За счетчиком пробега тут следить не так интересно, как за штатным альтиметром, который в «Туареге» выводится на экран в центральной консоли и выглядит нарочито по-авиационному. Большинство владельцев этой модели наверняка уверены, что высотомер — ненужный прибор, с помощью которого производитель создает в салоне машины антураж вездехода. С этой убежденностью можно проездить всю жизнь, пока не захочется настоящих приключений.
На Тянь-Шане, куда мы прибыли, альтиметр — прибор не лишний. Наш путь лежал на высоту 3800 м, которая для многих машин уже на грани возможностей. Из-за нехватки кислорода двигатели тут теряют мощность, и их выхлопные трубы начинают беспомощно дымить белыми клубами. Человеческий организм тоже проходит испытание, это можно увидеть наглядно. Достаточно взять пустую пластиковую бутылку: если в Бишкеке ее смять и закрыть крышкой, то уже через три часа пути на берегу Иссык-Куля она будет надутой. То же происходит и с вашими сосудами. А это был подъем всего лишь на 800 метров. Дальше будет сложнее.
В понимании прожженных джиперов отправляться в горы следует на подготовленном «экспедиционнике» — лучше всего с рамной конструкцией, переобутом в специальную резину, оснащенном цепями, «хайджеком» и прочей вездеходной атрибутикой. В нашем случае маршрут предстояло пройти на самых обыкновенных «Туарегах», не оборудованных даже CB-радиостанциями. Карманные рации (бьющие на несколько сотен метров) — вот и весь наш «джиперский» арсенал. Так что в сложной ситуации остается полагаться только на штатные возможности самой машины.
Для начала проведем инвентаризацию: чем будем пользоваться на бездорожье? У базового «Туарега» с трансмиссией 4Motion нет пониженного ряда передач, а постоянный полный привод осуществляется через самоблокирующийся межосевой дифференциал Torsen. Электронику, имитирующую межколесные блокировки, можно перевести во внедорожный режим — и на этом, собственно, всё. Нам предложили испытать трансмиссию посерьезнее — 4XMotion, которая, во-первых, оснащена «понижайкой», а кроме того, машина может похвастать честными механическими блокировками межосевого и заднего межколесного дифференциалов. Плюс — регулируемая пневмоподвеска (в критической ситуации клиренс можно увеличить до 30 см), а также амортизаторы переменной жесткости, позволяющие выбрать одну из трех настроек.
1625 м. Улуу жибек жолу
На обочине — кузов старого советского автобуса, он превращен в недвижимость: на нем красуется гордый плакат «СТО Мерседес». При въезде в долину Сары-Джаз вас встретит табличка, предупреждающая об угрозе заражения чумой (рекомендуется делать прививку за 15 дней). Такие детали сразу настраивают путешественников на правильное восприятие окружающей действительности.
Пусть не вводит вас в заблуждение понятие «ближнее зарубежье»: Бишкек располагается дальше от Москвы, чем Париж и Лондон. И знаем мы про эти места гораздо меньше, чем про Европу. Здесь еще остались следы неандертальцев и архантропов, а также наскальные рисунки времен каменного века. И если верить тому, что рассказывают туристам в местном этно-комплексе, предки киргизов брали Пекин и давали бой Александру Македонскому, а в IX-X веках Кыргызский каганат охватывал Южную Сибирь, Монголию и верховья Иртыша. И лишь позднее государство сократилось до сравнительно небольшой территории в Средней Азии.
Сегодня о великих событиях прошлого напоминают разве что шелковые ленточки прямо под колесами машин. Их прикрепляют к разделительной линии, отмечая, что тут проходил Улуу жибек жолу (по-киргизски — Великий Шелковый путь).
2900 м. Не ту машину назвали «Грантуризмо»
За 13 лет своего существования Volkswagen Touareg давно должен был превратиться в кроссовер: комфортное, почти легковое шасси, несущий кузов — из этих составляющих обычно лепят семейные или спортивные «паркетники». А фольксвагеновцы всё никак не откажутся от механических блокировок дифференциалов и «понижайки». А, собственно, зачем от них отказываться? Груз невелик, на расход почти не влияет, а удовольствия — вагон. Даже, если вы съезжаете с асфальта раз в году.
В окрестностях Иссык-Куля можно найти бездорожье на любой вкус: на подступах к горам огромное количество ущелий и каньонов на самых разных высотах. Под колесами — и скалистая порода, и глубокий снег, и рыхлый грунт.
