НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Десять тысяч верст бездорожья

27 июля 2003 18:58
90 лет назад к российским машинам на родине относились с такими же недоверием, как и сейчас. И тогда главный редактор единственного в ту пору автомобильного журнала Андрей Нагель решился на беспрецедентную авантюру – проехать на «Руссо-Балте» 10 тысяч верст.
Турне по Центральной и Южной России на автомобиле «Руссо-Балт» стартовало 90 лет назад, 25 июля 1913 года, из Санкт-Петербурга. Четверо смельчаков – Нагель, Гейман, Оцуп и механик Александр (фамилию его история не сохранила) проехали на отечественной машине 10 тысяч верст (10670 километров), из которых 6 тысяч верст проходили по проселочным дорогам.

Своим турне Андрей Нагель хотел в первую очередь подорвать бытовавшее тогда недоверие к русскому автомобилю. Вторая его цель – разведать возможную трассу для запланированных на 1914-й год международных ралли на Императорский приз. Подробные ралли в России должны были стать четвертыми, предыдущие состоялись в 1910, 1911 и 1912 годах. Первая мировая война сорвала эти планы. Нагель (в переводе с немецкого – «гвоздь») происходил из прибалтийской немецкой дворянской семьи. Он являлся редактором-издателем первого русского журнала, посвященного «безлошадным экипажам» – «Автомобиль». Сам автомобилист-спортсмен, Андрей Платонович слыл поклонником отечественных машин. Через год после того как Русско-Балтийский вагонный завод начал выпуск автомобилей, он в мае 1910 года приобрел машину No14 модели С24-30 III серии. На ней он совершил немало поездок, и к июлю 1913 года его машина уже прошла 52 тысячи верст.

В 1912 году по эскизам Нагеля автомобилю был сделан новый кузов, специально приспособленный для поездок на дальние расстояния. Сегодня такой четырехместный кузов мы, пожалуй, назвали бы «Гран Туризмо» – GT. На машину был установлен радиатор большой емкости, который на затяжных подъемах или жидкой грязи не позволял мотору кипеть. Задний мост имел пару конических шестерен с передаточным числом меньше, чем у серийной машины. Он позволял идти по хорошей дороге со скоростью до 90 км/ч вместо 70-75 км/ч у серийной модели С24-30. В дополнение к двум ацетиленовым фарам на автомобиле Нагеля появились две электрические, ток для которых давал генератор (редкость для тех лет). За передними сиденьями находился вместительный дополнительный бензобак. Кузов был снабжен четырьмя удобными раздельными сиденьями, а его форма и планировка были подчинены одной цели: предусмотреть как можно больше ниш, ящичков, гнезд для различного дорожного багажа и снаряжения. Так, подножки имели очень прочную конструкцию, и под ними были подвешены массивные ящики для запчастей (рессоры, полуоси, инструмент). Дно ящиков могло при движении по глубокой грязи служить своеобразными лыжами. Колеса с двух сторон каждое были защищены алюминиевыми дисками, чтобы между деревянными спицами не набивались грязь и глина. Для запасных шин по правому борту автомобиль имел специальные ниши, между которыми находилась емкость для жестянок с маслом. Двери в правом борту отсутствовали, для входа и выхода служили две в левом. На «Руссо-Балте» С24-30 в варианте GT стояли серийный 4-цилиндровый (4501 куб. см, 30 л.с. при 1500 об./мин.) мотор и трехступенчатая коробка передач. Длинная (3100 мм) колесная база, мягкие пять рессор (три сзади) и шины диаметром 880 мм – вот основные черты машины.

Кстати, благодаря большим колесам «Руссо-Балт» мог похвастать грандиозным дорожным просветом в 260 мм, побольше, чем у последнего внедорожника «УАЗ» с его клиренсом в 210 мм. Четверка автомобилистов 25 июля выехала из столицы. Она выбрала неимоверно сложный маршрут. Он вел через Новгород и Тверь в Москву, оттуда на Владимир, Нижний Новгород, Казань, Симбирск (ныне Ульяновск), Самару, Саратов, Воронеж. Это были места более или менее изведанные местными автомобилистами, хотя там заболоченных дорог, проселков и гнилых мостов было хоть отбавляй. Приключений у экипажа было хоть отбавляй. За 30 верст до Воронежа, например, в сумерках кончился бензин. С запасным баком пришлось ехать за топливом на телеге. Потом четверке довелось попытать липкую грязь Черноземья на пути через Харьков, Екатеринослав, Херсон, Одессу, Житомир.

Подчас дороги существовали только в воображении местных проводников. Об указателях не было и речи, а ручьи и речки приходилось брать вброд. В липкой грязи колеса буксовали, выручали надетые на них цепи, в дело шли припасенные веревки и лопаты. Очень помогали ящики под подножками. После Киева дорога стала чуть более цивилизованной, иногда даже ее можно было характеризовать как шоссе. Из Киева «Руссо-Балт» покатил на Чернигов, Могилев, Витебск и через Псков и Ригу вернулся в Петербург. Дорожные огорчения прошли, а опыт остался.

Автомобиль вел себя безукоризненно и создал неплохое реноме российской марке. Не произошло ни одной поломки рессор, хотя ухабов и ям попалось на пути предостаточно. Турне Нагеля стало гвоздем автомобильного сезона в России. После финиша на «одометре» его «Руссо-Балта» No14 было 62 тысячи верст. Однако Андрей Платонович не успокоился. Если эту марку уже знали в России, то в Европе ей еще предстояло укрепить свое имя. После участия в январе 1912 года в труднейшем ралли «Монте-Карло», после успеха в том же году на ралли «Сан-Себастьян» «Руссо-Балт» нуждался в новом импульсе доверия у европейских автомобилистов. И в самом конце 1913 года Нагель отправился на верном четырнадцатом номере по Европе и Северной Африке. Он прошел еще почти 20 тысяч верст, и его машина имела в начале 1914 года весьма солидный пробег в 80 тысяч верст. 85 тысяч километров за четыре года без поломок и ремонта.