НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Ралли «Пушкинские горы» — гонка наоборот

1 июня 2015 10:00
Volkswagen Polo Cup посетил знаменитые пушкинские места. Но всё же на 2-м этапе моносерии рациональность взяла верх над поэтичной романтикой

В жизни бывают моменты, когда всё вдруг встаёт с ног на голову. Об этом я подумал, увидев красочную карту ралли «Сургутнефтегаз — Пушкинские горы» (псковские организаторы заботливо печатают такие листовки для зрителей). Мы уже не раз рассказывали, что в российском спортивном календаре оно появилось всего лишь год назад. Причём первый блин не вышел комом — гонка прошла при полном аншлаге. Неудивительно, что местная федерация автоспорта рассчитывала повторить успех, сохранив удачный формат мероприятия. Изменилась вроде бы самая малость — прошлогодние спецучастки просто... развернули в другую сторону! Где был старт, теперь стал финиш. То есть экипажам предстояло дважды проехать тот же 120-километровый круг, только уже по часовой стрелке.

Один мой приятель как-то посмеялся над этим. Мол, халява же — на ознакомлении с трассой поспать можно. Делов-то, переписать стенограмму задом наперёд, да посмотреть, нет ли новых изъянов на грунтовке. И мчи себе на здоровье! Действительно, ходит такая байка среди раллистов. Только вот если попытаться воплотить её в жизнь, здоровья точно понадобится много. Ведь такой способ позволяет разве что посчитать количество левых и правых поворотов, не более. Но траектория и, соответственно, крутизна виражей, а также расстояния между ними будут совершенно другими. Я уж не говорю про заходы на трамплины и прочие препятствия...

Пока ещё непривычным к ралли зрителям здорово помогали вот такие красочные листовки. Посмотрел, и сразу понятно — когда перекроют дороги, где самые интересные места, как поедут гоночные машины...

В общем, организаторы поступили весьма рационально, получив посредством минимального креатива, по сути, новую трассу. В результате, даже те гонщики, что имели счастье выступать на первых «Пушкинских горах», не получили особого преимущества. Могу заявить об этом определённо, на примере экипажа «Авто Mail.Ru» — в прошлом году мы с Леной Кузнецовой финишировали здесь, успешно преодолев всю дистанцию. Но тот опыт сейчас пригодился, пожалуй, только в одном — мы заранее знали, чего в целом ожидать от 2-го этапа Volkswagen Polo Cup (и по совместительству 14-го раунда Кубка России). Впереди — ровные, мягкие и очень быстрые грунтовые дороги со множеством трамплинов, подбросов и ходовых связок, непрощающих ошибок в стенограмме. Впрочем, даже этого оказалось достаточно, чтобы отнестись к ознакомлению со всей серьёзностью. И в ходе гонки мы ещё не раз об этом вспомнили... Но она случится завтра.

В Пушкинских горах после гонки хочется задержаться ещё на недельку-другую - природа и памятники старины здесь замечательные

А сейчас мы сгружаем с автовоза «боевой» Volkswagen Polo и проверяем его перед торжественным стартом на главной площади посёлка Пушкинские горы. Лена где-то успела раздобыть букетик весенних цветов и закрепить его на дверной ручке. Ведь у нашего седана сегодня тоже праздник — ровно год назад он впервые выехал на раллийные трассы именно здесь, в Псковской области. Тогда машина оставила больше вопросов, чем ответов. Но промоутер моносерии, компания «Академия Ралли», проделала колоссальную работу, чтобы вырастить из четырёхдверки достойного конкурента проворным хэтчбекам. Ведь мы по-прежнему сражаемся с ними в одиночку.

Торжественный старт и фактический финиш ралли состоялись на главной площади посёлка Пушкинские горы, а вот сервисный парк размещался в городе Новоржев

Причём развитие седана не прекращается. В частности, к нынешним «Пушкинским горам» автомобиль наконец обзавёлся доработанной вентиляцией картера вместо времянки — обычной банки из-под масла под капотом, которая к концу гонки переполнялась и начинала источать в салон едкий запах, от которого кружилась голова. А в моём водительском ковше переделали крепление передней подушки — на первом этапе сезона Rally Masters Show она от тряски несколько раз вываливалась на пол и однажды чуть не залетела под педали. Эх, ещё бы заменитель неработающему одометру придумать или штурманский прибор терратрип поставить... Но нет предела совершенству.

