НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Лучшее за 2015. Эксклюзивный репортаж из штаб-квартиры Google

6 января 2016 10:01
Когда появится беспилотный автомобиль Google и что он будет уметь? Мы узнали об этом из первых уст

Заинтересовавшись темой автомобилей без водителей, мы добрались до главного офиса компании Google, в состав которой входит специальная лаборатория Google[x]. Именно там и занимаются разработкой беспилотников и других захватывающих технологий в области медицины и транспорта. «Авто Mail.Ru» пообщался с представителями Google[x], разрабатывающей и тестирующей Google Self-Driving Car, как нехитро официально именуется сейчас этот проект. Сколь нашумевший во всём мире, столь и опутанный секретами и загадками. И сегодня мы можем рассказать пять главных фактов о «Гугломобиле».

Штаб-квартира Google находится в городке Маунтин Вью на севере штата Калифорния. Это место входит в область, которую принято называть Силиконовой долиной — здесь базируются многие гиганты хайтек-индустрии. Территория комплекса, известного как Googleplex, огромна и состоит из зелёных улиц, малоэтажных зеркальных корпусов, просторных парковок с многочисленными станциями для зарядки электромобилей и гибридов и даже гольф-полей. Именно здесь «Гугломобили» делали свои первые беспилотные шаги во внешнем мире

Факт 1. Автомобиля Google не будет

Беспилотные автомобили сейчас разрабатывают «все, кому не лень» (речь о пионерах индустрии, конечно) — от традиционных автопроизводителей до такси-сервисов и лидеров IT-рынка. Но именно вокруг автомобиля Google поднялась огромная шумиха. Связано это с тем, что компания показала нечто футуристическое в духе научно-фантастических фильмов — автономный автомобиль c кузовом в форме яйца. Многие издания назвали его концептом, который предвещает серийную машину. Но Google — не автопроизводитель. И становиться таковым не планирует.

Поэтому никакого автомобиля Google не будет, ни в таком, ни в каком-либо ином виде. А финальным результатом проекта станет технология беспилотного передвижения. Пока что представители Google не могут сказать ничего определённого о том, в каком продукте он будет использоваться. Но предполагаем, что в конечном итоге Google начнет поставлять готовую технологию автопроизводителям, а также, возможно, она поможет развить сервис пассажирских перевозок, если таковой будет создан силами Google.

Прототипы выглядят именно так, чтобы символизировать дружелюбие технологии и её безопасность. Строятся автомобильчики в сотрудничестве с рядом известных инжиниринговых компаний

Начинались дорожные испытания с модифицированных Toyota Prius, а сейчас в тестовом парке лаборатории находятся увешанные дополнительной аппаратурой два с половиной десятка гибридных кроссоверов Lexus RX 450h. Смысл же в создании оригинальных яйцеобразных прототипов состоит в том, чтобы посмотреть, как система будет работать, если все камеры и датчики будут не вживлены в существующую архитектуру серийной модели, а изначально окажутся на своих местах, где функционируют лучше всего. Это позволяет наиболее полно реализовать возможности технологий.

В Google нас заверили, что использование в качестве подопытных автомобилей концерна Toyota не означает ровным счетом ничего. Их покупают (речи о каких-либо поставках на спецусловиях или другом партнёрстве с производителем тоже не идёт) и используют просто потому, что в эти модели удобно встраивать всё оборудование. К тому же, это гибриды, а на «негибриде» в заполненном «Теслами», «Лифами» и прочими BMW i3 в «Гуглплексе» ездить как минимум странно. Разве что только если это оригинальный Volkswagen Beetle с наклейкой на корме My other car drives itself

Факт 2. Но будет полноценная технология автопилота

Ежегодно в мире на дорогах погибает 1,2 миллиона человек, а 93% автомобильных аварий происходят по вине людей. Ещё полтора года назад глава проекта Крис Урмсон заявил на конференции RoboBusiness, что датчики в сочетании с искусственным интеллектом справляются с вождением лучше, чем профессиональные «шофёры». А сколько, помимо них, на дорогах «чайников», лихачей, просто уставших или невнимательных водителей! Поэтому Google видит свою миссию в создании технологии, которая сделает мир удобнее и безопаснее. Кроме того, она подарит радость мобильности тем, кто по разным причинам не может водить автомобиль: пожилым, инвалидам, людям, которым не хочется водить или некогда получать права.

Интересная идея использования автономного автомобиля состоит в том, что это шанс сохранить возможность передвигаться на личном транспорте людям, которые были лишены права управления в качестве наказания. Правда, это будет сильно зависеть от законодательства о беспилотных автомобилях, которое сегодня является крупнейшим белым пятном в этой области. На этом видео первое «публичное» тестирование оригинального прототипа проводится с участием пожилых сотрудников компании Google — этот факт намекает на обширную часть целевой аудитории

Один из постулатов, на которых строится концепция беспилотника Google, — joy, то есть радость. Идеологи проекта объясняют его не как привычное нам водительское удовольствие, а возможность веселее и продуктивнее проводить время в пробках или монотонных перегонах по автобанам. Как новый формат организации личного времени, где автомобиль — инструмент его экономии, а не только средство передвижения. По статистике американцы проводят в дороге 52 минуты в день, то есть 4% времени своей сознательной жизни. Для среднего жителя Москвы это время намного больше, и перспектива отдавать его чему-то более созидательному, чем вождение автомобиля, кажется вполне привлекательной.

