Театр, как известно, начинается с вешалки. А смена сотрудников ГИБДД, особенно если речь, как в нашем случае, идет о спецрейде, — с инструктажа. Автоинспекторам, которые выйдут на патрулирование, рассказывают о местах дислокации экипажей, еще раз напоминают о правилах проверки водителей на трезвость, выдают алкотестеры, сигнальные конусы, дорожные знаки... Это своего рода ритуал, предваряющий основное действо. Каждый должен знать свою задачу досконально.
Наконец, вместе с заместителем командира отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по Восточному округу Москвы, капитаном полиции Антоном Овчинниковым, выезжаем на первую «точку» — пересечение 15-й и 16-й Парковых улиц.
— Это, если можно так выразиться, одно из подходящих мест для поимки пьяных водителей в нашем округе, — отмечает инспектор. — Единственная транспортная артерия, связывающая два крупных района; рядом жилые массивы. К тому же есть место для безопасной остановки автомобилей.
Три патрульных «Форда», огороженные конусами, встали как часовые на разных углах перекрестка. И шесть автоинспекторов целенаправленно тормозят все машины без разбора. Исключений нет даже для водителей рейсовых автобусов и тракторов, убирающих улицы. Увы, даже они порой выходят на работу «подшофе».
Взмах жезла, резкий звук свистка. «Добрый вечер, инспектор ДПС ВАО, ваши документы»... Процедура, знакомая каждому автомобилисту. За эти пару минут, общаясь с водителем, гаишник по так называемым клиническим признакам опьянения (резкий запах алкоголя, шаткая походка, нарушение речи, неадекватное поведение и т.д.) и должен решить, требуется ли дополнительная проверка на алкотестере или водитель может ехать дальше. В большинстве случаев дело заканчивается пожеланием счастливого пути. Но...
Похоже, есть первый «клиент». Забрав документы, инспектор предлагает одному из водителей пройти в патрульную машину и «подышать в трубочку». Набрав побольше воздуха в легкие, автомобилист делает контрольный выдох в сменный мундштук алкометра. Спустя несколько секунд на экране прибора появляются нули, а из встроенного принтера с жужжанием выползает бумажная лента с распечаткой результатов. Водитель трезв. Получается, что автоинспектор ошибся и зря отнял время у водителя?
— Из салона машины явно тянуло запахом алкоголя. — отметил инспектор, — Судя по всему, он исходил от пассажира. Но в подобной ситуации автоинспектор обязан убедиться, что водитель трезв, проведя проверку на алкотестере. Кстати, некоторые водители считают, что могут обмануть сотрудника ГИБДД, пожевав после употребления спиртного мятную жвачку, петрушку, лавровый лист или съев какие-то другие продукты с резким запахом. Уверяю, это не поможет. Они всего лишь маскируют запах алкоголя — в выдыхаемом воздухе все равно будут присутствовать пары спирта. Это проверено много раз. А вот специфический аромат, допустим, лука или чеснока, будет дополнительным поводом для автоинспектора предложить водителю пройти проверку на алкотестере, который неизбежно покажет определенное количество промилле.
...Тем временем инспектор приглашает в патрульный автомобиль еще одного водителя и начинает оформлять протокол. Поймали пьяного? Этот автомобилист, тоже, как оказалось, был совершенно трезвым. Но вот за руль сел без прав. Оправдания вроде «командир, пойми, в другой куртке оставил» не проходят. Проверив водителя по базе данных, инспектор выяснил, что этот человек вообще никогда не получал водительское удостоверение! Псевдоводитель на первый раз получил штраф в 5 тысяч рублей (при повторном нарушении он рискует расстаться уже с 15 тысячами) и уступил место за рулем своему пассажиру. Можно сказать, еще легко отделался: не окажись рядом человека с правами, вписанного в полис ОСАГО, до дома пришлось бы добираться на такси — в этом случае сотрудники ГИБДД обязаны вызвать эвакуатор и отправить машину на штрафстоянку.
