Через приложение Uber сейчас проходит почти миллиард (!) долларов ежемесячно в мировом масштабе, Яндекс.Такси идет завоевывать российские регионы, а традиционные службы такси берут на вооружение новые технологии. Армия автомобилистов, для которых такси — это основной заработок, пополняется новыми «бойцами» каждый день.
Кто бы мог подумать, что всего за несколько лет «бомбила обыкновенный» превратится в вымирающий вид таксиста. Брать пассажира «с бордюра» — это плохой способ заработка сегодня. В наши дни для таксиста источником получения клиентов стал не бордюр и не рация, а смартфон. И это поменяло всё.
Произошло сразу две революции. Во-первых, обострилась конкуренция и резко сократились сроки подачи машины, поскольку в битву за клиента включилось большее число водителей, и системы автоматического распределения заказов с помощью геопозиционирования выбирают лучшие варианты. Во-вторых, новые правила ценообразования стали гораздо выгоднее для пассажиров.
Не всех водителей радует сложившаяся ситуация, но она придала огромный импульс развитию рынка. Граждане стали чаще пользоваться такси, заказов всё больше, системы распределения заказов совершенствуются, и, конечно, в итоге подобный вид заработка привлекает всё больше водителей. Да, условия работы трудные, зарабатывать достойные суммы удается далеко не всем, зато рабочие места в этой отрасли по сути есть всегда.
Это раньше таксисты были особой кастой. Сегодня же права в кармане — это почти что гарантированный заработок. Так во всяком случае утверждают создатели сервисов для таксистов.
По статистике Яндекса, каждый день компания обрабатывает 200 000 заказов, а число установок приложения «Яндекс.Такси» этой весной превысило 2,8 млн. В Москве стоимость средней поездки колеблется в районе 600 рублей.
Сервис Gett пока работает только в Москве и Питере. Uber, помимо столиц, недавно начал обслуживать Екатеринбург. А Яндекс.Такси также охватывает Уфу, Нижний Новгород, Тулу, Воронеж и Калининград. Активно развиваются и другие сервисы вроде Rutaxi, которая уже работает в 84 городах страны.
Новые сервисы глазами водителя
В феврале 2015 года в России прошла масштабная забастовка таксистов против новых служб онлайн-заказа. «По данным на утро, только в Москве не вышли на работу более 8 тысяч человек. Думаю, что всего по России работать с популярными онлайн-сервисами заказа перевозок откажется миллион таксистов», — заявил тогда председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов.
Революция на рынке такси всколыхнула и другие страны. 26 мая миланский суд вынес решение, запрещающее работу сервиса такси Uber на территории Италии. Ранее власти Женевы приняли аналогичное решение по инициативе таксистов старой гвардии. В июне бастовал Париж. Чем же так не угодили водителям эти высокотехнологичные решения? По их мнению, они сильно сбивают цены и накладывают на таксистов слишком много ограничений.
Американский Uber и израильский Gett, штурмующие наш рынок, — это сервисы, которые позволяют водителю начать принимать заказы, не являясь сотрудником ни одной из служб такси. Весь процесс по большей части автоматизирован, благодаря чему заказчик и исполнитель максимально быстро находят друг друга. В результате многие из тех, кто и не подумывал зарабатывать извозом, взялись за такой приработок.
«Это наиболее соответствует моему статусу не-таксиста. Никаких тёрок с диспетчерской, никаких денег (Uber принимает только безнал), никаких бланков. Раз в неделю получил бабло на карточку и возишь себе людей. Что показательно, на Убере самые приятные пассажиры», — рассказывает мой товарищ Андрей. Да, клиентура несколько отличается в зависимости от сервиса: «продвинутый» хипстер со смартфоном с большей вероятностью воспользуется новым онлайн-сервисом, нежели подвыпивший представитель рабочего класса.
Создатели новых сервисов обещают, что в день вы будете получать 12-30 заказов — больше, чем можно выполнить физически. Gett даже называет конкретную сумму заработка: на одной страничке сайта написано «от 60 000», на другой — «более 120 000 рублей в месяц». Не сказка ли? Таксисты, с которыми мы пообщались в процессе подготовки материала, говорят, что все не так просто...
