Большинство автовладельцев личного легкового транспорта поддерживают систему взимания платы с большегрузов по принципам «кто больше портит дорогу, тот и платит». Такие результаты показал опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
В рамках исследования, проведенного по заказу Минтранса, в 130 населенных пунктах РФ в 46 субъектах федерации, было опрошено 2400 человек. Как оказалось, взимание платы с водителей по принципам «кто больше портит дорогу, тот и платит» и «кто использует дорогу в коммерческих целях, тот платит» считают справедливым большинство владельцев легковушек — 62% и 59% соответственно. Дальнобойщики (65% и 69%) и представители компаний-перевозчиков (60% и 64%) в большинстве своем придерживаются противоположного мнения.
Интересно, что при этом большинство владельцев легковушек считает состояние дорог в России удовлетворительным (39%) или хорошим (34%). Среди дальнобойщиков и представителей компаний-перевозчиков тех, кто назвал качество российских дорог «удовлетворительным», чуть больше — по 52% -, а «хорошим» — в несколько раз меньше (24% и 18% соответственно).
Если же говорить непосредственно о самой системе «Платон», то скорее положительно о ней высказывается 40% владельцев личного автотранспорта и лишь 3% дальнобойщиков. Отрицательно к новой системе относится 29% владельцев легковушек, 84% дальнобойщиков и 65% руководителей компаний-перевозчиков. Примечательно, что при этом 74% водителей большегрузов считают, что введение новой системы не приведет к улучшению качества российских дорог, в то время как 51% владельцев легковушек уверен в обратном.
Более подробно с результатами опроса ВЦИОМ можно ознакомиться ниже.
Как появилась система «Платон»
Как Вы считаете, справедлива или не справедлива система, при которой большегрузный транспорт платит больше за причинение вреда транспортному покрытию, нежели легковой транспорт? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Руководители компаний-перевозчиков | Владельцы ТС свыше 12 тонн (дальнобойщики) | Владельцы легковых автомобилей | |
Полностью справедлива | 11 | 4 | 30 |
Скорее справедлива | 27 | 29 | 32 |
Скорее несправедлива | 23 | 30 | 16 |
Полностью несправедлива | 37 | 35 | 16 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 2 | 6 |
По Вашему мнению, справедливо или не справедливо введение платы для владельцев большегрузных автомобилей, которые пользуются дорогами в основном в коммерческих целях? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Руководители компаний-перевозчиков | Владельцы ТС свыше 12 тонн (дальнобойщики) | Владельцы легковых автомобилей | |
Скорее справедливо | 34 | 27 | 59 |
Скорее несправедливо | 64 | 69 | 36 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 4 | 5 |
Как бы Вы оценили общее состояние федеральных автомобильных трасс в России в настоящее время? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Руководители компаний-перевозчиков | Владельцы ТС свыше 12 тонн (дальнобойщики) | Владельцы легковых автомобилей | |
Отличное | 1 | 2 | 5 |
Хорошее | 18 | 24 | 34 |
Удовлетворительное | 52 | 52 | 39 |
Плохое | 19 | 18 | 13 |
Очень плохое | 6 | 4 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 0 | 5 |
Как бы Вы оценили общее состояние региональных автомобильных трасс в России в настоящее время? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Руководители компаний-перевозчиков | Владельцы ТС свыше 12 тонн (дальнобойщики) | Владельцы легковых автомобилей | |
Отличное | 2 | 1 | 1 |
Хорошее | 8 | 10 | 17 |
Удовлетворительное | 37 | 33 | 38 |
Плохое | 31 | 36 | 26 |
Очень плохое | 18 | 19 | 15 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 1 | 3 |
Как, по Вашему мнению, изменилось общее состояние федеральных автомобильных трасс в России за последние три года? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Руководители компаний-перевозчиков | Владельцы ТС свыше 12 тонн (дальнобойщики) | Владельцы легковых автомобилей | |
Существенно/ скорее улучшилось | 58 | 53 | 67 |
Не изменилось | 31 | 38 | 20 |
Существенно/ скорее ухудшилось | 8 | 8 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 3 | 1 | 7 |
Как, по Вашему мнению, изменилось общее состояние региональных автомобильных трасс в России за последние три года? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Руководители компаний-перевозчиков | Владельцы ТС свыше 12 тонн (дальнобойщики) | Владельцы легковых автомобилей | |
Существенно/ скорее улучшилось | 30 | 27 | 41 |
Не изменилось | 47 | 45 | 36 |
Существенно/ скорее ухудшилось | 18 | 25 | 20 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 3 | 3 |
Как Вы лично относитесь к введению системы «ПЛАТОН»: скорее положительно, скорее отрицательно или безразлично? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Руководители компаний-перевозчиков | Владельцы ТС свыше 12 тонн (дальнобойщики) | Владельцы легковых автомобилей | |
Скорее положительно | 18 | 3 | 40 |
Нейтрально/Безразлично | 16 | 11 | 29 |
Скорее отрицательно | 65 | 84 | 29 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 2 | 2 |
По Вашему мнению, повлияет или не повлияет введение системы «ПЛАТОН» на общее состояние федеральных трасс (реконструкция существующих и строительство новых дорог, дорожной инфраструктуры и пр.)?
