8 апреля Ассоциация европейского бизнеса опубликовала статистику продаж автомобилей в России за март. И согласно ей, спрос на машины в России упал на 42,5%. Однако мы сразу предупреждали — это может быть «оптимистическая» цифра, ведь АЕБ собирает данные по отчетам дилеров (которые, например, могут указать в качестве проданных те автомобили, которые все еще стоят на складах). А истинное положение вещей показывает только статистика постановок автомобилей на учет. И стало ясно — ситуация на авторынке гораздо хуже, чем предполагали многие эксперты.
По версии АЕБ, продажи машин в марте снизились на 42,5%, а за первый квартал на 36,3%. Однако по данным компании «Автостат Инфо», в марте на учет было поставлено на... 54% меньше новых легковых авто, чем годом ранее. А падение продаж за первые три месяца составило 51,3%.
Разница между статистикой АЕБ и данными постановок новых автомобилей на учет в некоторых случаях весьма существенная — например, АЕБ уверяет, что всего за три месяца было продано более 380 тысяч автомобилей, но в реальности на учет поставлено всего 270 тысяч! Наиболее сильное расхождение среди лидеров почему-то у «корейцев». Если по данным АЕБ Hyundai продала в первом квартале этого года почти 40 тысяч машин, то на учет при этом было поставлено немногим более 28 тысяч! И, соответственно, падение продаж составило не 4%, а уже 38,6%. А, скажем, Toyota потеряла по итогам первого квартала не 31%, а 51,6%!
В целом же картина весьма грустная — падение продаж на 50% сейчас считается чуть ли не нормой, а снижение «всего» на 30% признается успехом. Причем есть немало компаний, которые просели на 60-80%. Судите сами: Ford — минус 73,6%, SsangYong — минус 71,5%, Daewoo — минус 75,2%, Suzuki — минус 78,2%, Citroen — минус 82,1%, Honda — минус 86,8%, Peugeot — минус 83,7%. Ну и, конечно, не забудем про Opel и Chevrolet — минус 82,5% и 76% соответственно.
Поняв масштаб бедствия, некоторые фирмы начинают объявлять о скидках, причем весьма существенных. Например, Opel, который покидает российский рынок, активно распродает свои машины, благодаря чему цены стали более-менее адекватными. Citroen предлагает скидку в 100-200 тысяч на C4 седан и С4 Aircross плюс кредит под 0% годовых сразу на два года, а, скажем, SsangYong сегодня объявил о снижении цен на 20%.
А знаете, кто показал рост, даже несмотря на кризис? Оказывается, есть и такие фирмы — это Porsche, которая прибавила 27,8% по итогам первого квартала, и... Rolls-Royce. «Роллсов» в 2015 году было продано аж 30 штук — это на 30,4% больше, чем в 2014. Конечно, формально положительную динамику показала еще компания Acura, однако она только начала выходить на наш рынок, а плюс у покинувшего нас Luxgen иначе как иронию воспринимать нельзя (подробнее о том, что такое автомобили марки Luxgen, читайте в материале «Роскошный «некитаец»).
«Китайцы»
Многих интересует судьба «китайцев»... Увы, но им гордиться нечем. Как и прогнозировалось, в период кризиса они посыпались вниз сильнее рынка. Разве что Lifan упал «всего» на 52,6% — спасибо надо сказать кроссоверу X60, который выбрали более 1,7 тыс. человек (подробнее об этой модели в скандальном видео-тесте Петра Баканова «Иномарочка»). А вот Geely просел на 67,5%, Chery на 65,4%, примерно такое же снижение и у Great Wall. Продажи же остальных китайских брендов слишком малы, чтобы их воспринимать всерьез.
5 самых популярных китайских моделей по итогам первых трех месяцев 2015 года. Данные компании «Автостат Инфо».
- Lifan X60 — 1704 шт.
- Chery Tiggo (FL+Tiggo 5) — 1064 шт.
- Geely Emgrand — 906 шт.
- Hover — 643 шт.
- Great Wall H5 — 496 шт.
Из жизни богатых
В сегменте «премиум» тоже ощущается кризис. Например, лидер этой группы компания Mercedes-Benz потеряла за первые три месяца 32,2%. Другие еще больше — продажи Audi, BMW, Infiniti, Jaguar снизились на 41-46%, Volvo на 55% (про Porsche мы уже говорили — плюс 27,8%). Спрос на Bentley в России сократился всего на 12% (продано 44 автомобиля, среди которых 22 купе Continental), а Rolls-Royce прибавил 30,4%: 30 автомобилей, из них 19 это двухдверная модель Wright. А еще в первом квартале было продано 11 Maserati, 2 Ferrari и 1 Lamborghini. Электрокаров Tesla поставили на учет 8 штук.
Самые популярные седаны класса F по европейской классификации по итогам 1 квартала 2015 года. Данные компании «Автостат Инфо».
