Неужели реклама больше не врёт? Обновлённый полгода назад Duster, наконец, вышел в продажу с новым базовым мотором по той самой шоколадной цене «от 599 тысяч». Не правда ли, глубокий контраст с «Дастером» за миллион, который выдержал в редакции «Авто Mail.Ru» длительный тест? Возможно, именно бюджетный вариант, несмотря на спартанскую комплектацию, выстрелит на пикирующем рынке. Ведь даже без него Duster входит в ТОП-5 российских продаж, уступив только дешёвым легковушкам.
Впрочем, этот двигатель новый только для кроссовера Renault, а вот на машины союзной по альянсу марки Nissan 1,6-литровая бензиновая «четвёрка» HR16DE ставится уже много лет. В частности, её можно обнаружить на седане Nissan Sentra, хэтчбеке Tiida ижевской сборки или «паркетнике» Juke. Вскоре к ним примкнёт и вазовская Lada Vesta. Как минимум, это значит, что проблем с обслуживанием и запчастями даже в глубинке, где об официальных сервисах не слышали, можно не опасаться.
А ещё Renault обещает различные «житейские» бонусы вроде сокращённого расхода топлива и скромных затрат на сервис. К примеру, в приводе ГРМ используется не ремень, а долговечная цепь. Разработчики уверяют, что она не потребует замены в течение всего срока службы мотора. Оставив, впрочем, за рамками официальной информации конкретные цифры ресурса.
Укоротили — не помогло
Тем, кто не чувствует в себе бухгалтерской жилки, наверняка хочется знать другое — как же бюджетный Duster едет? И если бы наша экспедиция ограничилась участком федеральной трассы «Кола» от города Апатиты до побережья Белого моря, то я бы сказал, что 1.6 — пустая трата денег. Вроде бы и силёнок у него достаточно (114), и крутящий момент нормальный (156 «ньютонов»), но стоит стрелке спидометра перевалить за отметку «100», как Duster вязнет в набегающем потоке воздуха, словно муха в варенье. Педаль газа вот-вот продавит пол, а машина упорно не желает ускоряться. На подъёмах, чтобы не потерять ход, приходится опускаться на передачу вниз, при обгонах — минимум на две.
Оправданием «Дастеру» может служить только почти полная загрузка: 4 человека плюс багаж. Но, с другой стороны, в 6-ступенчатой механике машины с 1.6 и трансмиссией 4x4 (как в нашем случае) пятая и шестая ступени короче, чем на версиях 2 л бензин и 1,5 л дизель. То есть базовому кроссоверу тянуть ношу на трассе, по идее, должно быть чуть легче, ан нет... В общем, остаётся надеяться, что переднеприводный Duster 1.6 с 5-ступенчатой механикой, который почти на два центнера легче, загородных забегов боится меньше.
Почти дрезина
Баланс сил меняется с окончанием асфальта. Бюджетный кроссовер с полным приводом заработал первые очки в карму, когда мы в попытках найти арктический дайвинг-центр «Полярный круг» в деревне Нильмогуба свернули с трассы «Кола» на региональную дорогу. Вот только слегка ошиблись и вместо накатанного грейдера попали на лесную тропу...
В свете фар мечется испуганный заяц, Duster лбом таранит склонившиеся под весом снега ветки и ни следа человека вокруг. Но азарт взял верх — прём напролом! С клиренсом 21 см мы не особо боялись сесть на пузо, но хватит ли тяги хиленького двигателя, чтобы пробить целину? Однако, на малой скорости 1.6 преобразился. Да, на нём приходится чаще подтыкать первую сверхкороткую передачу, чем на том же дизеле, но ведь ползёт машина, старается! К комплексу, где тренируют китов-белух, мы добрались вовремя и без потерь.
И в последующие дни дешёвый Duster ещё не раз поражал своей выносливостью. К примеру, вокруг красивейшего Умбозера идёт заброшенная железка ещё лагерных бериевских времён. Рельсы давно сняли охотники за металлоломом, метель намела на пути сугробы, но объезда нет — кругом лес. Так вот, Duster без устали прыгал по гнилым шпалам, нырял в промоины и карабкался из них на насыпь. И так — несколько десятков километров.
А ведь это не рамный вездеход! Думаю, на большинстве кроссоверов муфта привода задних колёс от такой натуги испустила бы дух практически сразу. Наш же Renault требовал малого — грамотного пилотирования и минимальной человеческой помощи. Например, на off-road излишне строгую систему стабилизации надо сразу отключать, чтобы не душила мотор почём зря.
Чем хуже — тем лучше
Попадались нам на пути неровные и извилистые, словно раллийные допы, расчищенные грунтовки. Поворот за поворотом, волна на волне. Тут очередную порцию комплиментов отхватили подвески. Какой бы ни стоял под капотом мотор, «Дастеру» на кочки наплевать: энергоёмкость, как у танка, можно дубасить по колдобинам совершенно бесстрашно. И посматривать на пассажиров, которые в ужасе хватаются за потолочные ручки, думая — вот сейчас точно пробьёт... Но нет — на финише даже самого длинного «спецучастка» амортизаторы оказались холодными, словно снег вокруг. Браво!
А ещё отмечу «городскую» динамику «Дастера» с 1.6. Не случайно в разгоне до «сотни» по паспорту он уступает только 2-литровой версии. В отличие от трассы, на относительно тихоходных дорогах кроссовер ехал бодро. Это подтвердили и улицы Мурманска, куда мы в итоге добрались. Реагенты тоннами на дорогу здесь не льют, вокруг — чистый белый снег, но зато на перекрёстках и подъёмах весьма скользко. Снова выручил полный привод и... живость нового мотора. Полагаю никто из тех, кого наш Duster «обидел» в зимних светофорных гонках, и подумать не мог, что под капотом у него всего 114 сил. Кураж не для вас? Тогда оцените эластичность — на 5-й передаче мотор вытягивает чуть ли не с 40 км/ч.
В общем, вывод такой: если вы редко практикуете «межгород», но при этом вам нужна крепкая проходимая машина, базовый Duster — разумный выбор. И не советуем экономить на полном приводе — он часто выручает. А вот для «дальнобойных» целей этот вариант не подходит: медленный, да и прожорливый — порядка 9-10 л 92-го бензина на 100 трассовых км. Так что кочевникам лучше копить на дизель, благо линейка «Дастера» теперь имеет варианты едва ли не на все прихоти небогатого обывателя.