НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Лучшее за 2015. Как сэкономить в кризис: оптимизируем затраты на сервис

9 января 2016 10:01
Из-за роста курсов валют подорожали и запасные части автомобилей. Но есть ряд способов сохранить хорошую сумму без ущерба для состояния машины

Курсы валют выросли, рубль упал, цены ускакали вперёд. И на автолюбителях это сказывается не только при покупке «железного коня», но и при его дальнейшем обслуживании — дорожают запасные части и технические жидкости. Можно ли сэкономить и при этом сохранить машину в надлежащем состоянии? Да, это реально!

Причём реально это даже в том случае, если вы владеете автомобилем, который находится на гарантии. Речь сейчас не об игнорировании плановых ТО, иначе в случае возникновения поломки дилеры сделают всё возможное, чтобы отказать в замене детали. И дело придётся решать в суде. Но есть несколько способов уменьшить затраты едва ли не вдвое только при проведении обязательных работ, предписанных сервисной книжкой. В первую очередь надо внимательно изучить саму книжку и гарантийные условия, чтобы чётко знать, когда и что необходимо менять и какие ваши действия могут привести к неприятным разбирательствам. А мы дадим ряд рекомендаций.

1. Привозите с собой запчасти и моторное масло

Если вы покупаете в каком-либо магазине оригинальные запчасти и приезжаете с ними на обслуживание, то дилеры устанавливают их без каких-либо замечаний. То же самое касается и масел — многие компании используют фирменное масло, которое на автосервисе может стоить дороже, чем при заказе в интернет-магазине. Главное — не столкнуться с подделкой и покупать его в проверенных местах или требовать сертификат, подтверждающий легальность происхождения.

Второй вариант — купить «неоригинальное» масло. Важно выбирать его не только по вязкости — современные моторы часто требуют наличия пакета специфических присадок. Поэтому нужно внимательно смотреть на классификацию по API и допуски конкретных производителей — это аббревиатуры с цифрами, указанные на обратной стороне канистры. Например: MB229.51, VW 504.00, BMW LongLife-04 и так далее. Причём некоторые дилеры сами предлагают альтернативу — или фирменное масло, или продукцию других компаний (к примеру, Mobil 1, Castrol) с соответствующим допуском.

Экономия получится приличной. Литр масла BMW Quality Longlife-04 стоит 1299 рублей у дилера (сейчас его производит компания Shell, но ещё можно найти остатки «бээмвэшного» Castrol по 1169 рублей за литр). А вот в магазине фирменное масло BMW уже стоит 802 рубля за литр! Причем можно сэкономить еще больше и купить, скажем, масло BP Visco 7000 (658 рублей за литр), которое имеет необходимый допуск. Но эта схема работает не всегда. Например, оригинальный General Motors Dexos II стоит дешевле некоторых аналогов (2480 рублей за 5 литров у «официалов»). Так что, если у вас Opel или Chevrolet, то выдумывать ничего не нужно — только уточнить цену у дилера и сравнить её с магазинной.

Некоторые производители, напротив, фирменного масла не имеют: Citroen и Peugeot заливают продукцию Total, а Renault выбирает Elf. И в таком случае экономия может быть совсем небольшой — автосервисам литр масла обходится существенно дешевле, нежели вы купите его в розницу, поэтому даже с учётом их наценки затраты окажутся похожими. Поэтому лучше заранее позвонить на СТО и узнать, сколько у них стоит масло. Если разница невелика, то риск попросту не оправдан. А он есть — автосервис обязательно сделает отметку о том, что вы привезли масло с собой. И в случае выхода двигателя из строя придется делать экспертизу и доказывать, что силовой агрегат сломался не из-за масла. Так что порой имеет смысл экономить на масле в том случае, если до конца гарантии осталось совсем немного.

BMW Quality Longlife-04 0W-401169 (Castrol)/1299 (Shell)802
GM Dexos2 LongLife 5W-30496 (при покупке 5-литровой канистры), 680 — за «литрушку»377 (при покупке 5-литровой канистры), 391 — за «литрушку»
Mobil 1 ESP Formula 5W-30 (с допусками BMW, PSA, VW)-775
Castrol Edge Formula RS 0W-40 (с допусками BMW, GM, VW)-1008 (при покупке 5-литровой канистры)
Elf Evolution 900 SXR 5W-30 (c допуском Renault RN0700)516 (при покупке в розницу), 440 (при замене у ОД)406 (при покупке 5-литровой канистры), 544 — за «литрушку»
Total Quartz Ineo ECS 5W-30 (c допуском PSA B 71 2290)562 (при замене у ОД), 639 (при покупке 4-литровой канистры), 713 (при продаже в розницу)428 (при покупке 5-литровой канистры), 489 — за «литрушку»
Shell Helix HX8 Synthetic 5W-30 (c допусками Renault, VW)-451 (при покупке 4-литровой канистры), 608 — за «литрушку»
Toyota Engine Oil 5W-40710442 (при покупке 5-литровой канистры), 699 — за «литрушку»

