НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Зайца ноги носят, или Откуда появился Datsun

12 октября 2024 18:09
Авто Mail вспоминает главные факты и главные машины долгой и запутанной летописи Datsun

Оценивая уровень развития современной Японии, преуспевшей во всех отраслях человеческой деятельности, не особо-то верится, что в начале 20-го века все было иначе.

Первый японский двигатель внутреннего сгорания и тот собрали лишь в 1907-м! В том же году для сравнения только Ford выпустил в США почти 15 тысяч автомобилей! Собственно, в Америке молодой японский инженер Масухиро Хасимото, которому суждено было стать крестным отцом всего японского автопрома, и «заболел» автомобилями.

Кому зайца?

В 1911-м Хасимото организовал в Токио фирму Kwaishinsha Motorсar Works. Ну, то есть, как организовал... Правильнее сказать, он убедил трех влиятельных деловых людей скинуться на его проект.

Запомните их имена: Кенджиро Ден, Рокуро Аояма и Мейтаро Такеучи. В автомобилях они сильно не смыслили — в то время в Японии в них вообще мало кто смыслил — но уверенность и задор молодого инженера убедили инвесторов в перспективах предприятия.

Масухиро Хасимото собственной персоной — крестный отец японского автопрома

Результаты удалось потрогать руками через три года, когда Хасимото представил свой первый рабочий прототип. Четырехцилиндровый фаэтон в техническом плане не представлял собой ничего выдающегося — по сути заурядное творческое прочтение американских моделей того времени. Т

ем не менее, автомобиль умудрился войти в историю. Во-первых, как первая серийная японская легковушка, а кроме того, именно она подарила нам хорошо всем известное имя. А если уж совсем точно — его половинку.

Исторический кадр — рабочие позируют возле самого первого автомобиля DAT. Хасимото на снимке справа, в канотье

Безмерно благодарный поддержавшим его начинание инвесторам, Масухиро Хасимото наградил автомобиль первыми буквами их фамилий — Ден, Аояма и Такеучи сложились в DAT. Смысла и ценности имени добавило японское прочтение аббревиатуры, означавшее «заяц». Для автомобиля вполне подходящее сравнение — впоследствии фигурку прыгающего косого даже ставили на капот.

Все это, конечно, очень мило, но, по правде говоря, самым любопытным в автомобилях DAT, серийный выпуск которых наладили уже в 1915-м, стал жизненный цикл. Не особо продвинутую в техническом плане конструкцию без существенных изменений выпускали аж до 1926 года!

На базе именно этого прототипа появился серийный 2-литровый DAT Model 31, а следом и Model 41 с двигателем 2,3 л. В остальном же автомобиль по сути не менялся на протяжении всего жизненного цикла

Мягко говоря, неспешное развитие модельного ряда и, чего греха таить, скромные технические характеристики «зайцев» легко объясняются тогдашней ситуацией на японском рынке. В начале 20-х из местных марок с «ДАТами» конкурировали только трехколесные мотоколяски Gorham и, как бы теперь сказали, микрокары Lila.

И те, и другие — продукция компании Jitsuyo Jidosha Seizo из Осаки. Но вскоре и единственный японский конкурент «ДАТа» исчез — две компании объединились под одной крышей.

После поглощения Jitsuyo Jeidosha Seizo, DAT Motocar некоторое время выпускал и трехколесную мотоколяску Gorham

Думаете, это стало рождением мощной автомобильной монополии? Формально, может быть, но по факту достаточно скромный спрос на легковушки в Японии почти полностью покрывали импортные бренды. Автомобили же местных марок имели репутацию несовершенных, ненадежных и довольно дорогих.

Именно поэтому в 1926-м выпуск легковушек на «ДАТе» свернули, а компания стала производить лишь грузовики для японской армии.

Маленькие машины, большой успех

Перемены к лучшему начались в 1931 году, когда DAT Automobile Manufacturing стала объектом интереса крупной промышленной группы Tobato Imono Corporation. Ее весьма амбициозный президент Мошисуке Аюкава решил покончить с расплодившимся заокеанским импортом и наладить выпуск недорогих японских автомобилей.

Прототип самого первого Datson Type 10, еще с окончанием son в названии. Внешняя схожесть с Austin 7 действительно есть

Специально для программы импортозамещения, инженеры DAT разработали совершенно новый автомобильчик. Кроха по имени Datson, что означает «сын ДАТа», оснащали 10-сильным 495-кубовым и при этом четырехцилиндровым мотором.

Представляете, какого размера у него были цилиндры? Зато, согласно тогдашним японским законам, для управления автомобилем с двигателем объемом меньше 0,5 л не требовались водительские права. Это обстоятельство, равно как привлекательная цена и приспособленность к узким японским дорожкам, обеспечили малышу успех.

