НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

День в истории. «Эмочка» — новая модель Горьковского автозавода

16 марта 2024 12:00
16 марта 1936 года на Горьковском автозаводе стартовал серийный выпуск седана ГАЗ-М1, знаменитой «эмки»

Очень скоро после запуска производства легковушки ГАЗ-А (той самой, что является легковой сестрой легендарной «полуторки» ГАЗ-АА) горьковчане задумались над созданием более комфортабельной модели.

А поскольку до 1938 года компания Ford была обязана передавать советской стороне документацию на свои новинки, прототипом нового «газика» стал седан Ford V8-40 образца 1932 года — как следует из названия, оснащённый V-образной восьмёркой.

Впрочем, от двигателя V8 пришлось сразу отказаться. Во-первых, быстро освоить производство нового мотора советские заводы оказались не способны. Во-вторых, 8-цилиндровый силовой агрегат признали избыточным — слишком мощным, тяжёлым и прожорливым.

Поэтому решили обойтись старым, но модернизированным движком ГАЗ-А. Рабочий объём остался прежним (3,3 литра), однако мощность возросла до 50 л.с. вместо прежних 40, а также появились система смазки под давлением, усовершенствованный карбюратор и многое другое.

Уникальная полноприводная версия ГАЗ-М1. Впрочем, мы не будем подробно рассказывать об этой машине, так как «Авто Mail.Ru» уже подготовил большой исторический материал по этой теме

За основу будущего ГАЗ-М1 была взята значительно усиленная фордовская рама. Подвеска, колёса, кузов — их также пришлось дорабатывать советским специалистам.

В январе 1934 года были собраны первые экземпляры седана, притом параллельно выяснилось, что для выпуска потребуются новые производственные мощности, и в апреле 1935 года началось строительство второй очереди Горьковского автозавода. Старт производства затягивался...

Модернизированный ГАЗ-11-73 внешне отличался от 4-цилиндрового М1 другими боковинами капота, облицовкой радиатора и бамперами. Большинство таких машин было сделано уже после войны

В 18 часов 30 минут 15 марта 1936 года конвейер покинул первый ГАЗ-М1, а на следующий день стартовал не торжественный, а вполне серийный выпуск. Кстати, название «ГАЗ-М1» — довольно позднее изобретение.

В оригинале машина называлась просто «М-1», что расшифровывалось как «Молотовский-первый», в честь тогдашнего главы правительства СССР (председателя Совнаркома) — Вячеслава Михайловича Молотова, имя которого тогда носил завод.

Серийный пикап на шасси ГАЗ М1 грузоподъемностью 500 кг. С началом Великой Отечественной войны выпуск таких грузовичков также пришлось свернуть

В 1940 году появилась более мощная 6-цилиндровая версия «эмки», получившая собственный индекс 11-73. Такие машины отличались не только двигателем, но и конструкцией (в частности, усиленной подвеской), а также внешностью (облицовка радиатора стала более выпуклой).

В 1942 году ГАЗ был вынужден приостановить производство легковых автомобилей из-за дефицита холоднокатаного автомобильного стального листа. Стране были нужны грузовики. Но это — другое время и другие автомобили.