НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Эксклюзив «Авто Mail.Ru»: первый тест новой Skoda Superb

5 мая 2015 10:00
Проявить оригинальность можно по-разному. К примеру, посетить офис в гавайских шортах. А вот новый Superb решил выделиться широкой душой, умом и сообразительностью

— Непогода? Не переживайте, это часть программы. Ведь в каждом Superb теперь не один, а целых два фирменных зонтика! — стараясь перекричать свинцовую дробь ливня по крыше павильона, шутит глава марки Skoda доктор Винфрид Фаланд. Вместе с ним смеются другие важные персоны: топ-менеджеры и разработчики автомобиля. И это вовсе не выглядело наигранной сценкой. Искренний юмор скорее означал уверенность в своём детище. Никто же и правда заранее предположить не мог, что солнечную Тоскану накроет циклон именно в такой важный момент. Когда Superb третьего поколения будет держать здесь свой первый серьёзный экзамен у «комиссии» из нескольких избранных журналистов со всего мира. Любая оплошность — и всё, старт модели будет подпорчен.

Пока Skoda Superb третьего поколения — это только лифтбек. Однако, руководитель проекта Роман Хавелка заверил корреспондента «Авто Mail.Ru», что совсем скоро на рынок выйдет универсал Combi. А потом ещё кое-что интересное. Напрямую об этом не говорилось, но, похоже, чехи готовят «внедорожную» версию Scout или Outdoor

А ведь ещё совсем недавно индустрия полнилась слухами о том, что концерн VAG собирается одёрнуть зарвавшуюся «Шкоду». Мол, чехи стали делать машины не хуже и не беднее самого «Фольксвагена», зато дешевле. Налицо нарушение внутренней субординации! К счастью, дальше сплетен дело, видимо, не пошло. И немцы не решились устраивать искусственную деградацию бюджетной марки. Во всяком случае, новый Superb говорит об обратном — круче автомобиля с эмблемой Skoda мир ещё не знал. Вот почему инженеры невозмутимо отвечали даже на самые неудобные вопросы, а маркетологи как раньше не опускали смущённо взор при упоминании Volkswagen Passat. Действительно, есть такая родственная машина, но мы-то сами с усами. Тот же Фаланд охотно подходил к журналистам и спрашивал — нравится? В этом вопросе не было заискивания и надежды на поддержку из вежливости. В словах главы компании звучало утверждение. И он, судя по всему, даже не допускал вероятности отрицательного ответа. В общем, разработчики явно гордились тем, что у них получилось.

Изящность силуэта скрадывает истинные габариты почти пятиметрового Superb. При смене поколений он стал шире (+47 мм), выше (+6 мм) и длиннее (+28 мм). Увеличилась колея как передней, так и задней оси (+39 и +54 мм соответственно). Но сильнее всего прибавила колёсная база — 80 мм (до 2841 мм). Вот почему и без того просторная модель окончательно укрепилась в бизнес-классе, хотя разработчики скромно причисляют её к переросткам среднеразмерного сегмента

Причём Skoda не пытается скрыть очевидные факты. Да, новый Superb построен на модульной фольксвагеновской платформе MQB. Как тот же Passat, Octavia и множество других моделей VAG. Но это не подчинение и диктат старшего, а скорее полноценное партнёрство. Совместная работа по сокращению расходов и оптимизации технологического процесса.

А дизайнеры во главе с Йозефом Кабаном, по их же собственному признанию, работали вообще почти независимо. И вот результат — если прежний Superb, на мой взгляд, выглядел несколько странно, то новый — просто красавец. Может быть, Mazda6 на вид ещё спортивнее и динамичнее, Toyota Camry или Nissan Teana — консервативнее и солиднее, но самобытная гранёная Skoda на их фоне теперь точно не затеряется. Хотя стиль, конечно, дело вкуса. Навязывать своё мнение не буду. Намекну лишь, что дьявол кроется в мелочах. Чего стоит, к примеру, узор в фарах и фонарях на манер классического богемского хрусталя...

