НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Найдешь — поедешь. Каршеринг по-московски

9 сентября 2015 10:01
«Деление автомобиля» — так дословно можно перевести с английского «каршеринг». Под этим словом скрывается давно известная в мире, но относительно новая для нашей страны услуга краткосрочной аренды машин

Как это работает и действительно ли все так складно, как преподносят операторы сервиса, проверял «Авто Mail.Ru».

В Москве каршеринг предлагала до недавнего времени только одна фирма — Anytime. Она же сейчас самая крупная. Аналогичный проект, запущенный буквально в прошлом месяце благодаря стараниям властей, пока на полную мощность не вышел. Поэтому я обратился в фирму, которая накопила уже достаточно опыта в краткосрочной аренде автомобилей.

На сайте компания в красках расписывает удобства услуги. Ты начинаешь и заканчиваешь пользоваться чужим автомобилем в любом удобном месте одним нажатием кнопки на мобильнике. Раз! Избавлен от повседневных проблем и забот обычного автовладельца. Два! Вдобавок это еще и дешево. Три! Сказочно? Оказалось, не совсем.

Электронно-бумажная подготовка

Первым делом я скачал специальное приложение Anytime на смартфон и зарегистрировался в системе. Да, если у вас до сих пор мобильный толщиной со спичечный коробок и с единственным рингтоном из «Бумера», о каршеринге придется забыть.

Затем наступает время немного поработать с бумагами. После регистрации менеджер перезвонила через несколько часов и предложила в любое удобное время приехать в офис на подписание договора. В первый и последний раз. С образцом можно ознакомиться на сайте заранее. Шестистраничный документ предусматривает практически все: от страхования до штрафов за нарушения ПДД. Автомобили застрахованы по КАСКО, но с франшизой. За ущерб по вине арендатора менее чем на 70000 рублей придется отдать 15000. В более тяжелых случаях — 25% от суммы ремонта. Ну а более всего цифрами кишит графа «Ответственность сторон». Намусорил в машине — 2000 рублей, отключил GPS-трекер — 120000 рублей, выехал на бездорожье — 50000 рублей... Вот уж действительно, ничего не оставили без внимания.

На следующий день по СМС пришел пароль к личному кабинету на сайте и пин-код для полноценного доступа в приложение. Мне осталось только пополнить счет с банковской карты на 500 рублей — как доказательство серьезности своих намерений. Деньги поступили — можно начинать аренду.

В активном поиске

Компания предлагает Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и Chevrolet Cruze по 6 рублей за минуту (7 рублей — в выходные), а BMW 116 — по 8 и 10 рублей соответственно. Выходит, за час езды на бюджетном седане в будние дни платишь меньше 400 рублей. Да это дешевле «Аэроэкспресса»!

Цены заманчивые, но начать «шеринг кара» удалось не сразу. Все-таки мне хотелось совместить профессиональную надобность с личной и не кататься по Москве попусту. Но ни в первый, ни во второй день активного поиска автомобиль поблизости я не нашел. И это пока — главная проблема нового сервиса в Москве. Автопарк компании еще слишком мал для мегаполиса. В среднем в дневное время на огромную территорию приходится всего 10-15 свободных машин. Причем, похоже, постоянных клиентов в некоторых округах города вообще нет. Иначе как объяснить, что за несколько дней ни одной машины хотя бы близко к нужному мне району не появилось?

Что ж делать — пришлось ехать к машине на метро. От станции Парк Победы, судя по карте, идти минут 15-20. Звучит уже не очень заманчиво. К счастью, в подземке нынче есть Интернет, поэтому по пути на всякий случай обновляю карту. И не зря! Свободный автомобиль появился в Крылатском. Правда, тоже далековато от метро. И тут всплывает еще один тонкий момент. По правилам бесплатная бронь работает только 20 минут, а дальше включается парковочный тариф 1,5 рубля в минуту. Чтобы не остаться в дураках в буквальном смысле на пустом месте, приходится еще немного раскошелиться. Ничего страшного — небольшие деньги за уверенность, что машину не перехватят другие.

Виды, звуки и запахи

Вообще-то по договору надо оставлять автомобиль в любом разрешенном месте на улице минимум с двумя полосами. Но, как меня заранее предупредили, многие бросают машину во дворах. Главное — не на закрытых территориях и не за шлагбаумами. У обычного жилого дома я, ориентируясь по карте, нашел Polo с фирменным логотипом. Перед тем как открыть его, осматриваю со всех сторон. В компании советуют сразу же отправлять через приложение фото автомобиля, если на нем есть повреждения. Чтобы потом не было претензий.

Нажимаю кнопку на смартфоне, и замок тут же дистанционно отпирают. Отсчет времени пошел. Ключ — в замке зажигания. Документы — в бардачке. А салон... Хотя за комплексную мойку компания возвращает деньги и пополняет баланс на бонусную тысячу рублей, у меня возникло ощущение, что за все время существования сервиса машину внутри ни разу не чистили. Кругом грязь, какие-то липкие следы, характерный запах прокуренной обивки. Воображение мгновенно рисует неприятные картины всего, что творилось в этом автомобиле. Да что внутри — о техническом состоянии, похоже, тоже не заботились. Подвеска живет своей жизнью, рулевую рейку, судя по звукам, давно пора менять, и я еще не говорю про громогласный скрипуче-трескучий аккомпанемент деталей салона.

Хорошо хоть бензин есть, так что заправляться не пришлось. Но если что, потраченные на горючку деньги быстро возвращают — достаточно прислать фотографию чека через приложение. В договоре, кстати, черным по белому указан двухтысячный штраф за сухой бак, но на деле многие пользователи сервиса оставляют машины с горящей лампочкой нехватки топлива. Об этом предупредили еще при подписании договора.

Ограничение свободы

Поехать куда хочется у меня не получилось. Больше всего препятствуют свободе передвижения платные парковки. Я могу приехать в центр, но заканчивать здесь аренду нельзя (то есть отправиться в пятницу вечером на вечеринку и бросить там машину не получится). И до дома мне как жителю ближнего Подмосковья тоже путь заказан. «Отрываться» от Москвы разрешают вплоть до 200 км, но «передавать эстафету» можно лишь внутри МКАДа либо в 400 метрах от метро за кольцевой дорогой. Что ж, прокатился бесцельно... Закрываю автомобиль и одновременно останавливаю счетчик нажатием кнопки на смартфоне.

Возвращаюсь в метро с двойственными ощущениями. С одной стороны, каршеринг действительно можно рассматривать как альтернативу такси. Конечно, менее удобную, но совершенно точно более доступную. Настоящей грозой таксопарков сервис вполне может стать, если расширить автопарк хотя бы до нескольких сотен машин. Еще за состоянием автомобилей следили бы пристальнее и решили бы вопрос (может, совместно с властями) с платными парковками. Вот тогда пользователи, попробовав каршеринг раз, могут и задуматься о том, нужно ли им вообще покупать свою собственную машину.