— Ну что, едем багажник тестировать? — Едва ли не каждый из коллег при встрече в аэропорту считал своим долгом пошутить на этот счёт. Интрига действительно была слабой, если вообще была. Можете состроить из себя книжного червя и потратить часы на скрупулёзное изучение технических данных, но могу сразу сказать — ничего особо интересного не найдёте. Универсал получился чуть выше обычного Superb нового поколения (о котором «Авто Mail.Ru» недавно подробно рассказывал), чуть короче за счёт не столь длинного заднего свеса, чуть тяжелее и чуть просторнее, если считать по запасу миллиметров над головами задних пассажиров. Куда не ткнись, везде обнаружишь это «чуть». Я даже не стану здесь точные цифры приводить — ну что такое, например, разница в 20 кг массы для 1,5-тонного семейного автомобиля? Остаются только громадный грузовой отсек, да кузов другой формы...
Поэтому не будем кривить душой — выбор между Combi и лифтбеком лежит исключительно в области имиджа и личных предпочтений. А что нам говорит об этом Skoda? В рекламном ролике мелькает идеальная европейская семья. Папа с мамой, которые, судя по холёному виду, в жизни ничего опаснее купания в бассейне не делали. И седина на висках проступила вовсе не от безбашенных поступков, а тупо от возраста. Поэтому сына-подростка они вывозят не в экстрим-лагерь, а в альпийскую долину: солнышко светит, коровки пасутся, травка зеленеет. Красиво, спокойно, предельно безопасно и... скучно!
Хотя, похоже, нам была уготована такая же судьба. Прилёт в Мюнхен, маршрут по окрестным дорожкам, немного горного серпантина, чтобы журналисты уж совсем не заснули... Пошло бы всё по такому плану, я, наверное, тоже рассказывал вам сейчас исключительно про 660-литровый багажник Superb Combi. Что этот показатель — едва ли не рекордный: на 27 л больше, чем у машины предыдущего поколения. Даже родственный Volkswagen Passat Variant остался позади (хотя у Mercedes-Benz E-класса всё равно больше). А ведь это только под шторкой. Есть ещё ниша под полом на 41 л (на европейских версиях здесь лежит «докатка»). Можно и задние сиденья сложить. Тогда придётся поломать голову, чем заполнить отсек на 1950 л. Кстати, в этом случае с немецкой «ешкой» будет уже паритет. Унылые строки, правда?
Но к чёрту пенсионерские настроения! Ведь в памяти ещё свежи воспоминания о тесте лифтбека Superb. Просторный салон, адаптивное шасси, мультимедийные и электронные «мульки» в разноообразии — это прекрасно. Но главное — автомобиль едет. И едет весьма неплохо, особенно с двухлитровыми моторами.
Что у нас там на карте поблизости?.. Ну-ка попробуйте выговорить с первого раза — Großglockner-Hochalpenstraße! Язык не свело? Отлично! Теперь вы знаете, как называется одна из самых высокогорных дорог Европы. Если повезёт, не только машину испытаем по полной программе, но и с альпийскими сурками познакомимся, а может, даже цветок эдельвейс найдём.
1,5 часа полёта по автобану до границы с Австрией, покупка на заправке виньетки дорожного сбора и обсуждение первых впечатлений. Ведь на тесте лифтбека Superb езды на близких к максимальным скоростях вообще не было. Мне хотелось опробовать в деле потенциально самое популярное в России сочетание — 1.8 TSI (180 сил) с роботом DSG о семи передачах и передним приводом. Но таких машин не привезли. Поэтому мы с напарником оседлали флагманский вариант — двухлитровый (280 сил) с шестиступенчатым роботом и полным приводом. Напомню, в прошлый раз он удивил довольно спокойным характером при неплохих заявленных динамических параметрах.
Буйства страстей не вышло и сейчас, но как невозмутимо такой Superb Combi рассекает пространство! Моргнул, а на спидометре уже «200». Чуть сильнее нажал — уже стрелку положил. Нам, например, удалось набрать 234 км/ч по GPS. И даже на такой скорости Skoda идёт ровно, мягко, стабильно — никакого напряжения. Насторожили только жёсткие, прямо-таки ударные переключения DSG при переходе с четвёртой на пятую и с пятой на шестую ступень в режиме «газ в пол». Аж кузов содрогался. Особенности конкретного экземпляра? Хочется верить.
На указателе мелькнуло — Fusch an der Großglocknerstraße. Высота 805 м, через пару километров контрольно-пропускной пункт. Зачем? Во-первых, Hochalpenstraße открыта только в тёплое время года, с начала мая по конец октября, и только в хорошую погоду. Во-вторых, в тёмное время суток движение тоже закрыто. В-третьих, проезд платный. И отнюдь не дешёвый! За Superb Combi с нас взяли 34 евро. Мотоциклам и электрокарам дешевле, грузовикам — ещё дороже. Есть система бонусов и скидок, но это для постоянных клиентов. Ведь с тех пор, как в 70-е годы прошлого века австрийские регионы Зальцбург и Каринтию связала современная магистраль А10, Hochalpenstraße утратила прикладное значение и превратилась просто в туристический объект.