Дизайнерская находка команды Йозефа Кабана — светотехника с декоративными элементами в духе традиционного богемского хрусталя. Интересно сделаны и ходовые огни — в определённых режимах загорается не только LED-окантовка по фаре, но и внутренние продольные планки. А вот полностью светодиодная оптика флагманской «Шкоде» пока не досталась — её оставили привилегией Volkswagen Passat

Кстати, шкодовцы рассказали мне интересную байку. Якобы на автосалоне в Женеве, где Superb впервые предстал перед публикой, на их стенд пришёл знакомый коллега из премиальной немецкой марки и похвалил стилистов Skoda за... смелый концепт! И был немало сконфужен, когда узнал, что наблюдает серийный автомобиль.

Но модульная платформа даёт не только свободу творчества, унификацию, сокращение затрат и т.д. MQB также обеспечила доступ разработчиков Superb к самым современным электронным системам. Подробный перечень здесь приводить не имеет смысла — менеджер автосалона с удовольствием озвучит вам весь обширный список из более чем 20 позиций. Важнее другое. Первое — почти все ассистенты, наконец, будут доступны и в России. Второе — они реально работают, во всяком случае, за рубежом.

Конечно, снова найдутся люди, которые назовут интерьер Superb скучным. А оппоненты кинут на другую чашу весов выверенную эргономику и качественную отделку. В принципе, верны оба утверждения. Я лишь добавлю, что оживить салон шкодовцы постарались, в частности, за счёт классной контурной подсветки (можно выбрать один из трёх цветов) и разнообразия вариантов оформления — их число доходит до 152! Из минусов отмечу маленькие боковые зеркала и «слепые» приборы на топовой версии Laurin&Klement — светлые цифры сливаются со светлой же подложкой

Понятное дело, что такие вещи, как, например, датчики контроля «мёртвых» зон, автопарковщик или активные биксеноновые фары, сегодня уже в порядке вещей на многих автомобилях. И этим никого не удивишь. Тем более мой коллега подробно рассказал о таких штучках в репортаже со статической презентации новинки.

Skoda сумела научить адекватно действовать и более сложные системы. В частности, интеллектуальный круиз-контроль. Он не просто поддерживает дистанцию до машины впереди, но делает это весьма деликатно и плавно, без резких торможений и разгонов. Superb не может сбить с толку даже резкое перестроение из ряда в ряд. Упёрлись в пробку? Seat back and relax! Электроника сначала сама остановит автомобиль, а затем станет двигать его в ритме потока. Да-да, у «Шкоды» появились зачатки автопилота!

Глава марки Skoda Винфрид Фаланд (в синем пиджаке) доволен. Мало того, что задавили конкурентов простором на втором ряду, так ещё и оснащение привели в соответствие со стандартами бизнес-класса. Только заплати — и получишь хоть трёхзонный климат-контроль, хоть дистанционное управление правым передним креслом

Вот только почему снята галочка в меню помощников водителя напротив пункта Lane Assist? Жму кнопку, и Superb позволяет вообще убрать руки с руля. На спидометре 130 км/ч, а машина сама заходит в плавные повороты, держась в рамках заданной полосы. Причём не мечется влево-вправо в этом коридоре и не пищит истошно неприятным зуммером, а просто едет. Жаль, недолго — через пару километров автономного движения дисплей в комбинации приборов призывает снова взять управление на себя. Что поделать, безопасность — вдруг водителю стало дурно?

Гениальное решение, достойное занесения в анналы лайфхаков. Задним пассажирам Superb нет нужды привыкать к штатной мультимедиа. Достаточно просто скачать фирменное приложение, закрепить планшет или телефон в специальном держателе и готово — можно управлять навигацией или музыкой, а также изучать параметры движения с привычной операционной системы. Впрочем, функция SmartLink позволяет проделать и обратный фокус — вывести управление мобильным гаджетом на центральный экран машины. Есть в Superb также 12 динамиков, TV-тюнер, «смотрелка» фотографий и беспроводная точка доступа в интернет по каналу LTE. Правда, у нас связь периодически отваливалась, но в целом интерактивная начинка оставила приятное впечатление. Осталось только выяснить, сколько запросит Skoda за такой комплекс под названием Columbus и другие «электронные» опции<br />

А вскоре я понял, почему человек, который ездил на этом Superb до меня, отключил такой крутой Lane Assist. Потому что в других ситуациях он мешает управлять! К примеру, хочешь объехать ямку, а электроника не даёт сместиться к краю полосы — руль активно сопротивляется повороту. Поэтому любителям «вышивать» на магистрали без поворотников придётся туго — усилие на «баранке» будет постоянно пульсировать. Хорошо хоть до 65 км/ч Lane Assist бездействует...