- Mercedes-Benz S-класса — 913 шт.
- Hyundai Equus — 214 шт.
- Audi A8 — 164 шт.
- BMW 7-серии — 164 шт.
- Kia Quoris — 79 шт.
- Jaguar XJ — 49 шт.
- Lexus LS — 24 шт.
- Volkswagen Phaeton — 14 шт.
Короткой строкой
В марте 2015 года продажи новых грузовых автомобилей сократились на 48,9% относительно марта 2014 года и составили 3 770 автомобилей. За период с января по март 2015 года продажи новых грузовых автомобилей упали на 40,7% по отношению к аналогичному периоду 2014 года и составили 12 798 автомобилей.
Продажи новых автобусов в марте 2015 года упали на 27,1% (575 шт.). С января по март объемы реализации новых автобусов уменьшились на 14,7% по отношению к аналогичному периоду 2014 года и составили 2 214 автобусов.
Рынок пикапов в марте сократился на 50% (1 089 шт.). За период с января по март продажи новых пикапов упали на 37,4% по отношению к аналогичному периоду 2014 года и составили 3 720 автомобилей.
Продажи новых легковых автомобилей - сравнительный анализ март 2015-2014
VAZ | 22 155 | 33 872 | 55 112 | 84 957 | -11 717 | -29 845 | -34,6 | -35,1 |
KIA | 9 270 | 16 000 | 25 814 | 42 048 | -6 730 | -16 234 | -42,1 | -38,6 |
HYUNDAI | 9 216 | 16 652 | 28 065 | 41 333 | -7 436 | -13 268 | -44,7 | -32,1 |
RENAULT | 7 484 | 17 358 | 19 240 | 44 755 | -9 874 | -25 515 | -56,9 | -57 |
TOYOTA | 6 448 | 13 262 | 16 657 | 34 382 | -6 814 | -17 725 | -51,4 | -51,6 |
NISSAN | 5 701 | 15 486 | 17 405 | 41 735 | -9 785 | -24 330 | -63,2 | -58,3 |
VOLKSWAGEN | 5 105 | 14 079 | 12 809 | 34 129 | -8 974 | -21 320 | -63,7 | -62,5 |
SKODA | 3 562 | 7 855 | 9 304 | 20 074 | -4 293 | -10 770 | -54,7 | -53,7 |
CHEVROLET | 3 161 | 12 832 | 8 826 | 36 846 | -9 671 | -28 020 | -75,4 | -76 |
MERCEDES | 3 157 | 4 515 | 7 281 | 10 737 | -1 358 | -3 456 | -30,1 | -32,2 |
DATSUN | 2 619 | 0 | 7 268 | 0 | 2 619 | 7 268 | 999 | 999 |
MAZDA | 1 929 | 4 816 | 6 388 | 11 598 | -2 887 | -5 210 | -59,9 | -44,9 |
AUDI | 1 771 | 3 058 | 4 398 | 7 815 | -1 287 | -3 417 | -42,1 | -43,7 |
BMW | 1 724 | 4 075 | 6 049 | 10 190 | -2 351 | -4 141 | -57,7 | -40,6 |
LEXUS | 1 554 | 1 505 | 2 866 | 3 250 | 49 | -384 | 3,3 | -11,8 |
UAZ | 1 483 | 1 490 | 4 050 | 4 236 | -7 | -186 | -0,5 | -4,4 |
MITSUBISHI | 1 474 | 7 720 | 6 948 | 20 893 | -6 246 | -13 945 | -80,9 | -66,7 |
OPEL | 1 351 | 6 759 | 3 306 | 18 913 | -5 408 | -15 607 | -80 | -82,5 |
FORD | 1 265 | 5 835 | 4 150 | 15 713 | -4 570 | -11 563 | -78,3 | -73,6 |
LANDROVER | 979 | 2 141 | 2 423 | 5 052 | -1 162 | -2 629 | -54,3 | -52 |
LIFAN | 722 | 1 644 | 2 246 | 4 743 | -922 | -2 497 | -56,1 | -52,6 |
VOLVO | 635 | 1 547 | 1 503 | 3 396 | -912 | -1 893 | -59 | -55,7 |
GEELY | 601 | 2 016 | 1 666 | 5 121 | -1 415 | -3 455 | -70,2 | -67,5 |
SSANGYONG | 566 | 2 432 | 1 933 | 6 787 | -1 866 | -4 854 | -76,7 | -71,5 |
SUBARU | 541 | 1 190 | 1 920 | 3 607 | -649 | -1 687 | -54,5 | -46,8 |
CHERY | 494 | 1 908 | 1 630 | 4 712 | -1 414 | -3 082 | -74,1 | -65,4 |
DAEWOO | 465 | 2 031 | 1 462 | 5 904 | -1 566 | -4 442 | -77,1 | -75,2 |
PORSCHE | 460 | 364 | 983 | 769 | 96 | 214 | 26,4 | 27,8 |
