НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Ситуация на АвтоВАЗе. Эпоха ренессанса или начало конца?

14 января 2016 10:01
Два года назад во главе флагмана отечественного автопрома впервые встал иностранец — Бу Андерссон. Чем сейчас живёт АвтоВАЗ под руководством шведа?

На АвтоВАЗ управленец шведского происхождения Бу Андерссон попал вовремя: в начале 2013 года работы по будущим Lada Vesta и Lada XRAY вышли на финишную прямую, а объёмы выпуска автомобилей составляли стабильные 600 тысяч экземпляров ежегодно... Перед бывшим вице-президентом концерна GM стояла задача имиджевая — доказать, что флагман отечественного автопрома может и умеет делать хорошие качественные машины.

И «Борис Иванович» бросился доказывать: с упорством сокращал издержки, маниакально повышал качество, активно расширял ассортимент «Кроссами» и «Урбанами» и даже наводил чистоту... в заводских туалетах. (Все подробности — в нашем материале «Бу и АвтоВАЗ, или Может ли иностранец рулить нашим автопромом?»). А потом страну и автопром накрыл затяжной кризис. Во вторую годовщину прихода Андерссона на АвтоВАЗ мы решили подвести итоги этого непростого года: что сделал президент автогиганта за очередные 12 месяцев своего правления?

Запустил производство «Весты» и «Икс-Рея»

Андерссон продолжил cледовать железному принципу «Бу сказал — Бу сделал»: седан Lada Vesta и кроссовер Lada XRAY вышли «just in time» — точно вовремя. Хотя, пожалуй, следовало повременить. Формально план производства по «Вестам» перевыполнен, но ажиотажного спроса не наблюдается, а злопыхатели уверяют, что производство «Весты» пока глубоко убыточно (есть мнение, что себестоимость каждой машины составляет... 1,5 млн рублей). И шансов, что публика теплее примет «Икс-Рей», который будет стоить никак не дешевле 600 тысяч рублей, тоже немного.

Зато старт двух новинок запустил цепную реакцию дальнейшего обновления и расширения модельного ряда. На сентябрь 2016-го запланирован выход «внедорожного» универсала Vesta Cross, в декабре должен появиться «приподнятый», но пока лишь переднеприводный XRAY Cross. До конца года по образу и подобию «главных» моделей обновится и «Гранта» — нынешний локомотив вазовских продаж, а универсалы (и даже, возможно, хэтчбеки) «Калина» тогда же уйдут на покой.

Дал «добро» на разработку «Нивы-3»

Следующей после Vesta и XRAY «главной» моделью назначили новую Lada 4x4. Возможно, основной причиной стало самоустранение ключевого конкурента — GM официально заморозил работы над почти готовым новым поколением Chevrolet Niva. Теперь по плану АвтоВАЗ должен представить принципиально новый внедорожник — притом сразу и в трёх-, и в пятидверном исполнениях — осенью 2018 года. Уже утверждены размеры, компоновка и пропорции автомобиля.

Меня беспокоят положение рынка и положение марки Lada на рынке. И я считаю, что нужно прикладывать больше усилий, чем мы прикладываем. Также меня беспокоит то, как идёт работа по новой «Ниве». Считаю, что идёт имитация этой работы...
Пётр Прусовведущий конструктор проекта ВАЗ-2121 «Нива»

Однако реальная ситуация несколько отличается от написанных руководством планов: к озвученному сроку создать машину никак не успевают. В частности, инженеры, занятые на проекте «4х4 NG» (так по документам проходит «Нива-3») уверяют, что разработка нового поколения машины буксует настолько, что для работы над проектом были призваны даже такие ветераны, как дизайнер Валерий Сёмушкин и инженер Пётр Прусов — те самые люди, что создавали первую «Ниву»! Теперь на заводе ждут, что «Бу ударит кулаком, и директивно привлечёт лучшие вазовские умы».

Закрыл Опытно-промышленное производство

ОПП — это «завод внутри завода», рассчитанный на выпуск 14 тысяч машин, куда входили прессовые, сварочные, окрасочные и сборочные мощности. Именно там делали минивэн «Надежда», трёхдверную «Приору» и длиннобазную «Ниву». Но главное, на территории ОПП находилось и экспериментальное производство! В недавнее перевооружение «эксперименталки» только Минэкономразвития вложило 450 млн рублей, и в оборудованном по последнему слову техники цеху прототипов должны были собирать пилотные партии всех грядущих вазовских новинок...