Нет, это не рыбка, выпрыгивающая из воды, — это стилизованная фигурка зайца, украшавшая капоты многих «Датсунов»

Правда, для начала ему немного поправили имя. Сразу почему-то никто не заметил, что приставка son в японском означает «крах», «убытки». Недолго думая в названии сменили букву — и Datson превратился в Datsun. Когда же в 1934-м Tobata Imono Corporaton сменила имя на Nissan Motor Company сложный клубок истории двух японских марок, наконец, распутался.

Жертва порядка

На базе «десятки» построили много однотипных автомобильчиков с самыми разными кузовами, как например вот этот 16-сильный фаэтон Datsun Type 17.
Вот так уныло выглядела первая послевоенная модель Datsun — DA Standard sedan 1948 года. Честное слово, довоенная продукция марки и та выглядела симпатичней.

Во время Второй мировой Nissan Motor оказался в числе наиболее крупных поставщиков японской армии. Чтобы избежать кривотолков, уже в мирное время большинство легковых моделей компании сохранили шильдик Datsun — это имя с милитаристскими заказами ассоциировалась в гораздо меньшей степени.

Один из «Датсунов», пошумевших на ралли вокруг Австралии, получил прозвище «Сакура» и отличался нежно-розовым колером.
В стиле и привлекательности первому спортивному «Датсуну» не откажешь. Родстеру S211 еще бы и мотор помощней...

Так что долгое время именно «Датсун» считался заглавным брендом в стремительно разраставшейся империи Nissan Motor. Только в 60-70-х доля автомобилей «Ниссан» в производственной программе концерна стала заметно увеличиваться.

Datsun 510, сделавший бренду имя на рынке Северной Америки.
Великолепный Z240 без преувеличения легенда на все времена.

Причем невероятно сложная модельная политика компании привела к тому, что многие «Ниссаны» и «Датсуны» по факту различались исключительно фирменной эмблемой. Такое положение вещей со временем все больше смущало покупателей. Стало понятно — одному придется уступить. И в начале 80-х решение было принято — все «Датсуны» меняют имя на «Ниссан».

Кстати, «зетка» во весь голос заявила о себе и в ралли самого крупного калибра. На счету этой машины несколько абсолютных побед на изматывающем «Сафари»
Пикапы Datsun всегда славились если не дизайном, то надежностью и выносливостью.

1 января 1984 года торговая марка Datsun была выведена из обращения. Впрочем, лишь для того, чтобы спустя 30 лет возродиться вновь.

Топ-10 самых важных и любопытных автомобилей Datsun по версии Авто Mail.ru.

1. DAT Model 41 (1916)

Его нельзя назвать первым японским автомобилем, но вполне можно первым японским относительно массовым. Да, без поправки «относительно», конечно, не обойтись — в начале 20-го века счет японским легковушкам с трудом шел на десятки и сотни.

При этом 41-я модель с 2,3-литровым 20-сильным мотором и максималкой аж в 40 км/ч еще считалась люксовым автомобилем.

2. Datson Type 10 (1931)

При жизни малышу «Датсону"/"Датсуну» частенько доставалось за плагиат. Многие европейцы обвиняли японцев в копировании с популярного тогда английского Austin 7. Внешне сходство у двух микролитражек и впрямь обнаруживается, но конструктивно машинки различались довольно значительно, особенно по части подвески и трансмиссии.

Datsun
Austin 7

Любопытно, что в 1935-м сам Херберт Остин заказал себе один «Датсун», но не для того чтобы найти повод для судебной тяжбы, а просто из любопытства.

3. Datsun Deluxe Sedan DB2 (1950)

Этот неказистый автомобильчик, между прочим, первый в истории четырехдверный «Датсун». Интересна эта машина прежде всем тем, что... решительно ничем не интересна. Мощность 20-24 силы, динамика соответствующая — максималка 78 км/ч, дизайн как из бабушкиного сундука...

Впрочем, именно по «Делюксу» удобно замерять масштаб гигантского скачка, совершенного японским автопромом во второй половине XX века. Просто вспомните, что в 1950-м, когда дебютировало вот это вот чудо, в СССР уже вовсю выпускались «Победа» и ЗИМ, на фоне «Датсуна» выглядевшие просто пришельцами из космоса. А чем все в итоге закончилось...