Цены: интернет-магазин Exist.ru, официальные дилеры BMW («Автодом — МКАД 51»), Opel («Armand City»), Renault («Renamax»), Peugeot («ААА Фаворит Моторс»), Toyota («Тойота Центр Шереметьево»). Цены актуальны на момент публикации

2. Не делайте лишних работ

Как правило, чтобы не «слететь» с гарантии, на «малом» ТО нужно менять только моторное масло. Рекомендуют заменить салонный фильтр? Сделайте это самостоятельно! Чаще всего на это требуется потратить не больше 15 минут. То же самое можно провернуть и с воздушным фильтром двигателя, но тогда в сервисной книжке или базе данных появится отметка, что он на дилерской СТО не менялся. Чем это чревато?

Если вдруг «сердце» вашего автомобиля выйдет из строя, то у дилера будет лишний повод в отказе от гарантийных обязательств — потребуется судебная экспертиза для выявления причин поломки. К тому же, неправильная установка «воздушника» может привести к попаданию во впускной тракт посторонних предметов и грязи. Так что варианта тут два — менять его «официально» или действовать на свой страх и риск и быть готовым к разбирательствам.

Можно смело отказываться от дополнительных работ вроде чистки дроссельной заслонки или антибактериальной обработки системы кондиционирования. К гарантии это не имеет никакого отношения, поэтому эти операции не обязательно выполнять у дилера по рекомендации мастера-приёмщика. В специализированных сервисах дешевле делать и другие операции — замену тормозных дисков и колодок, деталей подвески, регулировку углов установки колёс (развал-схождение). Причём качество выполненных услуг иной раз может быть даже выше, чем на «официальных» станциях.

Почему? Всё просто — некоторые дилеры плевать хотели на свою репутацию, к ним всё равно будут приезжать тысячи владельцев новых автомобилей, связанных гарантией. А небольшим сервисам отзывы довольных клиентов важны — от этого напрямую зависит их доход. Также у многих из них уже имеется опыт работы с неоригинальными запчастями, поэтому там смогут посоветовать, продукции каких фирм лучше избегать. И это не говоря о том, что за ремонт автоматических коробок, генераторов или рулевых реек могут взяться только профильные мастерские.

Случай из практики

Василий, BMW 520d. На первое ТО я поехал при пробеге 12 тысяч километров (у BMW сервисный интервал определяется бортовым компьютером) в дилерский центр «Автодом» на 51-й км МКАД. От друзей я узнал, что дешевле будет приехать с собственными запчастями и маслом. Купил в интернет-магазине 5 литров оригинального масла BMW по 800 рублей за литр и воздушный фильтр BMW, но с масляным фильтром решил не рисковать — вдруг не подойдёт? В итоге ТО мне обошлось почти в 13 тысяч рублей, из которых 1539 пришлось отдать дилеру за фильтр. Но только на масле я сэкономил 2500 рублей!

3. Не бойтесь неоригинальных запчастей

Даже если гарантия на ваш автомобиль ещё не истекла, есть ряд деталей, на которые она или не действует вообще, или действует крайне ограниченный срок (в основном, для выявления случаев заводского брака) — щётки стеклоочистителей, тормозные диски, колодки, лампочки. Обычно не более 50 тысяч километров гарантия распространяется на амортизаторы, шаровые опоры, сайлент-блоки рычагов, опоры двигателя, сцепление, свечи зажигания, элементы рулевого управления. На плановом ТО выявилась необходимость скорой замены колодок или вам отказывают в бесплатной замене амортизатора, мотивируя это большим пробегом? Можно смело брать качественный неоригинал — ведь даже в коробочках с логотипом автопроизводителя обычно лежит продукция сторонних фирм.

Каких именно? Об этом можно узнать на интернет-форумах, где собираются владельцы машин тех или иных марок, или по маркировке на детали. Но, как правило, это компании с мировым именем, поставляющие множество деталей на конвейеры автопроизводителей: Bosch, TRW, Valeo, Brembo, Ferodo, Mann, Kayaba, Sachs, NGK, Denso, Delphi, Knecht и так далее. И от оригинальных деталей они отличаются лишь отсутствием логотипа BMW, Peugeot или Volkswagen.