Начать надо с того, что требования к водителям в Uber и Gett весьма жесткие. Надо иметь лицензию таксиста, а автомобиль должен непременно быть иномаркой не старше 3-х лет с кондиционером. Для того чтобы начать сотрудничать с такой службой, многим приходится брать подходящую машину в аренду, и это абсолютно невыгодно. По словам Андрея, попробовавшего работать на арендованном Mondeo, Uber приносил ему максимум 1000 рублей за смену за вычетом аренды и бензина. В Москве это не деньги.
О Яндекс.Такси разговор особый. С точки зрения клиента, тут все то же самое: открыл приложение на смартфоне, сделал заказ — и сервис подобрал тебе ближайшую машину. Но с точки зрения водителя все чуть иначе. Дело в том, что Яндекс не работает напрямую с водителями-частниками. Чтобы получать заказы из Яндекс.Такси, надо быть сотрудником одной из служб такси.
Яндекс, Uber и Gett начали диктовать свои условия и устанавливать свою тарификацию на рынке, и многие водители полагают, что это невыгодно.
Особенности тарификации
Яндекс в Москве работает по тарифу 199 руб. за подачу и первые 10 минут, далее — 15 руб. за минуту (в обычных службах такси расценки установлены на уровне 280-320 рублей за подачу и первые 20 минут, а далее — 10-11 рублей в минуту). Эти суммы водитель получает на руки «грязными» и потом делится со своей диспетчерской комиссионными. Их размер — порядка 20% от стоимости заказа (либо фиксированная сумма в день/неделю за диспетчерские услуги).
Gett считает по-другому: 50 рублей за посадку и далее — 18 рублей за минуту. Но в будни с 10:00 до 17:00 и в выходные с 8:00 до 20:00 тарификация понижена на 30%: 35 руб. за посадку и 12,6 руб. за минуту.
В Uber базовые ставки такие: 50 рублей за подачу, 8 рублей за минуту и 8 рублей за километр, независимо от времени суток. При этом минимальная поездка 99 рублей. В Интернете можно встретить сообщения водителей, что, работая на Uber, получаешь меньше выручку, зато не платишь комиссию самой службе заказов. Это не совсем верно. 20% комиссионных тут вычитаются, как и везде, но при этом начисляются бонусы, которые в среднем составляют 90 рублей за поездку. То есть, если поездка уложилась в 450 рублей, то размер комиссии полностью покрывается размером бонуса. Если поездка стоила 900 рублей, то комиссия, грубо говоря, составит всего 10%. И, конечно, эти бонусы получают не все. Чтобы начать получать бонусы, нужно выполнять не менее 20 заказов в неделю.
В регионах минус в том, что тарификация может быть не повременной, а зависящей только от расстояния, то есть простои в пробках никак не влияют на цену. Скажем, в Саратове сервис Rutaxi (он же оператор «Везёт»), считает так: первые 3 км — 75 рублей, дальше — 12 рублей за километр. (Цены указаны с учетом скидки 25%, которая предоставляется всем клиентам, заказывающим через мобильное приложение, на сайте или через смс).
Сложившаяся ситуация заставляет водителей работать значительно больше, чем это предусматривает Трудовой кодекс. Это, разумеется, не лучшим образом влияет на безопасность, не говоря уже о том, что такие условия труда — врагу не пожелаешь. Хуже всего обстоит дело у тех водителей, которые вынуждены работать на арендованном транспорте. Своими расчетами с нами поделился координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов:
7 часов водитель должен каждый день, без выходных, работать, чтобы отдать деньги за аренду автомобиля. Это дает 210 часов в месяц. Добавьте к этим часам еще 150 часов, которые надо отработать, чтобы заработать себе средний водительский оклад. Итого вы получите 360 часов в месяц! Сравните с 160 часами, которые положены по трудовому кодексу. То есть средний водитель такси в Москве, чтобы заработать 40 тысяч рублей, вынужден работать больше в 2 раза, чем обычный офисный сотрудник. Ежедневно 12-ти часовой рабочий день, абсолютно каждый день, без выходных! Теперь не удивляйтесь, когда увидите объявления о приеме на работу водителей такси, где график только начинается с 12 часов 6 дней в неделю. Дальше вы увидите график 18 часов за рулем 5 дней в неделю и вишенкой на тортике будет график 22 часа за рулем сутки через сутки
Бизнес-модель
Для приличного заработка таксисты работают на износ: 11-12 часов за смену, проезжая порядка 300 км в Москве или 100 км в провинции. И настоящий таксист редко может позволить себе два выходных в неделю. Чаще всего выходной лишь один, а значит, в месяц — 26 рабочих дней.