Ещё недавно по Сети гуляли слухи о возможном партнёрстве Google с компанией Uber, но в Маунтин Вью мне рассказали, что таких планов нет. Да и новости на эту тему сейчас выглядят ровно противоположным образом: известный сервис частных водителей, кажется, тоже включается в гонку беспилотников. Идея хороша, если не сказать идеальна: автомобиль без водителя безопасно доставил одного клиента и отправился выполнять следующий заказ. Никакого человеческого фактора — это то такси, которое понравится и привередливым пассажирам, и экономным предпринимателям

Беспилотное вождение открывает и огромные возможности для кар-шеринга, то есть общего пользования одним автомобилем. Машина в собственности перестанет быть необходимостью для тех, кто воспринимает её сугубо как транспортное средство, и постепенно будет переходить в разряд предметов для ретроградов или разного рода энтузиастов.

Факт 3. Тестовые автомобили проехали уже более миллиона километров

Суммарный пробег всего тестового парка автоматически пилотируемых автомобилей Google уже перевалил через 1 миллион километров, и за это время ни одна из машин не попала в аварию. Справедливости ради, надо сказать, что за рулём каждого из испытываемых прототипов всегда находится два человека, а в тех машинах, что попадались мне на глаза в Маунтин Вью, сидело по трое-четверо инженеров. Беспилотные автомобили тестируются в основном в Калифорнии, так как там базируется лаборатория Google[x] и там (а также в соседней Неваде) удалось убедить законодателей выпускать автономные автомобили на дороги, при условии, что они имеют все основные органы управления, а водитель в любой момент готов взять на себя контроль.

Первые полмиллиона тестовых километров «Гугломобили» проезжали в основном по автомагистралям, но в настоящий момент они уже свободно передвигаются в условиях городских перекрёстков, пешеходных переходов, парковок и прочих сложных для искусственного интеллекта и его «органов чувств» местностях

Задача тест-пилотов — проследить, чтобы автомобиль попал во всевозможное многообразие дорожных ситуаций, оценить его поведение и передать инженерам обратную связь для улучшения и шлифовки алгоритмов. Например, уже сейчас прототипы умеют распознавать конусы и их местонахождение на дороге и своевременно менять полосу. А железнодорожные переезды автомобиль определяет благодаря распознаванию светофоров и шлагбаумов — в этих местах искусственный интеллект следит, чтобы впереди не было трафика, в который можно уткнуться на переезде. Другой пример — компьютер понимает сигналы рук велосипедистов о перестроениях и притормаживает, чтобы их пропустить.

Во время тестовых поездок специально обученный водитель в целях безопасности в любой миг готов взять управление на себя (он так и называется — safety driver), а его напарник отслеживает на компьютере то, как автомобиль «видит» и распознаёт всё, что его окружает — все объекты моделируются на экране ноутбука в реальном времени: велосипедисты красные, пешеходы жёлтые, а автомобили — зелёные или сиреневые. Критически важно, чтобы автомобиль в 100% ситуаций безошибочно распознавал типы объектов, так как для каждого из них у компьютера своя база моделей поведения

Думают программисты и о психологическом комфорте пассажиров: например, автопилот не позволит себе долгое время ехать рядом с громоздким грузовиком в соседней полосе и либо ускорится, либо притормозит, чтобы иметь больше пространства вокруг. Когда база ситуаций будет исчерпывающей — можно будет сказать, что закончен один из крупных пластов работы над системой. А пока что на улицы Маунтин Вью и окрестных городков Силиконовой долины каждый день выезжает пара дюжин таких вот передвижных лабораторий на базе кроссовера Lexus RX. Оригинальные же яйцеобразные прототипы испытываются на закрытых полигонах, так как не имеют допуска на дороги общего пользования. И если Лексусы занимаются в основном наполнением базы данных ситуаций и решением ряда других сопутствующих задач, то концептуальные машинки благодаря своей оригинальной конструкции позволяют отрабатывать технические вопросы и дальше оптимизировать архитектуру системы.