Случай из практики:

Сергей,
Peugeot 408. В декабре я поехал проходить ТО при пробеге 50 тысяч километров в техцентр «Фаворит Моторс». Ещё на предыдущем обслуживании мне сказали, что скоро нужно будет менять передние тормозные колодки и диски. Стоимость оригинальных запчастей у дилера составила бы 16022 рубля, поэтому я решил сэкономить — детали-то не гарантийные! В результате купил диски Brembo и колодки Ferodo — в сумме за 8100 рублей. Никаких вопросов использование «неоригинала» у мастера-приёмщика не вызвало, а работы по замене с чисткой и смазкой тормозных механизмов обошлись в 3500 рублей.

Оправдана ли экономия и будет ли она? Для этого мы составили небольшую таблицу, в которую включили пять популярных автомобилей из разных сегментов: Renault Logan 1.6, Skoda Octavia 1.4 TSI, Mazda CX-5 2.0, Toyota Camry 2.5 и BMW 320d xDrive. Стоит сразу отметить, что только у Renault Logan программа технического обслуживания предписывает менять свечи каждые 15 тысяч километров, все остальные перечисленные модели оснащаются свечами с платиновым или иридиевым напылением электрода, которые служат намного дольше — интервал замены, например, у Camry составляет 100 тысяч километров! Цены также являются лишь приблизительным ориентиром, так как они пляшут вслед за курсами валют — все они взяты из одного интернет-магазина и актуальны на момент публикации.

Деталь Ориг. Неориг.Ориг.Неориг.Ориг.Неориг.Ориг.Неориг.
Масляный фильтр 240160 (Fram) 224 (Mann)534445 (Fram)
448 (Mann)
371

234 (Sakura)
265 (Fram)

425288 (Bosch)
332 (Fram)
Воздушный фильтр 478261 (Fram)
320 (Bosch)
908491 (Fram)
552 (Bosch)
1160574 (Mann)
996 (Fram)
457436 (Bosch)
471 (Mann)
Салонный фильтр 905579 (Bosch)
834 (Mann)
874448 (Bosch)
484 (Fram)
1111542 (Sakura) 662 (Mann)1097238 (Fram) 420 (Mann)
Свеча зажигания (4 шт) 864916 (NGK)25641648 (Bosch)
2104 (NGK)
55924816 (Denso)23721648 (Bosch)
2272 (Denso)
Тормозные колодки передние 1799820 (TRW)
860 (Textar)
29781201 (TRW)
1414 (Ferodo)
55091366 (Sangsin)
2242 (TRW)
31261120 (Textar)
1758 (Ferodo)
Тормозные диски передние (2 шт) 40942128 (Brembo)
2222 (Ferodo)
55763306 (TRW)
3460 (Brembo)
86266510 (Blue Print)103603520 (TRW) 3778 (Brembo)
Щётки стеклоочистителя (2 шт) 1248486 (Npa)1707897 (Bosch)11721045 (LynxAuto)4222Отсутствует
Сумма: 96285350-5862151418436-93592354115087-165362205911472-13253

Цены: интернет-магазин Exist.ru (при сроке заказа 2 дня)

Как можно увидеть, даже в случае с Логаном экономия получается вполне заметной. К тому же, запчасти обойдутся ещё дешевле, если заказывать их заранее — чем дольше срок, тем обычно ниже цена. Есть смысл проверить прайс-листы сразу нескольких магазинов, а заодно обзвонить пару-тройку официальных дилеров — бывает, что у них в наличии имеются оригинальные запчасти по неплохим ценам (детали, которые находятся в наличии на складе, менее подвержены колебаниям курсов валют, чем те, которые нужно везти из зарубежных стран). Главное, чего нужно избегать — это откровенно дешёвой продукции непонятных производителей. Во-первых, есть риск, что служить детали будут намного меньше, а во-вторых, это может повлиять на безопасность движения.

Официальные комментарии автопроизводителей

Мы обратились в пресс-службы российских офисов нескольких автопроизводителей, чтобы из первых уст узнать, чем грозят владельцам вышеописанные способы сэкономить при обслуживании гарантийных машин. В частности, можно ли приезжать с купленным самостоятельно оригинальным моторным маслом или с продукцией других фирм, а также со своими запчастями.

