Конечно, были кризисы в 1998 и 2003 годах, но тогда и сам рынок был гораздо меньше, да и восстановление проходило гораздо быстрее.
А сейчас настроение грустное. Раньше было понятно — вот оно дно, хуже уже не будет. А сейчас никто не понимает, когда же станет лучше. Рубль обесценивается, власти говорят о сокращении бюджета, цены на нефть продолжают снижаться. В общем, ни одного положительного симптома пока нет.
К тому же надеяться на то, что сейчас производители начнут делать скидки на автомобили, не стоит. В России и так сейчас самые дешевые автомобили в мире. Конечно, если переводить цены с рублей в доллары или евро. Не верите?
В США Kia Rio 1.6 с автоматом стоит $16 220. В пересчете получается более 1,2 млн рублей. В России же, даже без учета скидок — менее 700 тысяч. А, скажем, Toyota RAV4 2.5 в Америке оценивается в $31,5 тыс. или почти 2,4 млн. В России — от 1 746 000 руб. И таких примеров масса. Причем, не только в бюджетном сегменте, но и в премиальном — например, Porsche Macan S в Америке стоит в пересчете на рубли от 4,1 млн, а в Германии — от 5 млн, а у нас «всего» 3 877 000 руб.
И все же российский рынок летит в пропасть. По итогам 12 месяцев падение составило 36% (а в декабре снижение было 45,7%). Причем не надо забывать, что нынешние показатели сравнивают с 2014 годом, который уже был очень сложным. Чтобы понять весь масштаб катастрофы, надо посмотреть на результаты рекордного 2012 года — тогда в России было продано 2 938 789 автомобилей. А в прошлом... всего 1,6 млн. При этом рынки Европы и США демонстрируют отменный рост. В Америке вообще установлен новый рекорд по продажам — в 2015 году там было реализовано в общей сложности 17,47 млн машин.
Потеряли практически все, за редким исключением — среди относительно крупных игроков в плюсе оказались лишь Porsche и Lexus. Которые не только смогли сдержать цены, но и вывели на рынок важные для себя модели (кстати, самым популярным Porsche оказался не «доступный» Macan, а более дорогой Cayenne). Остальные же соревновались в том, что упадет меньше всех.
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МАРКАМ
МАРКА | ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ — ДЕКАБРЬ | ||||
2015 | 2014 | YoY | 2015 | 2014 | YoY | |
Lada | 23,462 | 35,315 | -34% | 269,096 | 387,307 | -31% |
KIA | 15,215 | 20,200 | -25% | 163,500 | 195,691 | -16% |
Hyundai | 12,570 | 15,235 | -17% | 161,201 | 179,631 | -10% |
Renault | 11,934 | 19,263 | -38% | 120,411 | 194,531 | -38% |
Toyota | 11,177 | 17,536 | -36% | 98,149 | 161,954 | -39% |
Nissan | 8,410 | 20,131 | -58% | 91,100 | 162,010 | -44% |
VW | 7,927 | 13,871 | -43% | 78,390 | 128,071 | -39% |
УАЗ | 6,324 | 7,221 | -12% | 48,739 | 49,844 | -2% |
ГАЗ ком.авт. | 5,099 | 7,916 | -36% | 51,192 | 69,388 | -26% |
Skoda | 4,596 | 6,214 | -26% | 55,012 | 84,437 | -35% |
Ford | 4,530 | 9,159 | -51% | 38,607 | 65,966 | -41% |
Chevrolet | 3,366 | 13,488 | -75% | 49,765 | 123,175 | -60% |
Mercedes-Benz | 2,817 | 4,210 | -33% | 41,614 | 49,165 | -15% |
Mitsubishi | 2,767 | 12,702 | -78% | 35,909 | 80,134 | -55% |
Lifan | 2,553 | 3,866 | -34% | 15,131 | 23,619 | -36% |
Datsun2 | 2,351 | 5,104 | -54% | 31,697 | 11,414 | 178% |
Audi | 2,340 | 2,983 | -22% | 25,650 | 34,014 | -25% |
Lexus | 2,186 | 1,488 | 47% | 20,224 | 19,149 | 6% |
Mazda | 2,176 | 7,049 | -69% | 27,358 | 50,716 | -46% |
BMW | 2,137 | 3,577 | -40% | 27,486 | 35,504 | -23% |
Daewoo | 1,698 | 2,340 | -27% | 20,451 | 37,695 | -46% |
Land Rover | 1,155 | 2,070 | -44% | 11,605 | 21,148 | -45% |
Geely | 1,132 | 2,706 | -58% | 11,617 | 18,828 | -38% |
Volvo | 1,024 | 1,457 | -30% | 7,831 | 15,421 | -49% |
