деловой сцены. Тем не менее имя Дюранта, и как основателя GMC, и как человека, стоявшего у истоков других американских фирм, вошло в историю автомобиля. Принято считать, что в области автомобилестроения американская промышленность преуспела только в вопросах организации производства и развитии технологии. Но на ее счету также немалые достижения в области новых конструкций. General Motors имеет немало достижений – их список можно увидеть слева. В этом перечне указаны лишь новшества, внедренные на серийных легковых автомобилях. Немало нововведений отмечено и в грузовиках General Motors. Так, в годы второй мировой войны корпорация одной из первых начала выпуск армейских грузовиков колесной формулы 6х6. Эти машины не только поставлялись в нашу страну по ленд-лизу, но и на советских заводах производилась их сборка. В этот же период GMC освоила выпуск первого в мире плавающего трехосного грузовика. Эта модель также поступала в Красную армию. Если говорить о сотрудничестве GM с заводами России, то надо отметить, что в середине 90-х годов была организована сборка внедорожников Chevrolet Blazer в Елабуге. Увы, этот проект был похоронен, в основном из-за кризиса 98-го года. Сейчас на условиях отверточной сборки на Калининградском заводе «Автотор» планируют делать внедорожники Hummer. Также General Motors участвует в совместном предприятии с ВАЗом.

Под контроль GM перешел выпуск нового поколения «Нивы» – права на название также теперь у американской корпорации. Теперь ВАЗ-2123 зовется Chevrolet-Niva – под таким названием машина выпускается на СП в течение года. В будущем на мощностях завода планируются к выпуску новые модели GM, к примеру, там, возможно, будут выпускать переработанный вариант Opel Astra под маркой Chevrolet. Технические новшества, впервые примененные на моделях корпорации GM

1910 г. – Батарейное зажигание вместо магнето (GMC).

1912 г. – Электрический стартер (Cadillac).

1915 г. – V-образный 8-цилиндровый двигатель (Cadillac).

1925 г. – Декоративное хромирование (вместо никелирования) деталей (Oldsmobile).

1928 г. – Синхронизатор в коробке передач (Cadillac).

1929 г. – Гидравлические толкатели клапанов (Cadillac).

1930 г. – Шестнадцатицилиндровый двигатель (Cadillac).

1934 г. – Цельнометаллический кузов типа «универсал» (Chevrolet).

1935 г. – Стальной несущий кузов (Opel).

1939 г. – Автоматическая гидромеханическая коробка передач (Oldsmobile).

1939 г. – Сцепление с диафрагменной пружиной (Buick).

1953 г. – Кузов из стеклопластика (Chevrolet).

1954 г. – Гидравлический усилитель руля (Cadillac).

1956 г. – Четырехфарная система головного света (Cadillac).

1961 г. – Гибкий карданный вал (Pontiac).

1998 г. – Система курсового контроля (Cadillac).