НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Скидки на машины: иллюзия распродажи

12 августа 2015 10:06
Удивительная ситуация: 80% машин сегодня продаются со скидками. Но «выгода», о которой трубит реклама, скорее сомнительна

Такой прием любят использовать магазины одежды, устраивающие распродажи: сначала они поднимают цены, чтобы потом громко заявить об их снижении. Автопроизводители в прежние годы не практиковали такое, но ситуация заставила: зимой и весной они были вынуждены взвинтить цены, а теперь из-за затоваривания складов объявили о фантастических скидках. По данным агентства «Автостат», из 47 представленных на российском рынке брендов 26 летом объявили о скидках: Acura, Brilliance, Cadillac, Chevrolet, Citroen, Fiat, Ford, Great Wall, Haima, Honda, Hyundai, Jeep, Kia, Lifan, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot, Skoda, SsangYong, Subaru, Suzuki, Toyota, Volkswagen, Lada и УАЗ.

«Мерседес-Бенц нужен рекорд по продажам! Звоните дилерам — договоримся!» — настолько прямолинейно люксовые марки еще не объявляли о своей готовности поторговаться и «подвинуться», только бы уговорить покупателя приобрести их товар. Реклама, как всегда, сильно приукрашивает ситуацию: рекордные продажи сейчас не прогнозируют даже неисправимые оптимисты.

Общий объем нераспроданных запасов машин у российских дилеров в последние месяцы достиг 100 000 штук. Насколько это много? Например, сравнимо с годовым тиражом всех «Фольксвагенов» в России. Вплоть до апреля дилеры активно распродавали запасы прошлогодних машин, а дальше склады начали «пухнуть». Проблема усугубляется тем, что дилеры обязаны выкупать определенное количество машин ежемесячно — иначе их лишают бонусов, которые составляют до одной трети дилерского заработка с каждого автомобиля.

Ситуация — беспрецедентная. Если судить по рекламе, автопроизводители временно позабыли о ходовых качествах, красоте, оснащении автомобиля. Единственное, что ставится во главу угла — скидка. Точнее «выгода», как это называют производители. Почти никто не готов озвучить скидку в процентах, зато везде пишут — «выгода 50 000 рублей», «выгода 150 000 рублей»... Доходит и до 800 000 рублей. По подсчетам «Автостата», четыре из пяти машин сейчас продаются со скидками или по «специальным ценам». Однако в этой «выгоде» есть изрядная доля лукавства.

В рекламе, как правило, не сообщается, из какой цифры надо вычитать озвученные суммы скидок. То есть покупатель гарантированно запутается, ведь с весны 2014 до лета 2015 года цены совершили как минимум два скачка вверх — синхронно с падением рубля, — и небольшой скачок вниз, когда он укреплялся.

Чтобы разобраться, какие модели действительно выгодно сейчас брать, а какие нет, надо рассматривать каждый случай индивидуально. Неужели есть машины, подешевевшие не только в сравнении с зимой, но и в сравнении с прошлым годом? Представьте себе, да. Но это исключение.

Отметим, что в этой статье речь пойдет о «всероссийских» скидках, действующих у всех дилеров той или иной марки. В некоторых случаях салоны готовы предложить специальную цену на определенный застоявшийся экземпляр, но это может оказаться «нафаршированная» и не слишком популярная модель. Мы в первую очередь сравнивали цены на базовые версии, кроме особо оговоренных случаев.

Доступные модели: аттракцион невиданной «щедрости»

По данным дилеров, сложнее всего сейчас обстоят дела с продажами массовых моделей: аудитория, которая их покупает, очень чувствительна даже к небольшому повышению цен, ну а резкий зимний скачок заставил многих отказаться от покупки машины. Поэтому самая популярная в России иномарка — Hyundai Solaris — сейчас продается со скидками в 40 000 рублей на все модификации и комплектации. Но достаточно взглянуть на динамику цен за последний год, как становится ясно, что речь не про «выгоду», а про сдержанное подорожание.

Похожая ситуация с ценами на другой бестселлер — Renault Logan. Он также рванул вверх, и произошедший сейчас «отскок» цен не полностью компенсирует рост. Таким образом, корректно говорить не о скидках, а о том, что Solaris и Logan за год подорожали на 28 000 и 44 000 рублей соответственно.

Самые большие скидки по логике вещей должны быть у GM, ведь американский концерн уводит с нашего рынка бренды Opel и Chevrolet (остаются только премиальные «Шеви»). И реклама это подтверждает: экономия при покупке Chevrolet Aveo якобы достигает 222 000 рублей. На деле, конечно, никто не отдает эту модель за полцены, но выгода и впрямь приличная — целых 56 000 рублей в сравнении с ценой годичной давности!

В результате расстановка сил между моделями из этой троицы поменялась:

Гольф-класс: новые хитрости

Видишь рекламу Kia cee'd или обновленного Ford Focus и прямо дух захватывает: корейцы предлагают свой хэтчбек по ценам от 469 900* руб., ну а американцы — от 599 000* руб. А что это за звездочки около цены? Оказывается, теперь «цена от...» означает не просто цену «пустой» машины. Отныне маркетологи приводят цены с учетом сдачи предыдущей машины в утилизацию или Trade-in. А Kia пошла дальше — она в качестве минимальной цены указывает особый вариант, предлагаемый только тем, кто берет машину в кредит. Слегка запутывают, мягко говоря.