Псковские дороги очень быстрые, поэтому на длинных прямиках иногда ставят ретардеры - искусственные ограничители скорости. Буксующие колёса так сильно раскапывают грунт в этих местах, что машина едва не садится на днище

Иными словами, подготовка к гонке на удивление выдалась без привычных для ралли приключений. Всё шло своим чередом, и это успокаивало. Лишь на старте первого допа пришёл лёгкий мандраж. Всё-таки полгода по грунту не ездили — первый этап монокубка был асфальтовым, а выбраться на тренировку не позволили финансы. Характер же длинного 15-километрового спецучастка «Кубок Екатерины II» отнюдь не давал времени на раскачку.

Но все сомнения улетучились, как обычно, с последним сигналом стартового светофора. Бросаю «ручник», зубастые шины DMACK врезаются в грунт, и мы летим, как мне тогда казалось, навстречу реваншу. Это год назад Polo седан не мог догнать даже маломощные Renault Logan, но теперь-то скорость у автомобиля есть. Трепещите соперники! Проходим несколько связок, и шкала уверенности растёт дальше — «стенка» бьётся, мчим вроде быстро и без серьёзных ошибок. Разве что машину периодически сдёргивает в скольжения сильнее обычного — после вчерашнего дождя дорога просохла неравномерно, особенно на лесных отрезках. Ничего, так даже веселее!

Широкие дороги вроде бы позволяют ехать размашисто, но с накатанной траектории на рыхлую отработку лучше не съезжать - машина тут же срывается в скольжение

Со всей дури влетаем на «Большой трамплин» — это первая зрительская зона. Надеюсь, болельщиков мы порадовали, ведь удачная развесовка Polo седана позволяет особо не церемониться с прыжками: хватило бы смелости не бросить газ, а дальше машина летит далеко и ровно.

А между тем коварная трасса уже начала собирать дань. Вот в придорожных кустах видны очертания исковерканной Subaru Impreza... В ограждении моста торчит какой-то хэтчбек... Пилот явно не учёл присутствие скользких остатков асфальта на этом вираже. Вот вам и важность точности стенограммы. Ну а сам «Большой трамплин», между прочим, похоронил надежды на победу в абсолютном зачёте фаворита гонки — Дмитрия Полываного. Mitsubishi Lancer Evo 8 петербуржца на приземлении зацепил обочину и лишился наддува.

Задняя ось седана нагружена сильнее, чем у хэтчбека, поэтому четырёхдверка летает ровнее и приземляется увереннее

У нас же случилась единственная оплошность. Приблизившись к ретардеру на вершине холма, я решил использовать подъём в качестве естественного усилителя тормозов. И начал замедляться чуть позже, чем следовало. В итоге дистанции всё же не хватило, и на входе в зигзаг ретардера я понял — не попадаем. Седан практически замер, уткнувшись в ограничительные ленты. Делать нечего — рвём их, и едем дальше. К счастью, судьи поняли, что сделал я это не специально, и штрафа удалось избежать.

На финише допа Лена открывает табличку в штурманской тетрадке, в которую она заранее занесла номера машин-конкурентов по монокубку, и принимается записывать их результаты с судейского стенда. И тут нас постигает жестокое разочарование. Самому медленному из девяти соперников мы уступили 4 секунды! Вот это провал... А самое главное, я не знал, что делать дальше. Ведь ехалось, по ощущениям бодро, стабильно. Автомобиль работал как надо. Раньше в таких случаях чутьё на хороший результат меня не подводило. Но, видимо, иррациональности на этих «Пушкинских горах» было не место...

Тем не менее, стараюсь не раскисать и потихоньку наращиваю темп. На втором спецучастке зарубежные гости Volkswagen Polo Cup из братского Казахстана Ярослав Листопадний и Дмитрий Курочкин сталкиваются с проблемами, теряют порядка шести минут и откатываются далеко назад. Кроме того, мы «привозим» около 6 с экипажа Михаил Силантьев / Сергей Скрипка и обходим их в промежуточной турнирной таблице. Но на следующем допе ребята снова вырываются вперёд.