Впрочем, окончательные выводы делать пока рано. Уж слишком велика разница между итальянскими трассами даже в непогоду и российскими дорогами в идеальном летнем состоянии. Так что оценку электронного интеллекта Superb отложим до местного сравнительного теста с конкурентами.

Пока же поговорим о вещах, которые от географии тест-драйва не зависят. В первую очередь отмечу багажник. Он и раньше был гордостью Superb, а теперь так вообще стал гигантским. И пусть Skoda в целях экономии отказалась от интересной фишки — двойной пятой двери, горевать об этом придётся лишь составителям каталогов. Их жизнь снова превратится в рутину, ибо гадать о типе кузова чешской модели больше не надо. Лифтбек и точка. И не говорите, будто владельцу Superb теперь нечем удивить друзей. Поверьте, они и так поразятся тому, как крышка сама открывается «виртуальной педалью» — от бесконтактного датчика под бампером. А потом не поверят, что машина легко вмещает багаж четырёх человек, имея при этом под полом «взрослую» запаску и набор инструмента. Да и мелочь перевезти не проблема — множество крючков, петель и сеток не заставят одинокий пакет с продуктами бултыхаться словно в шейкере.

В новом Superb применено аж 29 практичных решений, которые Skoda называет Simply Clever. Это и съёмный фонарик с магнитом для крепления на кузове (удобно, например, при замене колеса), и знакомый по другим моделям марки скребок для льда на лючке топливного бака, и много чего ещё вплоть до фиксатора бутылки, позволяющего открыть её одной рукой. В торцевые ниши обеих передних дверей упрятаны фирменные зонтики. Так их проще достать, не выходя из машины под дождь — проверено на себе

Примечательно даже то, как работают сервоприводы багажной двери. Почти бесшумно — гораздо тише, чем на той же «Октавии». То же самое можно сказать и о стеклоподъёмниках — они больше не жужжат, как шарниры у Робокопа. И здесь мы переходим к другому важному моменту. Уже в прошлом поколении Superb доказал, что ему нет равных в классе по запасу пространства для задних пассажиров. И всё же в полной мере стандартам бизнес-сегмента модель не соответствовала. Что толку, если можешь сидеть, закинув ногу за ногу, но из средств комфорта у тебя только часы и термометр? Это как жить в огромной квартире без мебели. Для такси сойдёт, а как быть чиновнику или предпринимателю?

В новом поколении машина стала ещё крупнее и вместительнее (разве что высокий центральный туннель опять мешает среднему пассажиру), однако уровень оснащения также подтянула. Правда, за каждую опцию наверняка придётся платить, и базовый Superb на втором ряду по-прежнему будет аскетичен. Но стоит только раскрыть кошелёк, и вот уже автомобиль порадует вас трёхзонным климат-контролем. Кстати, впервые на «Шкоде». Ещё немного доплаты — появятся шторки на окнах (жаль, только с ручным приводом). Звякнула новая монета в копилке автопроизводителя, и вы имеете розетку на 220В и USB-порт для зарядки и подключения гаджетов. А главная фишка новой «Шкоды» — портативный держатель для телефона или планшета. Пластиковая подвижная лапка-трансформер крепится на подголовник переднего кресла, либо вставляется в откидной центральный подлокотник. Скачиваете приложение Skoda Media Command, спариваете своё электронное устройство со штатной мультимедийкой и можете управлять с задних сидений музыкой или навигацией. Почти представительский уровень!