Если не брать в расчет спецпредложения, связанные с кредитом или Trade-in, то цены на популярные модели гольф-класса совершили за последний год вот такой кульбит:

D-класс: фантомные скидки

Возьмем для примера популярную Mazda 6, которая этим летом официально подешевела во всех модификациях и версиях. А насколько реально? Начинаешь сравнивать с ценами годичной давности, и... Побывавшая на нашем тесте Mazda 6 2.5 с автоматом в топовой комплектации Supreme в 2014 году стоила 1 290 000 рублей, а сейчас такую машину можно взять за 1 369 700 руб. Правда, с учетом того, как упал рубль за это время, покупать «шестерку» по нынешней цене все равно разумно.

А вот конкурирующий Kia Optima, с которым мы сравнивали «Мазду» в прошлом году, ушел в отрыв. За мотор 2.4 и богатую комплектацию Premium год назад просили 1 369 900 руб., теперь же она обойдется в 1 509 900 руб.

А что у GM? Opel Insignia якобы можно купить со скидкой в 800 тыс. рублей. Если кто помнит, в прошлом ноябре цена базовой версии составляла 864 000 руб. Значит ли это, что сейчас «Инсигнию» можно взять за 64 000 руб.? Вопрос, конечно, риторический, так что давайте разбираться. Начнем с того, что минимальная цена в настоящий момент — 1 107 000 руб.

За эту сумму получаешь модификацию получше, чем прежняя базовая. Вместо мотора 1.8 (140 л.с.) и механики нам предлагают как минимум 1.6 турбо (170 л.с.) с автоматом, а вместо «пустой» комплектации Еssentia теперь дают приличную версию Cosmo без доплаты. И если сравнить с прошлогодней ценой, экономия наблюдается: год назад за такую машину просили 1 231 000 руб., что на 124 000 рублей больше, чем сейчас.

Высший свет: скачок на миллион

Среди престижных марок рост цен неумолим, но случаются более или менее привлекательные предложения. Так, например, в июле Mercedes E-класса в популярной версии «Особая серия» (с неплохим набором оборудования) продавали по цене базового варианта — со скидкой в 300 000 руб. В августе цены вернулись обратно. Если сравнить с наиболее доступной версией «пятерки» BMW, то картина выглядит так:

Если седаны бизнес-класса подорожали на 200-500 тыс. рублей, то среди представительских моделей скачок на миллион рублей уже в порядке вещей, и компенсировать это скидками никто не торопится. Так, Mercedes-Benz, предлагавший в июле скидки на многие другие модели, покупателям S-класса лишь дарил полис каско — как утешение за серьезное подорожание. У «Лексуса» есть скидки на большинство моделей, кроме флагманского LS (скажем, RX вместо 2,4 млн рублей предлагают за 2 млн). Вообще люксовый сегмент чувствует себя не так плохо, как массовые марки, отсюда и складывается следующая картина:

На чем еще можно выиграть?

Тот, кто умеет считать деньги, сейчас вряд ли гонится за рекламируемой «выгодой», а вот кредитные предложения действительно стали гораздо лучше, чем раньше: некоторые марки предлагают беспроцентные займы на срок до трех лет. Надо сказать, в сложившейся ситуации это действительно неплохой вариант, поскольку будущее удорожание машин и общее ускорение инфляции — вполне реальный сценарий, так что заемные средства позволят получить двойной выигрыш: можно успеть выхватить машину по нынешнему прайс-листу, пока цены вновь не рванули вверх, а пользование беспроцентным займом — это выгода сама по себе. Впрочем, в кризис мало кто может быть уверенным в будущих доходах, так что в этом смысле кредиты стали более рисковым делом.

Кстати, во время кризиса 2008 года количество выдаваемых кредитов резко упало (банки предпочитали не рисковать, и выросла доля отказов). Сейчас же мы наблюдаем новый кредитный бум. Немалую роль тут сыграла государственная программа субсидирования процентных ставок. Если в первом квартале 2015 года лишь 20% автомобилей от общего объема продаж покупались за заемные средства, то теперь этот показатель достиг почти 41% — больше, чем год назад!

Если кто-то опасается, что, взяв сейчас кредит с хорошими условиями, в дальнейшем столкнется с тем, что банк из-за кризиса начнет менять проценты — поспешим успокоить. Подобное бывало в «нулевые» годы, но сейчас кредитным организациям запрещено менять те процентные ставки, которые прописаны в договоре.

Главный вопрос: мы уже достигли дна? К сожалению, среди экспертов нет единого мнения о том, насколько низок сейчас спрос на автомобили, поскольку данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) учитывают количество машин, отгруженных дилерам, а не реально проданные автомобили. Если АЕБ утверждает, что за июнь было продано 140 000, то в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) подсчитали, что из этого числа не распродано как минимум 20 000 штук. А это значит, что за июнь рынок «просел» не на 30%, как это сообщает АЕБ, а уже на 40%.

Все это вместе означает, что второе полугодие 2015 года, а скорее всего — и будущий год преподнесут еще много изменений в ценах на машины в России.