Руководители компаний-перевозчиков | Владельцы ТС свыше 12 тонн (дальнобойщики) | Владельцы легковых автомобилей | |
Приведет к улучшению | 25 | 16 | 51 |
Не повлияет | 60 | 74 | 35 |
Приведет к ухудшению | 4 | 3 | 5 |
Затрудняюсь ответить | 11 | 7 | 9 |
По Вашему мнению, повлияет или не повлияет введение системы «ПЛАТОН» на повышение прозрачности системы автомобильных грузовых перевозок, борьба с теневым сектором?
Руководители компаний-перевозчиков | Владельцы ТС свыше 12 тонн (дальнобойщики) | Владельцы легковых автомобилей | |
Приведет к улучшению | 31 | 15 | 45 |
Не повлияет | 51 | 68 | 31 |
Приведет к ухудшению | 9 | 13 | 11 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 4 | 13 |
На Ваш взгляд, в сфере автомобильных грузоперевозок в нашей стране присутствует или нет теневой сегмент (уход от уплаты налогов, нелегальные перевозки и пр.)? И если присутствует, то насколько широко он представлен?
Руководители компаний-перевозчиков | Владельцы ТС свыше 12 тонн (дальнобойщики) | Владельцы легковых автомобилей | |
Теневой сегмент в грузоперевозках преобладает | 16 | 5 | 20 |
Теневой сегмент распространен, но преобладают легальные перевозки | 32 | 24 | 37 |
Теневые перевозки единичны | 32 | 38 | 19 |
Теневой сегмент в грузоперевозках отсутствует | 12 | 22 | 5 |
Затрудняюсь ответить | 8 | 11 | 19 |
Как Вы считаете, приведут или не приведут протестные действия водителей-дальнобойщиков к следующим последствиям? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %)
Руководи-тели компаний-перевоз-чиков | Владельцы ТС свыше 12 тонн (дальнобойщики) | Владельцы легковых автомобилей | |||||||
Ско-рее приве-дут | Ско-рее не приве-дут | Затруд-няюсь отве-тить | Ско-рее приве-дут | Ско-рее не приве-дут | Затруд-няюсьотве-тить | Ско-рееприве-дут | Ско-рее не приве-дут | Затруд-няюсьотве-тить | |
Привлечение внимание руководства страны к теме введения системы «ПЛАТОН» | 58 | 40 | 2 | 71 | 24 | 5 | 61 | 33 | 6 |
Привлечение внимание населения страны к введению системы «ПЛАТОН» и реакции вовлеченных сторон | 67 | 32 | 1 | 63 | 30 | 7 | 65 | 28 | 7 |
Отмена введенной системы «ПЛАТОН» | 19 | 74 | 7 | 22 | 65 | 13 | 24 | 65 | 11 |
Возникновение неудобств для жителей регионов, в которых проводятся протестные акции (затруднения в дорожном движении, пробки и пр.) | 60 | 38 | 2 | 64 | 31 | 5 | 68 | 28 | 4 |
Какую из двух точек зрения относительно роли государства в регулировании рынка автомобильных грузовых перевозок в нашей стране Вы скорее поддерживаете? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Руководители компаний-перевозчиков | Владельцы ТС свыше 12 тонн (дальнобойщики) | |
Государство должно заниматься регулированием рынка автомобильных грузовых перевозок (оказывать необходимую поддержку, осуществлять контроль и пр.) | 42 | 41 |
Государство не должно вмешиваться, рынок должен регулироваться сам | 53 | 51 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 8 |
Если будет отменен транспортный налог для большегрузных автомобилей, доходы бюджетов региональных дорожных фондов существенно снизятся. На Ваш взгляд, стоит или не стоит возмещать доходы бюджетов региональных дорожных фондов? И если стоит, то каким образом, прежде всего? (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, % от тех, кто знает об отмене транспортного налога)
Руководители компаний-перевозчиков | Владельцы ТС свыше 12 тонн (дальнобойщики) | Владельцы легковых автомобилей | |
Стоит возмещать путем увеличения акциза на дизельное топливо | 15 | 14 | 10 |
Стоит возмещать путем увеличения акциза на бензин | 8 | 14 | 7 |
Стоит возмещать путем перераспределения денежных средств, полученных от взимания платы с большегрузного транспорта в системе «Платон» | 55 | 35 | 43 |
Стоит возмещать путем введения региональных систем взимания платы с большегрузного транспорта (свыше 12 тонн) | 7 | 8 | 27 |
Стоит возмещать путем введения системы взимания платы с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массы свыше 3,5 тонн | 6 | 2 | 10 |
Не стоит возмещать | 10 | 20 | 10 |
Стоит возмещать другим способом | 9 | 13 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 13 | 10 |