Mercedes-Benz ком.авт. | 856 | 2,914 | -71% | 8,329 | 11,020 | -24% |
Opel | 755 | 6,834 | -89% | 16,682 | 64,985 | -74% |
Suzuki | 724 | 2,593 | -72% | 6,540 | 19,931 | -67% |
VW ком.авт. | 634 | 1,189 | -47% | 5,707 | 12,612 | -55% |
Subaru | 615 | 2,634 | -77% | 6,852 | 17,557 | -61% |
Infiniti | 483 | 1,581 | -69% | 5,495 | 8,973 | -39% |
Porsche | 461 | 677 | -32% | 5,290 | 4,707 | 12% |
Peugeot | 434 | 2,122 | -80% | 5,645 | 21,102 | -73% |
Citroёn | 408 | 2,337 | -83% | 5,528 | 20,075 | -72% |
Chery | 384 | 2,929 | -87% | 4,964 | 18,148 | -73% |
FIAT | 364 | 1,311 | -72% | 3,799 | 8,102 | -53% |
Honda | 265 | 2,085 | -87% | 4,622 | 20,655 | -78% |
SsangYong | 260 | 2,411 | -89% | 5,194 | 25,010 | -79% |
DFM | 238 | - | - | 1,365 | - | - |
Cadillac | 207 | 157 | 32% | 1,142 | 1,324 | -14% |
Brilliance | 174 | 305 | -43% | 1,202 | 955 | 26% |
Changan | 166 | 148 | 12% | 734 | 1,144 | -36% |
Jeep | 136 | 1,054 | -87% | 2,057 | 8,221 | -75% |
MINI | 95 | 212 | -55% | 1,350 | 1,750 | -23% |
Haima | 80 | 229 | -65% | 391 | 1,009 | -61% |
Jaguar | 72 | 123 | -41% | 972 | 1,628 | -40% |
Isuzu | 57 | 181 | -69% | 614 | 766 | -20% |
Acura | 51 | 287 | -82% | 721 | 1,106 | -35% |
Great Wall | 32 | 887 | -96% | 3,181 | 15,005 | -79% |
smart | 30 | 40 | -25% | 471 | 368 | 28% |
BAW* | 21 | 66 | -68% | 329 | 1,082 | -70% |
JAC | 7 | 40 | -83% | 152 | 424 | -64% |
Alfa Romeo | 5 | 15 | -67% | 44 | 96 | -54% |
Chrysler | 2 | 23 | -91% | 43 | 130 | -67% |
Foton | 1 | 0 | - | 19 | 63 | -70% |
SEAT | - | 155 | - | 47 | 1,641 | -97% |
FAW | - | - | - | - | 2,164 | - |
ZAZ | - | - | - | - | 481 | - |
Luxgen | - | 5 | - | - | 86 | - |
ТагАЗ | - | - | - | - | 129 | - |
Dodge | - | - | - | - | 26 | - |
BYD | - | - | - | - | 5 | - |
Bogdan | - | - | - | - | 92 | - |
Иж | - | - | - | - | 19 | - |
Итого | 146,963 | 270,645 | -45.7% | 1,601,216 | 2,491,403 | -35.7% |
Получилось далеко не у всех — как это часто бывает в условиях кризиса резко просели компании «второго эшелона», американский GM так и вовсе не захотел нести убытки и фактически ушел с рынка (остались только премиальные «Шеви» и Cadillac — последний, кстати, чувствует себя весьма недурно). А Honda ушла на «схему 90-х годов», когда машины отгружались клиентам только после предоплаты (то есть ждать автомобиль надо несколько месяцев). И клиентов это явно не радует — в ноябре, например, продажи Honda рухнули на 90%, в декабре на 87%, а по итогам 2015 года марка показала минус 78%. В подвешенном состоянии находится и SsangYong — формально эта марка есть, но фактически сборка автомобилей прекращена. «Большие минусы» есть и у других производителей: Peugeot, Citroen, Chery, Jeep.
Лидеры по 70% не теряли, но и здесь у некоторых ситуация весьма печальная. Примерно на 40% снизились в 2015 году продажи у Renault, Toyota, Volkswagen, Nissan, Ford и Mazda. А Mitsubishi просела на 55%. На этом фоне отлично выглядят результаты корейцев — Hyundai и Kia со своими минус 10% и 16% занимают в общем зачете второе и третье место, пропустив вперед только Lada. Именно Hyundai и Kia показали рекордный рост доли рынка — если в 2014 году Hyundai имела 7,4% российского авторынка (Kia — 7,9%), то сейчас у каждой из них по 10,2%.
Личный зачет
А вот опередить Lada Granta по итогам года «корейцам» не удалось, хотя в последние месяцы Solaris регулярно опережал «Гранту» в «личном» зачете. Однако разница между «Ладой» и «Солярисом» сократилась до минимума — 120 тысяч против 115. Причем идущий на третьем месте Kia Rio проигрывает не так и много — 97 тысяч проданных машин. Эти модели значительно опережают всех преследователей — находящийся на четвертом месте Volkswagen Polo проигрывает им в два раза.