BMW Group Russia. «В данном случае обязательным будет подтверждение покупки масла у официального поставщика. Если подобного подтверждения нет, то в случае поломки будет проведена экспертиза, по результатам которой будет принято решение о гарантийном ремонте двигателя. Что касается неоригинального масла, то клиенту, конечно, его зальют. Но в случае поломки обязательно будет проведена экспертиза. Если она покажет, что поломка произошла из-за использования неоригинального масла, в гарантийном ремонте будет отказано. Если по результатам экспертизы поломка произошла по вине производителя, а неоригинальное масло никакой негативной роли не играет — это гарантийный ремонт. С запчастями схожая ситуация. Зачастую можно сразу сказать, произошла поломка из-за конкретной запчасти или нет. В спорных ситуациях проводится экспертиза, по результатам которой принимается решение о гарантийном ремонте».

Renault Russia. «Официальный дилер (ОД) обязан использовать для обслуживания машин, находящихся на гарантии, только оригинальные запчасти и материалы. Масло может быть не только производства Elf, но ОД должен быть абсолютно уверен в его качестве — в гарантийной книжке, которая прилагается к автомобилю, указаны минимальные классы качества и вязкость используемого масла. Масло Elf дилер получает напрямую от Renault или от официального дистрибьютора Elf. А откуда взялось масло, которое принес клиент, ОД не знает. Следовательно, он не может гарантировать и качество обслуживания, поэтому при любом спорном случае будет проведена экспертиза, и в случае признания поломки по причине использования некачественного или поддельного масла, в гарантийном ремонте откажут. ОД по-прежнему должен быть уверен и в качестве запчастей, однако, их оригинальность проще проверить. И если они оригинальные, то у дилера нет оснований для отказа в гарантийном ремонте».

VW Group Rus. «Производитель (импортер) рекомендует использовать оригинальное масло утвержденного концерном поставщика. Об этом говорится непосредственно в руководстве по эксплуатации. Но отказать клиенту при использовании оригинального масла, привезённого с собой, дилер не может. Однако, как показывает последняя практика, в силу удорожания серого импорта, стали возникать эксцессы, когда клиенты, приобретая якобы оригинальные и рекомендованные импортёром детали у неофициальных дилеров, в реальности покупают неоригинал низкого качества в упаковке, напоминающей оригинальную. Что касается неоригинального масла, то дилер сверяет допуски VW (например, VW502 00) с предписаниями. Если номер допуска VW принесённого масла не соответствует допуску масла, предписанному для данной конкретной модели двигателя (см. руководство по ремонту ELSA), то клиенту письменно на это указывается, т.к. импортёром это считается уже серьёзным нарушением предписаний изготовителя. Дилер (или импортёр) вправе отказать в безвозмездном ремонте в том случае, если произведенная экспертиза покажет, что поломка произошла по вине использования “не того” масла, т.е. класс качества по API, указанный на этикетке, не соответствовал содержимому. К сожалению, такое встречается довольно часто. Отказа в установке “своих оригинальных запчастей Skoda” не будет. Однако если з/ч выйдет из строя в течение последующих двух лет эксплуатации, владелец будет вынужден обращаться к продавцу детали с требованием замены на новую (плюс тех, которые вышли из строя по её вине), поскольку дилер несёт ответственность только за работы и свои детали, т.е. купленные непосредственно у него. Скорее всего, в этом ему будет отказано, что повлечёт дополнительные расходы для владельца. При приобретении и установке з/ч у официального дилера эта ситуация исключена».

Toyota Motor Rus. «Официальные дилеры Toyota используют оригинальное масло под брендом Toyota. И если клиент приезжает действительно с оригинальным маслом Toyota, (приобретенным у другого официального дилера, имеется подтверждающий документ), в гарантийном ремонте ему не откажут. При этом важно понимать, что здесь речь идет о гарантийном ремонте неисправности, связанной именно с заменой масла. Отказа от гарантийного ремонта узлов и агрегатов, не связанных с заменой масла, в любом случае быть не может. Если при использовании неоригинального масла будет установлена причинно-следственная связь между возникшей неисправностью двигателя и низким качеством масла (приобретенного клиентом не у дилера), то дилерский центр Тойота оставляет за собой право запросить у клиента необходимые сертификаты, провести экспертизу качества масла и в случае подтверждения низкого качества неоригинального масла может отказать в гарантийном ремонте данной неисправности. Если во время проведения технического обслуживания используются запасные части, приобретенные клиентом не у дилера Тойота, и причинно-следственная связь между возникшей неисправностью автомобиля и качеством детали установлена, дилерский центр Тойота оставляет за собой право отказать в гарантийном ремонте данной неисправности».