4. Беспилотники появятся на дорогах уже через 5 лет

По оценкам многих специалистов в области транспорта и дорожного движения, рубеж, когда автопилотники из фазы тестирования перейдут в полноценное пользование на обычных дорогах, находится в районе 2020 года. Недавно глава проекта Google Self-Driving Car Крис Урмсон так ответил на вопрос о дате, когда беспилотные автомобили выйдут на дороги: «моему сыну сейчас 11, и я надеюсь, что ему никогда не придётся получать водительское удостоверение» (права в Калифорнии выдают с 16). Наиболее сложной проблемой сейчас выглядит нормативное регулирование. В Google считают, что всё решаемо, и чем ближе технология будет к финальному виду, тем проще будет работать с законодателями, и ближайших 5 лет должно на это хватить.

С технической стороны разработчики сегодня больше всего сосредоточены на том, чтобы научить автомобиль двигаться реалистично и подобающе живому человеку — не «тупить», выбирать плавные траектории, быть предсказуемым для других водителей

Ещё один сложный момент — ответственность при дорожно-транспортных происшествиях с участием автономных машин. Определённости нет ни у разработчиков, ни у государства, ни у страховых компаний, но так или иначе этот вопрос будет закрыт в ближайшие годы. Одним из решений может стать оборудование автономных автомобилей своеобразными «чёрными ящиками», которые смогут стать беспристрастными свидетелями при разборе происшествия. Кроме того, компания Google понимает ответственность за возможные неполадки, поэтому огромное внимание уделяется разработке дублирующих и аварийных систем и режимов, а также защите от хакеров. Однако никакими деталями об этом разработчики поделиться с нами не смогли.

5. Технология уже почти готова

С технологической стороны задача доводки беспилотного автомобиля — это, прежде всего, программирование совершенного искусственного интеллекта виртуального водителя, так как все «хардверные» составляющие уже существуют. Примером тому служат многочисленные системы-ассистенты современных автомобилей, которые способны сами тормозить и разгоняться, видеть ночью, предупреждать об опасном сближении с другими объектами и делать много всего другого. Конечно, автономный автомобиль Google устроен сложнее: определять местоположение позволяет система GPS, лазерный дальномер и набор радаров, корректирующих спутниковые данные с ещё большей точностью. Автомобили сканируют пространство на 360 градусов вокруг себя на расстоянии до двух футбольных полей. Множество датчиков получают информацию об окружении, а программное обеспечение проводит перекрёстную сверку показаний и на основе финальных данных и в сочетании с заданным маршрутом принимает решения о манёврах.

Быстро крутящаяся «мигалка» на крыше — сверхточный лазерный сканер, который формирует цифровую модель пространства вокруг автомобиля в реальном времени. Она соотносится с показаниями блока GPS, а также расположенных по всему кузову камер и радаров, и всё это сверяется с загруженными в память подробными картами местности

Приоритет в манере езды отдаётся максимальной безопасности. Но не значит — медлительности и покорности, так как безопасность это, прежде всего, согласованность с окружающим трафиком. Поэтому, если того требует ситуация, автомобиль Google будет действовать решительно, хоть и плавно. На агрессивное вождение со стороны других участников движения прототипы запрограммированы реагировать сдержанно. Более эффективному движению беспилотников будет способствовать обмен данными о дорогах, трафике и всём прочем, что непосредственно влияет на вождение. Сейчас это реализовано посредством выделенного сервера данных для небольшого парка тестовых машин — если кроссовер Lexus встретит на своём маршруте временный знак или дорожные работы, он обновит базу данных, и другие автономные «ар-эксы» будут заранее готовы к соответствующему манёвру во время своих поездок.

Во главе команды разработчиков проекта стоят два дополняющих друг друга персонажа — прожжённый «айтишник» и человек, который знает о дорожном движении больше, чем кто бы то ни было. Директор Google Self-Driving Cars — Крис Урмсон, на фото слева. До работы в Google он изучал вопросы планирования движения и восприятия окружающей среды роботизированными автомобилями в престижном университете Карнеги-Меллон в Питтсбурге, поэтому у него за плечами большой опыт в области искусственного интеллекта транспортных средств. Другая важная персоналия проекта — Рон Медфорд, директор по безопасности. До своей нынешней позиции он трудился в американском Национальном управлении по безопасности движения автотранспорта (NHTSA) в должности заместителя руководителя и отвечал за контроль всех аспектов дорожной безопасности в США

Конечно, беспилотники сейчас потенциально пригодны для использования только там, где позволяет инфраструктура: есть разметка и установленные по всем стандартам знаки, дорожные работы проводятся в строгом соответствии с регламентом, а сами дороги не имеют сюрпризов вроде открытых люков, снятого полотна или неровностей, способных разрушить подвеску автомобиля. Кроме того, нуждается в улучшении и способность сенсоров видеть в погоду с осадками, поэтому нет ничего удивительного, что автономные автомобили Google прекрасно себя чувствуют именно в солнечной Калифорнии. Тем не менее, прогресс в этой области, похоже, не остановить. Выгоды, которые сулит технология, очень привлекательны, а в гонке разработчиков задействованы огромные инвестиции таких грандов, как Google, Mercedes-Benz, Audi, Nissan, Volvo и ряда других амбициозных компаний.