4. Datsun 210 Fuji-Go (1958)

Сходство до- и послевоенных моделей «Датсуна» — в отсутствии даже капли спортивности. Однако гоночные энтузиасты произрастали даже на такой неплодородной почве. Некий Юичи Охта еще до войны успешно выступал в немногочисленных японских гонках на одноместном Datsun 750 с открытыми колесами. А в конце 50-х тогдашний рекламный менеджер компании Ютака Катаяма — человек, которому суждено сыграть судьбоносную роль в истории марки — убедил руководство рискнуть и послать два автомобиля на ралли Mobilgas Around Australia trial.

Через 19 дней до финиша изматывающей гонки протяженностью 16 тысяч километров добралась лишь половина из 67 стартовавших экипажей. Среди них, как ни странно, и оба «Датсуна». Причем практически серийные 210-е финишировали первым и четвертым в классе до 1000 см3. Это, конечно, не победа в абсолюте на «Монте-Карло» или «Сафари», но для японцев и такой результат был за счастье.

5. Datsun S211 Sport (1959)

После первых гоночных успехов появление спортивных моделей в гамме «Датсуна» стало лишь вопросом времени. Собственно уже на Токийском автошоу осенью 1958-го компания представила прототип родстера S211 — своего первого по-настоящему спортивного автомобиля. Всего через полгода машина пошла в серию.

Компактный и симпатичный 211-й неуловимо напоминал британские спорткары той поры — только не «Ягуары» и «Астоны», а, скорее, MG, «Остин-Хили» и «Триумфы» — но при этом был полностью самостоятельной разработкой. Четырехцилиндровый мотор серии С рабочим объемом 1 л выдавал лишь 35 л.с., но стеклопластиковый кузов обеспечивал невысокую снаряженную массу — всего 810 кг.

Для тех лет максималку в 112 км/ч можно считать вполне приличной. Главное Datsun S211 Sport оказался в статусе чуть ли не единственного спорткара японского рынка. Если, конечно, не считать крошечную Mikasa Touring с 17-сильным мотором и... более высокой ценой.

6. Datsun Double seat pickup (1965)

Коммерческая техника — основа процветания «Датсуна». Еще в довоенный период компания больше специализировалась на грузовиках, а начиная с 1946-го наладила выпуск пикапов для мелкого бизнеса.

Их разновидностям, модификациям и моделям нет числа! Мы же решили выбрать, пожалуй, один из самых оригинальных. Взгляните, как здорово решена проблема четырехместного салона!

7. Datsun 510 (1968)

На первый взгляд и не скажешь, что этот автомобиль сыграл в судьбе компании ключевую роль. Однако, именно с Datsun 510 началось признание марки в США. До этого американцы смотрели на «Датсун» в лучшем случае как на производителя дешевых пикапов.

Но 510-й, созданный по инициативе директора американского филиала «Датсуна» Ютаки Катаямы — помните бывшего рекламного менеджера, настоявшего на участии в австралийском ралли? — стал альтернативой европейским спортивным седанам. Прибавляем к этому феноменальную надежность и получаем машину, фан-клубы поклонников которой разбросаны по всему миру: от Штатов до Новой Зеландии.

8. Datsun Fairlady Z (1969)

Но все же звание самого-самого Datsun заслуживает именно этот автомобиль. Если 510-й успешно отбирал клиентуру у баварских седанчиков, то Fairlady Z снискала славу «Порше для бедных». Чересчур льстиво? Да будет вам! Даже в изначальной базовой версии стильное купе оснащалось 2,4-литровой рядной «шестеркой» мощностью 150 л.с., разгонявшей машину до сотни за 8 секунд. Цифры того же порядка, что у 911 Classic. Плюс великолепный дизайн, созданный безо всякого вмешательства итальянских мастеров!

Впрочем, надо признать — в процессе разработки «зетки» японцы активно консультировались с графом Альбрехтом фон Гертцом — создателем легендарных BMW 503 и 507. Ну и как вишенки на торте — меганадежность и божеская цена. Не машина — золото!

9. Datsun Cherry (1970)

Первый в истории «Датсун» с полным приводом знаменит исключительно этим занятным фактом. Экономичная и компактная машина пришлась к месту и времени, учитывая разразившийся в начале 70-х топливный кризис.

Впрочем, любопытна еще и версия Cherry Coupe: оригинальный, хотя и слегка перетяжеленный дизайн задней части и 1,2-литровый двигатель со сдвоенными горизонтальными карбюраторами... Hitachi.

10. Datsun B210 Competiton Coupe (1981)

С одной стороны, эту тачку вполне можно назвать самым быстрым «Датсуном» в мире. На ровной как стол глади высохшего соляного озера Бонневиль дрэгстер, построенный американцем Томом Беркландом, показал 475 км/ч.

Но если начистоту — от скромного хэтчбека Datsun B210 в этом монстре исключительно... задние фонари. Кастомный кузов, абсолютно новое шасси, «крайслеровский» V8 под капотом.