Чиновники уверяют, что каждый грузовик наносит ущерб, как... 10-25 тысяч легковых автомобилей! Бред? Никаких доказательств этого факта авторы тезиса не приводят, но клятвенно заверяют: чтобы сберечь 51 тысячу километров федеральных трасс, все магистрали нужно срочно сделать платными для тяжёлой техники. И кризис, поразивший российскую экономику, правительство не считает веской причиной для отсрочки, так как «система взимания платы не скажется на росте цен»...
Зачем это нужно?
В том, чтобы грузовики платили за проезд по автомагистралям, нет ничего нового — в Европе такая система существует давно. В частности, в Германии за каждый километр пробега большегрузы массой свыше 7,5 тонны отстёгивают от 8,1 до 19,8 евроцента (5,8-14,2 рубля), притом размер платы зависит и от экологического класса тягача, и от количества осей, а по воскресеньям движение и вовсе невозможно ни за какие деньги. Внести плату можно вручную — через платёжные терминалы на заправках — или автоматически, когда специальный прибор высчитывает и списывает нужную сумму со счёта.
Впрочем, далеко ходить не надо: даже соседняя Беларусь за движение грузовиков и автобусов по магистралям берёт деньги. Притом платить нужно за любое транспортное средство полной массой свыше 3,5 тонны. Цена вопроса — от 9 до 15 евроцентов (5,8-14,2 рубля) за километр. Процесс оплаты — полностью автоматический, что подразумевает получение прибора-транспондера, залоговая стоимость которого составляет 50 евро. В свою очередь, штраф за отсутствие прибора — 260 евро.
Теперь и в России решили сделать федеральные трассы платными для транспортных средств, полная масса которых превышает 12 тонн. Зачем? Затем, что при тарифе 3,73 рубля за километр без малого 2 миллиона зарегистрированных тяжёлых грузовиков должны ежегодно приносить по 50 млрд рублей прибыли! Притом на создание механизма взимания платы власти не потратили ни копейки — всё профинансировали частные инвесторы. Полученные средства государство рассчитывает пустить на строительство новых и ремонт существующих дорог.
Как оплатить проезд?
Никаких пунктов взимания платы на трассах не будет! В системе «Платон», название которой создатели расшифровывают как «платить за тонну», нужно заранее зарегистрироваться перед рейсом, чтобы получить персональный лицевой счёт, куда следует перечислить деньги. Пройти регистрацию можно двумя способами: на сайте www.platon.ru или посетив один из многочисленных офисов (их адреса указаны на упомянутом сайте). Иностранных же перевозчиков будут регистрировать непосредственно на границе.
После регистрации — снова 2 варианта развития событий. Либо для каждой конкретной поездки оформлять «маршрутную карту», оплачивая лишь нужное количество километров, либо получить личный транспондер, официально именуемый «бортовым устройством БУ-1201» (для его получения придётся внести залог — 6 тысяч 822 рубля 98 копеек). Приборчик на ветровом стекле будет определять местоположение грузовика и списывать деньги со счёта за каждый километр пробега по федеральной трассе. Как только машина покинет «федералку», счётчик остановится.
Можно ли не платить?
Пока можно! В правительстве буквально накануне решили пойти навстречу перевозчикам: Министерство транспорта постановило, что за границами Московской области водителей и собственников грузовых автомобилей не будут штрафовать за неоплаченный проезд до 1 мая 2016 года. То есть фактически первые полгода платными для грузовиков будут только дороги Подмосковья, поскольку штрафы из других регионов дальнобойщикам попросту не придут.
Штрафы установлены следующие. Для водителей (которые, по идее, вообще не отвечают за оплату проезда) — 5 тысяч рублей, для должностных лиц, ответственных за движение, и индивидуальных предпринимателей — 40 тысяч, для юридических лиц — 450 тысяч. За повторное нарушение должностным лицам и ИП придётся заплатить уже 50 тысяч рублей, а юрлицам — аж 1 миллион рублей. Впрочем, чиновники обещают отменить зверские штрафы для «юриков», а пока фирмы массово перерегистрируют технику на частников или... меняют 12-тонники на более лёгкие машины.
Следить, чтобы «фуры» оплачивали проезд, будут специальные «рамки» над дорогами. Их принцип работы таков: если база данных не содержит номера проезжающего грузовика, значит, он пытается проехать бесплатно, и этой машине нужно выписать штраф. Всего таких рамок будет установлено 481 (пока действуют лишь 18, притом исключительно на дорогах Подмосковья), а вдобавок по магистралям страны будут курсировать 100 автомобилей мобильного контроля.
Сколько платить?
Повторим: платить придётся всем транспортным средствам полной массой свыше 12 тонн. Исключение — автобусы (кроме грузовиков-вахтовок), а также военная техника и автомобили специальных служб. Изначально озвученный тариф — немыслимые 3,73 рубля за один километр — правительство вводить не стало. До 29 февраля 2016 года включительно размер платы за движение «по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения» составит 1,53 рубля, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно — 3,06 рубля на километр.
Выводы, к сожалению, неутешительны: с 15 ноября владельцы автопоездов и сверхтяжёлых «одиночек» подвержены фактически тройному налогообложению, так как вынуждены платить транспортный налог, топливные акцизы и отныне — тарифы за проезд по «федералкам». И хотя сама идея системы «Платон» соответствует общемировым тенденциям, время для внедрения выбрано неподходящее... В свою очередь, дальнобойщики обещают массовые акции протеста, но от своих планов правительство, похоже, отказываться не собирается.
P.S. В настоящий момент сложилась не очень красивая ситуация. Как оказалось, Минтранс не ввёл мораторий на штрафы! Постановление правительства не было издано, а соответствующая новость, анонсировавшая отсрочку, с сайта министерства исчезла. Это означает, что большегрузам отныне нужно платить за проезд по всем федеральным дорогам страны, независимо от региона. Впрочем, пока нельзя исключать, что власти сдержат обещание и на ближайшие полгода оставят дороги всех регионов, за исключением Подмосковья, бесплатными для грузовиков. «Авто Mail.Ru» продолжит следить за развитием событий.