Помимо десяти монокубковых машин, в гонке участвовали ещё два Volkswagen Polo: руководитель «Академии Ралли» Михаил Лепехов на могучем полноприводнике (верхнее фото) финишировал пятым в абсолютном зачёте, а хэтчбек категории R2 под управлением Павла Щербакова остановился на трассе из-за поломки привода

Первая секция завершилась, прибываем в сервис-парк. Автомобиль в идеальном состоянии — запылился только. Даже колёса менять не пришлось, почистили их от грязи и всё. Но к надёжности Polo седана мы привыкли, а вот что делать с результатами? Пытаюсь всё разложить по полочкам. Первое — со стенограммой порядок. Второе — с пилотированием тоже более-менее гладко. Третье — машина едет нормально. Получается, дело только в отсутствии наката из-за долгого перерыва? Значит, надо аккуратно разгоняться, тем более в борьбу всё же удалось ввязаться.

Volkswagen Polo экипажа «Авто Mail.Ru» - всё ещё единственный седан в монокубке

Почему аккуратно? Да просто перед глазами всё ещё стоял исковерканный Volkswagen Polo экипажа Андрей Вавилин / Денис Пиманов. На втором допе они слегка ошиблись в стенограмме, слишком глубоко зашли в поворот и напоролись на бетонный столбик ограждения. Итог — пять оборотов через крышу и превратившийся в купе хэтчбек с повреждённым каркасом безопасности...

До финиша не добрался только один монокубковый Volkswagen Polo. Экипаж Андрея Вавилина и Дениса Пиманова в этой жуткой аварии не пострадал, но их хэтчбек гоночную карьеру, похоже, завершил досрочно...

У нас же дела тем временем пошли на лад. При повторном прохождении трёх спецучастков мы улучшали своё время просто сокрушительными темпами! К примеру, на СУ-5 выиграли у самих себя аж 23 секунды! Друзья-соперники такой прогресс показать не смогли, и в результате мы не только обошли Силантьева со Скрипкой, но и перегнали ярославцев Романа Катунина с Александром Дегаевым, закрепившись на шестом месте в зачёте Volkswagen Polo Cup. Хотелось, конечно, большего, но на фоне прошлого года и такой результат — достижение.

Так что в целом гоночная фортуна в этот раз оказалась на нашей стороне. Хотя ралли всё же показало свой изменчивый характер — на одном из перегонов между допами у зрителей на обочине вырвалась собака, бросившись наперерез машине. Только экстренное торможение спасло нас от аварии и дальнейших разбирательств.

Победители 2-го этапа Volkswagen Polo Cup — Илья Лотвинов и Павел Шевцов

Ну а что же происходило впереди? Там упорно сражались между собой три экипажа. Победителям первого этапа Volkswagen Polo Cup Юрию Аршанскому / Михаилу Соскину навязали борьбу Денис Ростилов с Алексеем Игнатовым и дебютанты монокубка Илья Лотвинов / Павел Шевцов. Впрочем, назвать этих раллистов новичками язык не поворачивается — в прошлом сезоне они едва не выиграли Кубок России в абсолютном зачёте. Поэтому закономерно, что в итоге победа досталась именно этому опытному дуэту. Следом финишировал Ростилов (который, между прочим, на пару с Игнатовым успел на сервисе заменить коробку передач!), а замкнул тройку Аршанский с отставанием всего в 15,5 с.

Правда, для Лотвинова с Шевцовым выезд на этап Volkswagen Polo Cup, по их собственному признанию, был разовой акцией. Но от этого интрига в моносерии не стала слабее. И что-то мне подсказывает, на следующей гонке, легендарном ралли «Белые ночи» в Карелии, сюжет будет ещё интереснее. На тех дорожках, как показывает практика, без удачи и интуиции точно не обойтись.

P.S. Пушкинские горы — волшебное место не только для гонок. Совершить виртуальное путешествие по округе, посетив множество интереснейших объектов культуры, вам поможет наш подробный репортаж.

Фото «Академии Ралли», Андрея Лебедева и Ильи Фёдорова