О боги свечей зажигания и двухрычажных подвесок! Храните на веки веков эти 48 км и 36 поворотов. Раньше я думал, что живописнее и драйвовее Шварцвальдхохштрассе под немецким Баден-Баденом или Коль-де-Турини, прославленной в ралли «Монте-Карло», нет ничего на свете. Но теперь я понимаю, почему на Hochalpenstraße автомобильные гонки прошли на следующий день (!) после официального открытия в 1935 году. В одном предложении могу описать ощущения так — здесь достаточно широко, чтобы ехать быстро, и достаточно сложно, чтобы проверить свои мастерство и смелость.
Не случайно нам по пути встретилось немало прототипов в камуфляже. Вот проехал какой-то кроссовер, по форме напоминающий Kia Soul, — он тянул прицеп с грузом и был так плотно замотан в чёрные чехлы, что марку определить не представлялось возможным. А следом мы встретили несколько Audi разных моделей — внутри сидели нагрузочные водоналивные манекены, а снаружи к колёсам тянулись провода. На высшей точке маршрута — Edelweißspitze (2571 м) — смотровая площадка с убойными видами на 30 окрестных гор, рестораном и парковкой. Здесь мы прямо спросили испытателей — кто они и что здесь делают. Оказалось, ребята работают на «одного из поставщиков компонентов» и на Hochalpenstraße тестируют тормоза.
Тут мне вспомнились друзья, которые, увидев фотки в «Инстаграме», сказали: «Виды крутые, жаль с машиной тебе не повезло». Как сказать. Конечно, мне было бы приятно промчать здесь на суперкаре. Но Superb Combi тоже не промах. Р-р-раз! И старенькая Ferrari теряется в зеркале заднего вида. Два! И парочка спортбайков опасливо жмутся к обочине... Всё, за что я хвалил лифтбек, можно смело перенести и на универсал. У него также надо покопаться с настройками адаптивного шасси, зато потом — кайф! Да и полный привод на серпантинах в масть — позволял эффективно «выстреливать» на выходе из виражей даже на подъёмах. Ну а про то, что суперкар исключает шумную тусовку, и говорить не стоит.
Fuscher Törl — так называемые «ворота», а на самом деле уютная башенка на высоте 2428 м. Это памятник. Мемориал рабочим, погибшим при строительстве Hochalpenstraße. Остановитесь на минуту, помолчите и скажите спасибо тем, кто подарил нам эту красоту...
Но не будем о грустном, ведь впереди нас, судя по всему, ждёт ещё много интересного. По правому борту промелькнуло прекрасное горное озеро. Но меня больше увлекает этот отрезок дороги — медленных шпилек здесь, считайте, нет, зато полно открытых и закрытых ходовых виражей. Трасса змеёй убегает слегка вверх и на отметке 2504 м утыкается в чёрное жерло узкого туннеля. Это граница Зальцбурга и Каринтии. 311 метров темноты сквозь альпийский хребет. Наш Superb Combi незамедлительно активировал фары. Если бы не ограничение в 30 км/ч, штатный адаптивный ксенон с автоматическим дальним светом позволил бы просвистеть здесь, вообще не снижая скорости.
На другой стороне массива нас встретила более хмурая погода и не такой гладкий асфальт. Кое-где покрытие уже ремонтируют. Зато теперь я могу сказать, что Skoda сдержала обещание. Напомню, что каждый из опробованных мной ранее лифтбеков звучал по-разному: у одного шины гудели, в другом больше докучал ветер... Тогда инженеры заверили меня — на серийных моделях «шумка» будет лучше. И это правда. Во всяком случае, Superb Combi если и не стал сильно тише для пассажиров, то звуковая картина в салоне универсала однозначно более сбалансированная. Надеюсь, к товарным лифтбекам это теперь тоже относится.
Спускаемся по серпатнину вниз до поворота на Heiligenblut — там Hochalpenstraße официально заканчивается. Но мы свернём направо. К месту, которое можно считать кульминацией нашего спонтанного маршрута. Снова лихой подъём, и на 2369 м мы попадаем на высоту Кайзера Франца-Иосифа. Нетрудно догадаться, что названа она в честь монарха, который в XIX веке побывал здесь. Hochalpenstraße тогда не было и в помине, равно как удобной смотровой площадки с многоэтажной парковкой и выставочным центром. Но нет сомнений, что глава империи также с упоением взирал на самую высокую гору Австрии, Гросглоккнер (3798 м), и самый длинный ледник Восточных Альп — Пастерце.
Ну а нам пора возвращаться назад. В другую — взрослую и такую правильную жизнь. Где бизнес-опции и комфорт Superb Combi будут цениться выше всех остальных его качеств. Но теперь за владельцев этой машины я спокоен — они хоть иногда смогут вернуться в безумные студенческие времена. Сорваться вдруг, уехать куда глаза глядят. И большой багажник тогда будет очень кстати.
Фото автора, Сергея Шерстенникова и компании Skoda