Водители, работающие на этом рынке, порой сотрудничают сразу с несколькими службами заказов. На какие заработки можно рассчитывать?
Вариант 1. Традиционные службы заказов + Uber/Gett + Яндекс.Такси (Москва)
Расходы | Доходы | ||
Бензин (300 км в день, 26 рабочих дней) | 24 960 |
Выручка по счетчику (+бонусы) |
140 000 |
Комиссия служб заказов (20% от выручки) |
28 000 |
Чаевые |
5 000 |
Мойка |
3 900 | ||
Обслуживание и ремонт автомобиля |
7 500 | ||
ИТОГО | 64 360 |
145 000 | |
Чистая прибыль |
80 640 |
Итак, удачливый таксист в Москве может рассчитывать на неплохие деньги. А что в регионах?
Вариант 2. Cлужбы онлайн-заказов в регионах
Расходы | Доходы | ||
Бензин (100 км в день, 26 рабочих дней) |
8 320 | Выручка по счетчику |
50 000 |
Комиссия служб заказов |
4 800 |
Чаевые |
2 000 |
Мойка |
2 600 | ||
Обслуживание и ремонт автомобиля |
2 500 | ||
ИТОГО |
18 220 |
52 000 | |
Чистая прибыль |
33 780 |
А если арендовать машину?
Зачастую водитель работает не на собственной машине, а на арендованной (если своей нет или она не подходит под требования службы заказов). В этом случае из чистой прибыли надо еще вычесть стоимость аренды, хотя и расходы уменьшатся на сумму, которая уходит на ремонт и обслуживание машины. Цены аренды варьируются от 900 рублей в день за отечественную модель (в регионах) до 2000 рублей за машину типа Ford Mondeo (в Москве). Расчет стоимости аренды как правило идет по схеме 6/1: в неделю оплачиваешь шесть дней аренды, а в выходной машина у тебя остается бесплатно. Как видим, арендодатели исходят из того, что все таксисты работают 26 дней в месяц.
Работая на арендованной машине, несешь дополнительный расход в размере около 37 000 рублей в Москве и 16 000 рублей в регионах. То есть чистый заработок в столице падает в этом случае до 44 000 рублей в месяц, а в провинции он сокращается до совсем уж скромной величины — 20 000 рублей.
FAQ. Что должен знать начинающий таксист
Нужна ли лицензия и как ее оформить?
С точки зрения закона, для оказания услуг по перевозке пассажиров, гражданин обязан становиться индивидуальным предпринимателем и получать лицензию (разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси). На практике соответствующие документы нужны при подписании договора с диспетчерской службой, от которой вы хотите получать заказы, и то не всегда. Многие службы идут навстречу водителям и ничего такого не требуют. Гаишники редко интересуются лицензией (при отсутствии оранжевого фонаря и шашечек — никогда). Налоговики не имеют физической возможности проверить, оказывал ли гражданин услуги такси на платной основе. В общем, для водителя все упирается в условия конкретной службы заказов.
Кстати, тот, кто зарабатывает извозом, должен страховать свою машину по особому тарифу для таксистов. Для недорогих иномарок это увеличивает стоимость страховки примерно на 4500 рублей в год относительно обычных тарифов.
Сервисы Uber и Gett требуют лицензию в обязательном порядке, и московские традиционные службы такси зачастую тоже (без лицензии вас не допустят к заказам от Яндекс.Такси). В регионах лицензия как правило необязательна. В любом случае получить ее просто.
Стоимость и порядок получения лицензии определяют местные власти каждого региона. В Москве эта услуга бесплатна, и получить ее можно в городском департаменте транспорта. Из документов потребуются только паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и (если автомобиль не в собственности) договор аренды или лизинга машины. Постановкой на налоговый учет в качестве предпринимателя придется озаботиться заблаговременно.
По прошествии 10 рабочих дней вам должны выдать разрешение, после чего можно смело клеить на борта шашечки и устанавливать на крышу оранжевый фонарь.
