Для меня, как, вероятно, и для многих из тех, кто середину лета 1980-го провел в Москве, Олимпиада — это... Мишка-талисман везде и во всех видах: на майках и сумках, на фарфоре и в витринах магазинов. Полупустые вагоны метро и улицы — детей на время Игр отправили в лагеря, а многих взрослых — в отпуска, командировки в столицу отменили.
Почти свободные от автомобилей московские проспекты с левыми рядами, помеченными олимпийской символикой — предполагалось, что всем прочим заезжать туда нельзя. И уж полное чудо — минералка, которую вежливые (!) продавщицы доставали из пластмассовой кадки со льдом (!) прямо на тротуаре улицы Горького!
А еще Олимпиада — это яркие машины, сделанные специально для, как писали тогда, «праздника мира и спорта».
Огня! Огня!
По Москве уже ездило немало иномарок, многие из которых купили специально к Олимпиаде. В первую очередь вспоминаются милицейские Mercedes-Benz и высокие санитарки-реанимобили той же марки. Многочисленные венгерские автобусы Ikarus так вообще стали почти своими. Но основную олимпийскую нагрузку несли, конечно, отечественные автомобили.
Самой почетной задачей стало сопровождение олимпийского огня. Эту миссию возложили на 24-е «Волги» и «Рафики». Машинам придали необычный окрас: низ — белый, верх — золотой. На них стояли специальные номера серии ОЛМ.
Но главное — автомобили приспособили к долгой медленной езде: поменяли главные пары, установили увеличенные радиаторы, задемпфировали педали газа. Некоторые «Волги» имели мигалки, как на милицейских автомобилях.
В РАФ — 2907 (специальная версия модели 2203) была изменена планировка салона под главную задачу: перевозку резервных факелов на случай непредвиденных обстоятельств. Таких машин в Латвии сделали пять.
Олимпийские же «Волги» в самом начале 1980-х мелькали среди автомобилей-организаторов ралли «Русская зима», ну а потом след этих машин растворился во времени.
Кольцевой маршрут
По официальной статистике, столичную Олимпиаду обслуживали более 8000 автомобилей, из них почти 5500 автобусов. Это были, в основном, «Икарусы» и наши ЛАЗы. Машины запомнились необычной для Москвы чистотой и ухоженностью, а огромные ЛАЗ-699Р «Турист-2» еще и ярким зелено-белым окрасом.
Эту 41-местную модель со 180-сильным бензиновым двигателем ЗИЛ-375 начали выпускать в 1979-м. В олимпийской столице длинные автобусы смотрелись свежо и нарядно.
Но если 699-й был серийной моделью, то ЛАЗ-52551, который тоже участвовал в сопровождении олимпийского огня, сделали на базе опытного образца серии 5255 с новым кузовом. Первые такие машины появились еще в 1978-м. В 1980-м автобус выглядел, пожалуй, даже понарядней венгерских.
Вторая модификация — ЛАЗ-52551, созданный как «автобус-салон», представляла собой вариант с улучшенной отделкой и по-другому расположенными креслами. Такая машина работала в олимпийском пресс-центре.
Куда меньшую роль сыграли скромные автобусы Павловского завода. Но и это предприятие отметилось машинами с олимпийской символикой. В Москву ушла небольшая партия ПАЗ-672УМ (улучшенный для Москвы). Такую модификацию с облагороженным интерьером, в частности, мягкими поручнями в салоне, разработали еще в 1978 г.
Существовала даже версия ПАЗ-3201УМ — полноприводный вариант с двумя пассажирскими дверями и улучшенной отделкой. Павловский завод создал также ПАЗ-672ТЛ — передвижную медицинскую лабораторию с двумя распашными дверями и соответствующим оборудованием.
Одной из главных гордостей советского олимпийского автомобилестроения стала спецмашина для перевозки лошадей на трехосном шасси ЗИЛ-133Г1. Фургон разработал Шумерлинский завод в Чувашии.
Он был рассчитан на перевозку пяти лошадей и 450 кг фуража. Кроме того, в середине автомобиля предусмотрели отсек для двух сопровождающих со спальными местами. Вероятно, это была первая подобная модель в СССР.
Latvija — Москва
Пожалуй, самая большая предолимпийская нагрузка легла на Рижскую Автобусную Фабрику. Автомобили подобного класса (если не считать специфических УАЗов) делал, по сути, один завод. Поэтому рижане вынуждены были создать около десятка специфических модификаций на базе РАФ-2203.
Уже помянутый РАФ-2907 был одной из самых простых версий, как и вариант для обслуживания спорткомитета СССР — РАФ-2908 с особой внутренней планировкой.
Сложнее обстояло дело с судейскими автомобилями. РАФ-2911 представлял собой бензиновый микроавтобус с распашными дверями в задней стенке, местом судей со столиком в салоне и световым табло на крыше. По воспоминаниям создателей олимпийских автомобилей, главные проблемы и были с этим самым табло, которое постоянно отказывалось работать, как надо.
Судейский РАФ-2910 стал электромобилем. Батареи стояли в задней части салона, электродвигатель развивал 10 кВт (около 14 л.с.), а максимальная скорость составляла 40 км/ч. Шесть таких электробусов предназначались для сопровождения марафонского бега и спортивной ходьбы.
Сделали также 10 автомобилей медицинского контроля РАФ-2913. А еще — 90 пикапов РАФ-2909. Их разработали для сопровождения велогонок. Сзади крепили велосипеды, в кузове — необходимый скарб. Сначала заднее трехместное сиденье поставили прямо в кузове. Но потом приняли более рациональное и безопасное решение, сделав двойную кабину со второй правой дверью для пассажиров заднего сиденья.
И еще одно важное рижское творение — автопоезда для обслуживания олимпийской деревни на юго-западе Москвы. Опыт создания таких машин у завода был. Ведь их делали еще в 1960-х на базе РАФ-977. В частности, такие поезда, на радость детворе, работали на ВДНХ. Версию на базе РАФ-2203 испытали в 1979-м на Спартакиаде народов СССР, которая стала генеральной репетицией Олимпиады.
РАФ-3407-9225-9226 (тягач и два прицепа) получил дефорсированный мотор и пневматические тормоза на заднюю ось тягача и прицепы. Необычные автопоезда долго работали и после Олимпиады, один сохранился до наших дней в Риге.
... Улетел олимпийский Мишка, высохли слезы у наиболее сентиментальных провожающих. С улиц убрали баки с холодной минералкой, а продавщицы в магазинах вновь привычно рассвирепели. Постепенно исчезли с улиц и олимпийские автомобили.
Впрочем, несколько «Рафиков» чудом сохранились. Помимо версии для сопровождения олимпийского огня и автопоезда, ныне живущих в Латвии, в московском Политехническом музее есть один из рижских электромобилей. Эти машины — редкие документы той давней эпохи. Как и улыбающиеся Мишки, сохранившиеся в том или ином виде в особо бережливых семьях...