Наш эксперимент

Мы решили самостоятельно проверить, насколько выгоднее окажется посещение сервисной станции официального дилера, если озаботиться покупкой запчастей и расходных материалов заранее. Для этого очень кстати подвернулся случай — одному из коллег предстояло пройти ТО-60 на автомобиле Renault Logan 1.6 2013 года (гарантия на Renault составляет 3 года или 100 000 км).

Ближайший к офису дилерский центр, «Ренамакс», объявил стоимость «под ключ» — 23 500 рублей. На вопрос, можно ли приехать со своими запчастями, мастер-приёмщик ответил: «Да пожалуйста! Стоимость работ составит 10 945 рублей». В обслуживание на 60 тысячах километров входит замена моторного масла, свечей зажигания, ремня ГРМ и приводного ремня с роликами, а также фильтров: масляного и воздушного (салонный меняют только при его наличии — на Логаны предыдущего поколения на заводе их не ставили). Попутно владелец решил поменять и передние тормозные диски с колодками.

Записавшись на ТО, занялись поиском необходимых расходников. Если вычесть объявленную стоимость работ, то получается, что стоимость запчастей у дилера составляет 12 555 рублей с учётом 3,3 литра моторного масла Elf Evolution SXR 900 5W-30. Интернет-магазин обрадовал — всё необходимое нам доставили за 8607 рублей (были заказаны оригинальные детали). С маслом всплыл нюанс — при замене у «официалов» литр стоит приемлемые 440 рублей, а пятилитровая канистра Elf в розницу обойдется в 2030 рублей, так что литр в пересчёте выходит в 406 рублей. Нет смысла рисковать. Да и куда деть остатки? Поэтому к 8607 рублям прибавили ещё 1452 за «дилерское» масло. Итого — 10 059 «деревянных».

В том же интернет-магазине заказали и тормоза. Пара оригинальных дисков Renault у дилера обошлась бы в 5060 рублей, такие же детали в магазине стоили 4094 рубля. Но мы купили диски Brembo всего за 2128 рублей. Схожая ситуация и с колодками: оригинал у дилера — 3080 р., в магазине — 1799 р., а комплект фирмы TRW стоил 820 р. На гарантии это никак не сказывается, поэтому экономия налицо — в официальном сервисе стрясли бы 8140 р., а так удалось отделаться суммой 2948 р. Причём есть и более дешёвые запчасти, но доверять непонятным производителям не хотелось.

В назначенный час мы прибыли на сервисную станцию. Мастер-приёмщик встретил нас радушно и нисколько не обратил внимания на то, что приехали мы со своими запчастями (видимо, для владельцев «Логана» это нормальная ситуация). Не вызвали удивления и неоригинальные тормозные диски и колодки. «Всё, давайте ключи, мы вам позвоним — ориентировочно часов через 5-6». Но перезвонили буквально через 15 минут, и состоялся следующий диалог:

— Не работает лампа ближнего света. Меняем?
— А сколько стоит?
— 514 лампа и 597 работа
— Спасибо, не надо

Больше дефектов в автомобиле не нашли, так что через несколько часов мы вернулись за «Логаном». Итого получилось сэкономить 2496 рублей на запчастях для прохождения ТО-60, а также 5192 рубля на тормозах. Правда, сама замена дисков и колодок обошлась почти в 2,5 тысячи рублей — в неофициальных сервисах эта операция обойдётся значительно дешевле. Не стоит покупать у дилеров и лампочки — две галогенки H4 фирмы Philips в магазине обошлись в 520 рублей.

А ещё в заказ-наряде было указано, что запчасти предоставлены клиентом. Чем это грозит? На оригинальные запчасти, купленные у дилера и установленные на его сервисе, действует гарантия (как правило, год). И если вдруг заскрипит, к примеру, бракованный ролик, то все заботы на устранение этого дефекта возьмёт на себя официальный дилер. В случае с деталями, купленными самостоятельно (даже оригинальными!), придётся сначала взять у сервисменов отчёт, что неисправность возникла по вине брака, и ехать разбираться с магазином, в котором вы купили запчасть. Причём придётся взыскивать и компенсацию на работу по повторной замене. Подобные ситуации очень редки, но всё же случаются. Так что всегда надо считать, а действительно ли так велика экономия средств, как возможные потери времени и нервов.

О других способах сэкономить вы можете прочитать в спецпроекте Mail.Ru «Как перестать беспокоиться и начать жить в кризис».