На ходу Superb достаточно тихий автомобиль, но до изолирующей обстановки премиум-моделей «Шкоде», конечно, ещё далеко. Причём каждый из опробованных нами автомобилей «разговаривал» по-своему: у одного солировали шины, у другого — ветер за бортом... Хотя все тестовые машины были обуты в одинаковые 18-дюймовые покрышки Pirelli Cinturato P7. Я было подумал, что концерн Volkswagen по своему обыкновению распорядился урезать пакет шумоизоляции на доступных версиях. Но разработчики Superb убеждали меня в обратном — мол, мы имели дело с предсерийными экземплярами, и на конвейерных лифтбеках звуковой фон в салоне станет ровнее

И это вовсе не значит, что за рулём должен находиться наёмный человек. В Superb царит демократичное равноправие. Спереди места тоже много, сидишь удобно, отделка не хуже, а развлечений даже больше. В различных меню можно копаться часами, экспериментируя с многочисленными настройками.

Есть среди них и такие, которые непосредственно влияют на ощущения от езды. Ведь Superb впервые получил адаптивное шасси DCC (Dynamic Chassis Control). И это, поверьте, не просто игрушка. Всё кристально ясно только с одним режимом — Eco. Степенно едем, следим за расходом, копим очки в игре на экономичность, а машина даёт нам советы, как сделать этот мир чуточку чище. Для тех же, кто комплекс вины перед окружающей средой не испытывает, предлагаются варианты Comfort, Sport, Normal и Individual. Первый вроде бы идеален для «повозки босса»: амортизаторы становятся мягче, руль расслабляется, коробка и мотор плавнее реагируют на газ. Но на деле эти настройки выдержат только самые крепкие парни, поскольку боковая и вертикальная раскачка заметно усиливается. Особенно — на втором ряду сидений. Sport не так требователен к вестибулярному аппарату, но в таком режиме подвеска начинает подбирать с дороги всякую мелочь. Вроде бы только что трасса казалась ровной, а теперь по ней словно рябь пробежала, как по глади озера. А вот Normal — это разумный компромисс. И не трясёт, и до морской болезни далеко. Разве что руль хотелось бы чуть потяжелее сделать, но для этого как раз и есть раздел Individual.

В настройках шасси и электронных помощников можно копаться часами, подбирая конфигурацию под личные запросы. Обратите внимание, например, что в «индивидуальном» меню DCC отдельно выбирается режим работы чуть ли не каждой основной системы машины

Резонный вопрос — а стоило ли шкодовцам заморачиваться с DCC, если оптимальные настройки всё равно одни? Пока сложно сказать, для этого надо попробовать все возможные варианты ходовой части. А их для Superb предусмотрели аж четыре. На тесте все машины были с адаптивной подвеской, но вообще покупатель может заказать обычное шасси, заниженное «спортивное», а также с пакетом для плохих дорог с увеличенным на 15 мм дорожным просветом (в обычном варианте — 148-149 мм) и усиленными стойками. К слову, многим российским автолюбителям этот самый ППД был ненавистен, поскольку от него страдала управляемость. Я рассказал об этом руководителю проекта Superb Роману Хавелке, и он заверил меня, что специально для России инженеры разрабатывают сочетание пакета для плохих дорог и адаптивных амортизаторов! Вот это будет интересно попробовать.

А пока можно сделать такой вывод — DCC реально даёт возможность, скажем так, выбрать ездовые оттенки: кому-то захочется серого, а кому-то белого. Главное, у Superb есть прочная основа — для своих габаритов и назначения лифтбек рулится замечательно. Полагаю, это не тот случай, когда стоит углубляться в оценку кренов или скольжений. Поэтому скажу так — лихо закрученный горный серпантин на такой машине не мучение, а радость. Вопрос только в том, какой под капотом силовой агрегат.

Устойчивость и нейтральное поведение на виражах автомобилю обеспечивает не только грамотно настроенное шасси, но и электронная имитация межколёсной блокировки XDS+ (входит в штатное оснащение). Её работа водителю едва ощутима. Однако запах подогретых тормозных колодок красноречиво говорит о том, насколько активно ассистент участвует в движении

Для нового Superb заготовили восемь моторов: три дизеля и пять бензиновых мощностью от 120 до 280 л.с. Все — четырёхцилиндровые, с турбонаддувом, непосредственным или комбинированным впрыском топлива и системой «старт-стоп». Коробки передач — механика, либо робот DSG на шесть или семь передач. Какие сочетания попадут в Россию, пока не ясно. На данный момент ведутся разговоры о поставках к нам всей бензиновой линейки. Значит, с её представителя и начнём.