Закрылось «опытно-промышленное» со скандалом. Часть работников отказалась переходить на основное производство. Оборудование демонтировали настолько поспешно, что его работоспособность, по словам вазовцев, пострадала. Сборку единственной модели — вышеупомянутой пятидверной «Нивы» — в авральном режиме перенесли на не слишком подходящую под это «третью линию», чтобы дозагрузить приоровский конвейер. Судьба «эксперименталки» и вовсе неизвестна.

Сохранил производство «Приоры»

Собственно, в производственном плане 2016 года сама Lada Priora вообще не числилась. До конца года выпуск модели планировалось прекратить, оборудование законсервировать, а занятый на «третьей линии» персонал сократить. Но грядущими увольнениями вдруг заинтересовалось российское правительство: сначала вопрос поднял глава «Ростеха» (компании, владеющей блокпакетом завода) Сергей Чемезов, затем судьба тольяттинцев тронула вице-премьера Аркадия Дворковича...

Чтобы сохранить рабочие места, Бу Андерссону предложили и дальше выпускать «Приору», а чтобы модель-ветеран не потерялась на фоне «Весты» — создать ультрадешёвую версию машины, которая бы привлекала клиентов минимальной ценой. В феврале «ободранная» Priora должна выйти на рынок: в машине за 350 тысяч рублей будут 87-сильный 1,6-литровый восьмиклапанник (вместо 98-сильного шестнадцатиклапанного мотора), упрощенная отделка салона, минимум шумоизоляции, а из оборудования — только электроусилитель, подушка безопасности водителя и ABS.

Не смог добиться прибыли

Общие продажи автомобилей марки Lada по итогам 11 месяцев упали до 269 тысяч 96 машин — это сразу на 31% меньше не самого выдающегося прошлогоднего результата. Неплохой показатель при общем падении рынка на 35,7%? Но Hyundai и Kia стремительно приближаются. Более того, Денис Петрунин — человек, отвечавший за продажи и маркетинг (до этого руководивший российским офисом упомянутой марки Hyundai) — вместо «освоения новых горизонтов» решил покинуть компанию... Теперь Андерссону нужно найти управленца аналогичного масштаба.

В России сейчас нет ни одного производителя, который приносит прибыль. За несколько последних лет рынок сократился вполовину, и я не знаю никого, кто сейчас делал бы на нём деньги. Поэтому никто не ждёт прибыли от АвтоВАЗа.
Карлос Гонглава альянса Renault-Nissan

Финансовое же положение автогиганта многие источники и вовсе характеризуют как «критическое»: официально чистый убыток за 9 месяцев (бухгалтерский баланс ОАО «АвтоВАЗ» по итогам 2015 года будет опубликован позже) составил 5 млрд рублей, а с учётом прошлых периодов сумма непокрытого убытка — 64 миллиарда! Да, основные кредиторы — Renault, Ростех и Внешэкономбанк — жёстких санкций применять не будут, но, похоже, без новых кредитов и государственной поддержки не обойтись.

Что будет дальше?

Легче Андерссону точно не будет. Рынок падает, а дорогие «Лады» нового поколения — Vesta и XRAY — не находят должного числа поклонников. Сильного менеджера, способного переломить тенденцию (вроде ушедшего Петрунина), в команде шведа нет. К тому же, за последнее время предприятие покинуло немало ценных инженерных и управленческих кадров, которые не захотели работать под началом «дядюшки Бу», известного своими авторитарными замашками.

Но, скорее всего, самой тяжёлой на ближайшие 12 месяцев для Андерссона станет проблема сокращения издержек. С середины февраля АвтоВАЗ переходит на 4-дневную неделю, и зарплата рабочих будет снижена на 20%. Также, наверняка, придётся сокращать персонал. Пока запущен мягкий процесс «добровольного ухода»: тем, кто готов покинуть завод, выплачивают по пять-семь окладов. Чем всё это обернётся для Тольятти, который правительство официально признало «депрессивным моногородом»? В любом случае, и завод, и город ждут перемены.