Как получать больше заказов?
Всякая автоматизированная служба заказов распределяет клиентов не только в зависимости от вашего географического положения, но и по другим параметрам. Обычные службы заказов могут отдавать приоритет таксистам, например, имеющим «фирменную» оклейку машины и проходящим регулярный технический и медицинский осмотр на базе таксопарка.
«На Яндексе правит рейтинг, — рассказывает Андрей. — Вообще это такая штука, которую легко уронить и трудно поднять. Опоздания, отмены, отказы работают против рейтинга. И, соответственно, когда ты мечешься между тремя-четырьмя диспетчерскими, высокого рейтинга не будет нигде. Еще на Яндексе есть эскадроны смерти под названием “мобильный контроль”. Приходит вызов, ты принял, и тут — мобильный контроль. Ты должен подъехать в указанное место, там проверят документы, чистоту в салоне, насколько грязный кузов и достоин ли вообще принимать у себя господ. Не ехать нельзя — отключат».
А что с чаевыми?
Сдачу меньше 10 рублей не забирает практически никто, а процентов сорок пассажиров не забирает и меньше 50 рублей (так обстоят дела в Москве). Встречаются пассажиры, намеренно дающие сумму, превышающую показания счетчика на 10-15%, но таких примерно один на десяток.
Опасно ли работать таксистом?
Каждый, кто занимается частным извозом, непременно сталкивается с неадекватными или нетрезвыми пассажирами. Но кое-что для таксиста меняется в позитивную сторону. Если прежний «бомбила» в критической ситуации мог полагаться только на себя, то современный цивилизованный таксист может подать сигнал тревоги в свою диспетчерскую. Конечно, это не отменяет необходимости уметь «разруливать» конфликты еще в зачаточной стадии. Ведь помощь может не успеть.
В прежние годы опасения новичков вызывала «мафия», дежурящая на вокзалах и в аэропортах, а также на «хлебных» точках, вроде станций метро. По словам водителей, с которыми мы пообщались в процессе подготовки этого материала, сейчас времена стали куда спокойнее. Таких точек, на которые противопоказано соваться новичку, в данный момент почти что нет. Разумеется, всегда можно столкнуться с недружелюбием «местных» у любой станции метро, но крайние меры — вроде проколотых колес — это большое исключение по нынешним временам.
От работы на себя до своего бизнеса
Случается, что у «частника» возникают предпринимательские амбиции, и он покупает второй автомобиль для сдачи в аренду. Потом машин может быть уже несколько. Так и до собственного таксопарка недалеко? На самом деле далеко. В этом бизнесе довольно высок порог входа. Чтобы ваша служба могла начать работать с Яндекс.Такси, надо иметь не менее 30 автомобилей на линии. Конечно, можно попробовать начать с меньшим числом машин в маленьком городке, где Яндекс.Такси еще не правит рынком. Однако, там порог входа может оказаться еще выше, так как рынок захвачен одной-двумя службами, имеющими не десятки, а сотни машин на линии.
Сейчас этот рынок выглядит довольно рискованным и непредсказуемым в свете того, что правила игры еще не окончательно утряслись, и крупные онлайн-сервисы активно сбивают цены.
С одной стороны, попробовать себя в этом деле можно без большого стартового капитала. Например, программное обеспечение для водителей и диспетчеров обойдется в 7000-25000 рублей в месяц (в зависимости от количества машин на линии). Услуги колл-центра можно первое время отдать на аутсорсинг. Казалось бы — зови водителей и принимай заказы. Вопрос только в том, чем же таким привлечь водителей и клиентов. И те и другие имеют сейчас слишком большой выбор, чтобы заметить еще один «стартап с шашечками».
А что дальше?
Службы онлайн-заказов пришли всерьез и надолго, и рынок этих услуг в скором времени может принести новые сюрпризы. Уже этим летом Gett планирует, помимо сервиса пассажирских перевозок, запустить аналогичные «Gett пицца», «Gett суши», «Gett маникюр», «Gett массаж», «Gett уборка дома». В общем, нынешние особенности тарификации нравятся не всем, зато потоки заказов будут только расти. Наверняка примеру Gett последуют и другие сервисы, так что возможностей заработка прибавится для всех.