Сначала я попробовал 150-сильный 1.4 TSI — этот новый двигатель, по идее, должен заменить прежде самый популярный у нас 1,8-литровый агрегат схожей мощности. Правда, его брали, в основном, с DSG, а мне выделили машину с шестиступенчатой «ручкой». К ней, кстати, претензий вообще не возникло — сложно представить себе коробку с более чётким и короткоходным приводом. А вот от мотора я ждал большего. Свои функции он выполняет исправно, радует неплохой тягой внизу, но на верхах, после 4000 оборотов, киснет. Да и в целом разгоняет автомобиль натужно, словно из-под палки. Поэтому в заявленные 8,6 с до «сотни» как-то слабо верится. А уж как он поведёт себя в паре с трансмиссией 4×4, даже представлять не хочется. Зато в экономичности выигрыш бесспорный. Эта «четвёрка» умеет совершенно незаметно для водителя переходить в двухцилиндровый режим и потому становится мечтой рачительного хозяина.

В линейке Skoda Superb остались исключительно четырёхцилиндровые турбомоторы — бензиновые TSI и дизельные TDI, удовлетворяющие нормам «Евро 6». Кстати, это ещё одна причина, по которой двигатели на солярке опасаются везти в Россию. По сравнению с предшественником, Superb в среднем стал на 30% экономичнее и на 20% мощнее

Впрочем, двухлитровый турбодизель аналогичной мощности также может сочетаться с полным приводом, но обладает ещё более скромным аппетитом. Как по паспорту, так и в реальной жизни он тратит на литр-полтора меньше солярки, нежели 1.4 TSI - бензина. А едет при этом даже бодрее. И хорошо, что из всех дизелей именно этот имеет наибольшие шансы оказаться в России. Надеюсь только, версий на механике у нас не будет. До 2000 оборотов мотор как будто спит и всё время норовит заглохнуть, поэтому при старте с места приходится подгазовывать. А ещё он чаще напоминает о себе — нет, не вибрациями, но характерным рокотом. Впрочем, кому-то это наверняка понравится.

220-сильный бензиновый Superb с 2.0 TSI и безальтернативным шестиступенчатым роботом — другого поля ягода. Вот где настоящий взрывной характер! И это уже похоже на 7 с до 100 км/ч. На влажном асфальте стабилизация вынуждена гасить пробуксовку даже на третьей передаче. Приличное ускорение — почти во всём диапазоне оборотов, спину от кресла не оторвать. DSG работает проворно и практически без ошибок. Красота!

А вот так работает на Superb полуавтоматический замаскированный фаркоп. Он раскладывается, только когда надо тащить прицеп, а в остальное время не портит внешний вид автомобиля

После такого спектакля от топового Superb с форсированным до 280 сил двухлитровым мотором и полноприводной трансмиссией я ожидал сенсации. Но не получил её. Считайте меня ретроградом, но если прежний атмосферный 3.6 FSI (260 сил) разрывал пространство вообще бесцеремонно, то современный вариант подчёркнуто политкорректен. Муфта Haldex пятого поколения отбирает тягу на заднюю ось превентивно, поэтому заставить буксовать такой автомобиль — та ещё задачка. Мотор в целом тоже не сильно напрягается — бормочет себе на малых и средних оборотах, пока его как следует не пришпоришь... Всё это скрадывает ощущение динамики, лишь только смачные отсечки выхлопа при смене передач намекают на то, что по факту такой Superb и правда очень злой. Цифры характеристик, кстати, это подтверждают. Только агрессия запрятана где-то очень далеко, в глубине железной души, и напоказ не прёт. А может, таким и должен быть настоящий бизнес-класс? Не дерзким, но покладистым и сбалансированным?

