Как думаете, какая российская беда хуже? Если верить официальной статистике ГИБДД, самое страшное — дураки, ответственные за дороги. Именно из-за их безалаберности происходит больше четверти всех ДТП. Даже лихачества пьяных водителей приводят к авариям в три раза реже! Добавим сюда несметное количество инцидентов, когда автомобилисты ничего не оформляют и ремонтируют машины за свой счет. Далеко не все, повредив, скажем, подвеску в глубокой яме, идут обивать пороги ответственных служб. По словам юристов, единицы автовладельцев обращаются с иском к дорожникам в суд. Как правило, только когда речь идет о существенных повреждениях.
А зря! В законе «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» черным по белому написано: автовладелец имеет право потребовать компенсацию, если были нарушены правила содержания дорог. И есть вполне внятный и четкий порядок действий на такой случай.
Во-первых, надо вызвать на место происшествия инспекторов ГИБДД. Это самый важный шаг, от которого зависит все. В протоколе гаишники обязательно должны отметить, что именно привело к аварии или повредило автомобиль. Они же расскажут, какая организация отвечает за конкретный участок дороги. Затем следует составить обращение к ответственной компании с требованием возместить ущерб и приложить документы, полученные от сотрудников ГИБДД, и данные экспертизы повреждений. Как правило, подчеркивают юристы, дорожники реагируют на подобные бумаги одинаково пренебрежительно. Тогда у автовладельца не остается другого выбора, как отправиться в суд.
Реальные проблемы
Казалось бы, в теории все просто. Так почему же лишь единицы пытаются получить компенсацию от дорожников за разбитые дороги? Немалую роль играет нежелание наших граждан связываться с судом. Реалии российской судебной системы, по словам юристов, как раз отталкивают большую часть людей от этого способа решения проблем. Процессы зачастую длятся не то что месяцами, целыми годами. Ради нескольких десятков тысяч рублей пострадавшие не готовы тратить массу времени, нервов и, кстати, денег. А вдруг поражение?..
Самое трудное при рассмотрении дела — это доказать причинно-следственную связь между повреждениями автомобиля и ненадлежащим состоянием дороги. Проблемы, как правило, автовладельцы испытывают из-за неправильных действий при оформлении. Так, инспекторы должны произвести фото- и видеосъемку, необходимые измерения. В протоколе следует указать свидетелей. Сотрудники ГИБДД записывают их контакты, чтобы суд потом мог с ними связаться
Измерения — важный момент. Если, допустим, яма не глубже пяти сантиметров, значит, она укладывается в российский ГОСТ 50597-93 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию». Такая выбоина считается законной. Вообще действующий технический регламент «Безопасность автомобильных дорог» включает в себя несметное число различных перечней и стандартов. Документ достаточно четко прописывает, что, сколько и какого размера может или должно встречаться на российских дорогах, поэтому можно заранее оценить шансы на победу в суде.
Но даже если дорожные недостатки никак не вписываются в ГОСТы, проблема с оформлением аварии может возникнуть из-за иной трактовки со стороны сотрудников ГИБДД. Зачастую инспекторы указывают в протоколе, что водитель «не справился с управлением» или «не оценил дорожную ситуацию». Виноватых вроде как нет, всем хорошо, кроме самого пострадавшего. Тогда головной боли в нелегком деле получить компенсацию только добавляется. Придется еще и решение инспекторов опротестовывать...
Не жди беды
Справедливости ради стоит признать, что бороться с отвратительным качеством асфальта в последние годы стало чуть проще. По крайней мере, в крупных городах, где заработали специальные интернет-приемные. Фотографируешь яму или ужасный участок дороги, отправляешь чиновникам, не дожидаясь, пока кто-нибудь попадет в неприятную ситуацию. Как показывает практика, результат не заставляет себя долго ждать. Но в федеральном масштабе идею пока не реализовали.
Неплохо было бы, если бы власти и сами кое-что делали для повышения качества дорог. «Если инспекторы ГИБДД видят яму метр на метр и глубиной 20 см, почему бы не сфотографировать ее самим и не добиться ремонта? Ведь задача полиции не только пресекать правонарушения, но и упреждать их», — вспомнить о своем предназначении сотрудникам ГИБДД предлагает адвокат Лелявский. В конце концов, у самих гаишников при таком подходе работы станет меньше, ведь число аварий сократится.
Страховая атака
Есть другой способ облегчить жизнь автовладельцев, не вынуждая их таскаться по судам. Как водится, правильную работающую схему уже давно используют за рубежом. О ней напомнил председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. Он согласен с тем, что жертвы ужасных дорог неохотно идут в суды, опасаясь затяжных процессов и нервных разбирательств. Но это и не дело простых граждан. Трясти деньги с дорожников должны страховщики, как во всем мире. Сейчас же страховые компании прибегают к регрессным искам к ответственным за участок службам крайне редко, только в случае действительно колоссальных потерь.
А им это и не нужно, их все устраивает. Тарифы на страховку подняли, проблему с убыточностью решили. Судиться с дорожниками, которые так или иначе связаны с государством, не хочется. Проще сесть на шею автомобилистам. Чтобы изменить ситуацию, властям, во-первых, не надо было повышать тарифы на ОСАГО. Во-вторых, необходимо сориентировать судебную практику на то, чтобы жестко и безоговорочно наказывать дорожные службы. Тогда, учитывая число аварий из-за плохого качества трасс, страховщики спокойно компенсировали бы убытки по «автогражданке». И не за счет автовладельцев. Вообще, это нормальная мировая практика, когда страховые компании являются крупнейшими инвесторами в области безопасности дорожного движения. Чтобы повысить рентабельность бизнеса, они снижают количество ДТП.
Вот так относительно просто, по словам эксперта, можно повысить качество дорог и вместе с тем безопасность, не углубляясь в вечные проблемы российской действительности. Нашим чиновникам достаточно проявить волю в этом вопросе и перестать идти на поводу у страховщиков. Если по каждому случаю они со своими огромными юридическими отделами будут наседать на дорожников, то те быстро изменят подход к работе. В одном месте яму быстро заделают, в другом — знаки расставят на правильном расстоянии, в третьем — вовремя снег с дороги уберут.