Кроме того, можно отметить, что в список 25 самых популярных моделей в России входит сразу 10 кроссоверов и внедорожников! Лидирует здесь Duster, затем идут две «Нивы» («старая» и «новая»), а на четвертом месте оказалась недешевая Toyota RAV4.
Что будет в 2016 году? На положительную динамику рассчитывать не стоит. Ведь цены на автомобили (как и на продукты питания, одежду и прочее) будут расти... Согласно прогнозу АЕБ, в 2016 году рынок упадет, как минимум, на 5% по сравнению с 2015.
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ
# | МОДЕЛЬ | БРЕНД | Декабрь | # | МОДЕЛЬ | БРЕНД | Январь — декабрь | ||||
2015 | 2014 | YoY | 2015 | 2014 | YoY | ||||||
1 | Granta | Lada | 11,529 | 13,405 | (1,876) | 1 | Granta | Lada | 120,182 | 152,810 | (32,628) |
2 | Solaris | Hyundai | 9,359 | 9,502 | (143) | 2 | Solaris | Hyundai | 115,868 | 114,644 | 1,224 |
3 | New Rio | KIA | 8,177 | 9,298 | (1,121) | 3 | New Rio | KIA | 97,097 | 93,648 | 3,449 |
4 | Duster | Renault | 5,298 | 6,562 | (1,264) | 4 | Polo | VW | 45,390 | 58,953 | (13,563) |
5 | Polo | VW | 4,643 | 6,430 | (1,787) | 5 | Duster | Renault | 43,923 | 76,138 | (32,215) |
6 | Logan | Renault | 3,557 | 6,361 | (2,804) | 6 | Logan | Renault | 41,311 | 60,434 | (19,123) |
7 | RAV 4 | Toyota | 3,411 | 4,805 | (1,394) | 7 | Largus | Lada | 38,982 | 65,156 | (26,174) |
8 | Largus | Lada | 3,054 | 4,755 | (1,701) | 8 | Kalina | Lada | 35,869 | 65,609 | (29,740) |
9 | Niva | Chevrolet | 3,017 | 6,489 | (3,472) | 9 | 4×4 | Lada | 35,312 | 42,932 | (7,620) |
10 | Camry | Toyota | 2,829 | 4,176 | (1,347) | 10 | Niva | Chevrolet | 31,367 | 43,441 | (12,074) |
11 | 4×4 | Lada | 2,771 | 4,517 | (1,746) | 11 | Sandero | Renault | 30,221 | 36,849 | (6,628) |
12 | Priora | Lada | 2,658 | 5,204 | (2,546) | 12 | Camry | Toyota | 30,136 | 34,117 | (3,981) |
13 | Sandero | Renault | 2,646 | 3,580 | (934) | 13 | Priora | Lada | 28,507 | 47,818 | (19,311) |
14 | Sportage | KIA | 2,331 | 3,360 | (1,029) | 14 | RAV 4 | Toyota | 27,102 | 38,919 | (11,817) |
15 | Rapid | Skoda | 2,279 | 2,131 | 148 | 15 | Almera | Nissan | 25,977 | 46,225 | (20,248) |
16 | Patriot | UAZ | 2,197 | 2,639 | (442) | 16 | Rapid | Skoda | 24,547 | 19,975 | 4,572 |
17 | X-Trail | Nissan | 2,068 | 1,322 | 746 | 17 | on-DO | Datsun | 23,643 | 11,414 | 12,229 |
18 | LC 200 | Toyota | 2,027 | 1,229 | 798 | 18 | Octavia A7 | Skoda | 21,373 | 35,292 | (13,919) |
19 | LC Prado | Toyota | 1,910 | 1,855 | 55 | 19 | Sportage | KIA | 20,751 | 30,606 | (9,855) |
20 | Almera | Nissan | 1,900 | 4,005 | (2,105) | 20 | X-Trail | Nissan | 20,502 | 23,573 | (3,071) |
21 | Kalina | Lada | 1,785 | 6,206 | (4,421) | 21 | Patriot | UAZ | 19,950 | 21,056 | (1,106) |
22 | New Cee’d | KIA | 1,641 | 2,552 | (911) | 22 | New Cee’d | KIA | 19,268 | 29,758 | (10,490) |
23 | on-DO | Datsun | 1,575 | 5,104 | (3,529) | 23 | ix35 | Hyundai | 19,086 | 34,814 | (15,728) |
24 | Outlander | Mitsubishi | 1,560 | 4,381 | (2,821) | 24 | CX-5 | Mazda | 17,681 | 24,953 | (7,272) |
25 | CX-5 | Mazda | 1,503 | 3,281 | (1,778) | 25 | Outlander | Mitsubishi | 16,294 | 28,969 | (12,675) |