За настройки трансмиссии и шасси тут отвечают целых три ручки около рычага АКПП. С непривычки можно почувствовать себя начинающим фотографом, который впервые взял в руки «зеркалку». Логика подсказывает, что настоящий профи должен выставить все настройки вручную. Но если нет четкого понимания того, зачем это все нужно, переходишь в автоматический режим, и аппарат становится не сложнее мыльницы...
Главное правило вождения внедорожника в горах — поаккуратнее на спусках. Я подкатываюсь к крутому уклону и осознаю, что не помню, где включается система контроля скорости при спуске. Впрочем, разве я сам не справлюсь?!.. Машина так не думает: она начинает действовать на опережение. Едва автомобиль устремился вниз, возникает ощущение, будто невидимый великан хватает ее за заднюю буксировочную проушину, а ремни безопасности тем временем туже притягивают меня к креслу. Touareg мгновенно и однозначно дает понять: все под контролем.
Пока на бугристой грунтовке думаешь, перевести ли амортизаторы в более мягкий режим или, наоборот, лучше сделать их поплотнее (чтобы не допускать пробоев), автоматика сама плавно меняет настройки в сторону оптимальных. И не важно, в каком положении стоит регулятор около ручки АКПП. Об этом можно даже не задумываться.
Дорога постепенно превращается в офф-роуд, автомобиль карабкается с одной кочки на другую: в какой момент включать «понижайку», а когда переходить на повышенный ряд? Тоже не стоит ломать голову. На любом бездорожье можно смело переходить в режим «Low» — он рассчитан на скорости до 80 км/ч, и при этом на низших передачах обеспечивает сумасшедшую тягу. То, что надо, чтобы плавно, но уверенно взбираться на скалы.
А выезжаешь на дорогу, и машина становится совершенно легковой — мягкой на ходу, легкой в управлении и довольно быстрой. Когда второй день подряд колесишь по серпантинам Тянь-Шаня, закрадываются мысли, что термину «гран туризмо» пора сменить значение. Вот в «Туареге» 245 л.с. «упакованы» именно так, что чтобы ездить «на дальняк» и получать от этого удовольствие. А в каком-нибудь 500-сильном спорткупе туризм по дорогам постсоветского пространства становится в тягость уже через полдня.
3809 м. Средняя и высшая Азия
... Напрасно я снял солнечные очки. Бросил взгляд на дорогу, и вот смартфоном пользоваться уже невозможно: в глазах плывут темно-зеленые пятна. Не лишним будет выпить аспирин (он разжижает кровь), от утреннего кофе в этот день лучше вообще воздержаться — так инструктировали нас перед подъемом на перевал Чон-Ашу. На высотах до 3500 м горная болезнь может быть даже приятной — наблюдаются случаи эйфории, утверждают медики. А выше это состояние часто сменяется тревогой и головной болью.
Альтиметр «Туарега» показал, что цель достигнута — 3809 м. Ослепительные верхушки гор, которые снизу-то и не всегда разглядишь за облаками, тут начинают казаться всего лишь небольшими холмами — вот они, рукой подать! И от избытка впечатлений забываешь о морозе -25С, а самочувствие и вовсе отличное. Touareg, кажется, тоже совсем не напрягся. Говорят, некоторые другие модели тут уже активно подмигивают водителю лампочкой «check engine».
Чего в «Туареге» не хватает? Если в дальней дороге большую часть времени проводишь на заднем диване, можно посетовать на отсутствие откидных столиков в спинках передних кресел (в наши дни это есть и у кроссоверов). В салоне не нашлось ни одной (!) розетки USB — такова особенность младших комплектаций. В багажнике изрядное пространство съело полноразмерное запасное колесо, заботливо положенное организаторами нашей поездки. В штатном месте под полом — лишь докатка. Ясное дело, что соваться на серьезное бездорожье без запаски не стоит, и если в экипаже «Туарега» будет больше 2-3 человек, то придется путешественникам сократить свой багаж.
Впрочем, это уже мелочи.
* * *
Иссык-Куль остается таким местом, про красоты которого все слышали еще со школьной скамьи, но мало кто их видел своими глазами. Для большинства наших сограждан Киргизия — это «туризм не для всех». И дело не в том, что турбаза на берегу Иссык-Куля, носящая пиратское название «Hotel Four Seasons», едва ли станет заменой турецкому отелю. Причина куда банальнее: мало кто поедет на собственном внедорожнике из европейской части России в Каракол (путь туда-обратно — около 8500 км). Ну а без своего внедорожника тут и половины красот не увидишь...