GREAT WALL | 428 | 1 451 | 1 246 | 3 609 | -1 023 | -2 363 | -70,5 | -65,5 |
INFINITI | 422 | 1 136 | 1 579 | 2 685 | -714 | -1 106 | -62,9 | -41,2 |
SUZUKI | 405 | 1 772 | 1 097 | 5 028 | -1 367 | -3 931 | -77,1 | -78,2 |
CITROEN | 308 | 1 792 | 825 | 4 610 | -1 484 | -3 785 | -82,8 | -82,1 |
HONDA | 247 | 2 420 | 914 | 6 932 | -2 173 | -6 018 | -89,8 | -86,8 |
JEEP | 229 | 723 | 636 | 1 841 | -494 | -1 205 | -68,3 | -65,5 |
PEUGEOT | 217 | 1 537 | 699 | 4 289 | -1 320 | -3 590 | -85,9 | -83,7 |
MINI | 111 | 244 | 323 | 544 | -133 | -221 | -54,5 | -40,6 |
JAGUAR | 89 | 187 | 220 | 410 | -98 | -190 | -52,4 | -46,3 |
DONGFENG | 87 | 0 | 176 | 0 | 87 | 176 | 999 | 999 |
FIAT | 74 | 150 | 247 | 422 | -76 | -175 | -50,7 | -41,5 |
ACURA | 51 | 15 | 237 | 22 | 36 | 215 | 240 | 977,3 |
BRILLIANCE | 42 | 1 | 227 | 1 | 41 | 226 | 4100 | 22600 |
CADILLAC | 34 | 143 | 129 | 321 | -109 | -192 | -76,2 | -59,8 |
CHANGAN | 30 | 86 | 116 | 165 | -56 | -49 | -65,1 | -29,7 |
SMART | 28 | 54 | 57 | 90 | -26 | -33 | -48,1 | -36,7 |
SEAT | 22 | 211 | 59 | 470 | -189 | -411 | -89,6 | -87,4 |
FAW | 20 | 143 | 54 | 401 | -123 | -347 | -86 | -86,5 |
LUXGEN | 19 | 7 | 37 | 32 | 12 | 5 | 171,4 | 15,6 |
BENTLEY | 15 | 25 | 44 | 50 | -10 | -6 | -40 | -12 |
JAC | 15 | 10 | 40 | 10 | 5 | 30 | 50 | 300 |
ROLLS ROYCE | 13 | 10 | 30 | 23 | 3 | 7 | 30 | 30,4 |
HAIMA | 8 | 38 | 94 | 98 | -30 | -4 | -78,9 | -4,1 |
ROEWE | 8 | 0 | 13 | 0 | 8 | 13 | 999 | 999 |
HAWTAI | 6 | 0 | 20 | 0 | 6 | 20 | 999 | 999 |
MASERATI | 5 | 17 | 11 | 24 | -12 | -13 | -70,6 | -54,2 |
BOGDAN | 4 | 38 | 13 | 108 | -34 | -95 | -89,5 | -88 |
ALFAROMEO | 3 | 5 | 14 | 7 | -2 | 7 | -40 | 100 |
CHRYSLER | 3 | 8 | 12 | 30 | -5 | -18 | -62,5 | -60 |
DODGE | 2 | 4 | 3 | 10 | -2 | -7 | -50 | -70 |
TAGAZ | 2 | 26 | 6 | 99 | -24 | -93 | -92,3 | -93,9 |
BUICK | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 999 | 999 |
BYD | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | -1 | 999 | -50 |
FERRARI | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
LAMBORGHINI | 1 | 4 | 1 | 4 | -3 | -3 | -75 | -75 |
LINCOLN | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ALPINA | 0 | 4 | 0 | 7 | -4 | -7 | -100 | -100 |
ASTON MARTIN | 0 | 2 | 2 | 4 | -2 | -2 | -100 | -50 |
DACIA | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | -1 | 999 | -100 |
DAIHATSU | 0 | 4 | 0 | 8 | -4 | -8 | -100 | -100 |
DERWAYS | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | -1 | 999 | -100 |
GAZ | 0 | 2 | 2 | 2 | -2 | 0 | -100 | 0 |
IRAN KHODRO | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | -1 | 999 | -100 |
ISUZU | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 999 | 999 |
LANCIA | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | -1 | 999 | -100 |
MAHINDRA | 0 | 2 | 0 | 2 | -2 | -2 | -100 | -100 |
SCION | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | -2 | 999 | -100 |
SCORPION | 0 | 1 | 0 | 1 | -1 | -1 | -100 | -100 |
TESLA | 0 | 3 | 8 | 7 | -3 | 1 | -100 | 14,3 |
YO-AVTO | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 999 | 999 |
ZAZ | 0 | 8 | 4 | 120 | -8 | -116 | -100 | -96,7 |