ТЕХНИКА

Расширенное применение высокопрочных сталей в конструкции кузова и другие меры по оптимизации массы компенсировали рост габаритов. Superb стал заметно крупнее, но при этом на 75 кг легче предшественника. Коэффициент аэродинамического сопротивления снизился с 0,29 до 0,275 — неплохой, но и не рекордный показатель. А жёсткость кузова на кручение выросла на 13%
Superb способен не только автоматически поддерживать скорость, дистанцию и полосу движения, но и следить за обстановкой сзади. Если, например, боковые радары засекут при выезде с парковки опасный объект, а водитель ничего не предпримет, то машина автоматически затормозит. Другие подобные системы обычно только сигнализируют о возможности столкновения, но предупредить аварию не в силах
Примерно так можно представить адаптивное шасси
DCC
. Правда, на видео не показано, что, помимо амортизаторов, электроника меняет настройки и других важных систем машины, вроде двигателя и коробки передач

ИСТОРИЯ

Первый Superb компания Skoda выпустила ещё в довоенные годы. Престижная модель появилась в 1934-м и стояла на конвейере вплоть до 1949 года. Правда, с трёхлетним перерывом из-за боевых действий. Само собой, за столь долгую карьеру Superb не раз модернизировался и оброс различными версиями. Существовали различные кузовные варианты (в том числе кабриолет и пикап), исполнения с шести- и восьмицилиндровыми моторами, полноприводная модификация... При этом для своего времени Superb был передовым по конструкции. Машина строилась вокруг хребтовой рамы, имела независимые рессорные подвески и гидравлические тормоза. Что интересно, в годы Второй мировой Superb, хотя и вышел на службу в армию в качестве санитарного и транспортного автомобиля, сохранил свой высокий статус. К примеру, на открытой версии Kfz 21 передвигались известные немецкие военачальники Эрвин Роммель и Гейнц Гудериан

ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ 2001 — 2008 годы

Возрождению Superb в 2001 году компания Skoda обязана концерну Volkswagen и, в первую очередь, его китайскому филиалу. Именно он поделился с чехами платформой B5 (PL45+), на которой был построен удлинённый Passat с растянутой на 100 мм колёсной базой. В результате Superb получил такую же компоновку с продольным расположением мотора, передним или полным приводом. На седан ставились бензиновые и дизельные двигатели рабочим объёмом 1,8 — 2,8 л с числом цилиндров от четырёх до шести. Они покрывали диапазон мощности 100 — 193 л.с. Возможные коробки передач — механика на пять или шесть ступеней, а также пятиступенчатый автомат. В 2006 году Skoda Superb претерпела небольшой рестайлинг

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ 2008 — 2015 годы

При переходе во второе современное поколение в Superb осталось прежним разве что имя. Машина получила платформу А6 (PQ46) с поперечным расположением двигателя, инновационную двойную крышку багажника TwinDoor (за что автомобиль получил прозвище «седанохэтчбек»), современные турбомоторы с непосредственным впрыском топлива (105 — 260 л.с.), роботизированные коробки передач DSG и многое другое. В гамме Superb впервые появился универсал с рекордным по вместимости грузовым отсеком. Причём на его базе построили «внедорожную» версию Outdoor с защитным пластиковым обвесом. В 2013 году второй Superb пережил модернизацию. В целом же современный Superb, начиная с 2001 года, разошёлся по миру тиражом более 700 тысяч экземпляров

АЛЬТЕРНАТИВА

До российского рынка Superb третьего поколения доберётся осенью 2015 года. Поэтому неудивительно, что цены на новую модель представительство чешской марки пока не спешит раскрывать, опасаясь скачков курсов валют. Однако с основными соперниками маркетологи уже определились.

Так, например, Superb предстоит сражаться с корейскими седанами Hyundai i40 (135 — 178 л.с., от 994 900 рублей) и Kia Optima (150 — 180 л.с., от 1 099 900 рублей). Обе модели достаточно консервативны в плане техники, предлагаются исключительно с передним приводом, зато могут похвастать богатым оснащением и выгодной ценой.

Само собой, на прицеле у Skoda Superb новый Ford Mondeo (149 — 240 л.с., от 1 149 900 рублей), который «Авто Mail.Ru» только что протестировал — читайте статью «В погоню!». А также традиционные лидеры доступного бизнес-сегмента — Toyota Camry (150 — 249 л.с., от 1 295 000 рублей) и Nissan Teana (173 — 249 л.с., от 1 293 000 рублей). Подробности об этих моделях можно узнать из их сравнительного теста с покинувшим российский рынок седаном Honda Accord. Кстати, его место вполне может занять обновлённая Mazda6 (150 — 192 л.с., от 1 060 000 рублей) — вскоре на «Авто Mail.Ru» выйдет первый тест этой модели.