Не удивляйтесь. Вопреки расхожему мнению, во время подобных спецопераций, помимо нетрезвых водителей, выявляется и масса других нарушений ПДД — от перевозки детей без специальных кресел до просроченной страховки. Кроме того, заподозрив неладное, инспектор вправе попросить открыть багажник или капот, сверить номера кузова. Нередко во время проверок на трезвость гаишники находят угнанные машины, наркотики или оружие. Именно поэтому зачастую рядом с инспекторами дежурят еще и «омоновцы» — на всякий случай.
— Про нас слагают легенды. Мол, автоинспекторы обладают особым чутьем на пьяных и могут заранее угадать, что за рулем находится нетрезвый водитель, — решил поделиться опытом сопровождавший нас капитан, пока мы ехали на другую «точку». — Это не более, чем сказки — мы ведь не экстрасенсы. Хотя определенные признаки того, что машиной управляет водитель, скажем так, с грешком, все же есть. Ну, например, ночью едет автомобиль с выключенными фарами. Разумеется, такую машину мы останавливаем в первую очередь, и зачастую оказывается, что водитель действительно пьян. Или, допустим, человек, увидев автоинспекторов, сбрасывает скорость, начинает суетиться, пытаться спрятаться за другими машинами. Практически в 100 процентах случаев он или нетрезвый, или за ним есть какое-то другое нарушение.
Кстати, по словам гаишников, в последнее время водители стали чаще отказываться от прохождения освидетельствования у наркологов. Почему? Как правило, такие автомобилисты не пьяные, а, выражаясь официальным языком, «находятся под воздействием психотропных средств». Если врачи обнаружат в организме наличие наркотиков, то это для нарушителя обернется обязательной постановкой на учет в наркодиспансер, со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, не исключено и общение с сотрудниками наркоконтроля. Поэтому наркоманам за рулем проще отказаться от медосвидетельствования и отделаться только лишением прав на 1,5-2 года. Но имейте в виду, таким образом испытывать судьбу, скорее всего, выйдет себе дороже — велик риск получить гораздо более серьезные проблемы с законом.
...Новое место дислокации по своей сути мало чем отличается от предыдущего. Те же три патрульных машины и шесть инспекторов (по словам Овчинникова, это оптимальное количество сотрудников, чтобы останавливать все проезжающие автомобили и при этом не мешать друг другу), те же взмахи жезлов, проверки документов и пожелания счастливого пути.
Внезапно из-за поворота боком вылетает Subaru. Водитель никак не рассчитывал увидеть на своем пути такое количество гаишников. Общение с автоинспекторами в его планы точно не входило — на взмах жезла он лишь сильнее нажал на газ и попытался скрыться.
- Быстро в машину! — скомандовал Овчинников. — Хотели погоню? Сейчас получите!
В патрульный Ford мы запрыгнули едва ли не быстрее самих гаишников, и под всполохи проблесковых маячков с завыванием сирены помчались за нарушителем. Лихач на Subaru явно не ожидал, что за ним в погоню бросится мощный Mondeo V6. Вскоре машина ДПС села ему на хвост. Попытка скрыться во дворах успехом не увенчалась — автоинспекторы быстро прижали нарушителя к сугробу.
Водитель взбудоражен, пытается оправдаться. Несмотря на все уговоры, инспекторы на двух патрульных машинах сопровождают лихача к месту своей дислокации и заставляют пройти проверку на трезвость. Алкотестер вновь показывает нули, но на этот раз простым пожеланием счастливого пути дело не обходится: лихачу выписывают штраф за неподчинение требованию сотрудника полиции.
Пока автоинспекторы составляют протокол, по рации приходит сообщение о серьезном ДТП. Выезжаем на место аварии. Картина устрашающая: пикап с такой скоростью влетел под припаркованную фуру, что с первого взгляда мы даже не сразу опознали его марку. По дороге раскиданы обломки пластика и битое стекло. Вырванная с корнем крыша повисла на грузовике, а сам автомобиль по инерции проехал еще почти сотню метров. Водителя на «скорой помощи» отправили в реанимацию, а пассажир, увы, скончался на месте происшествия...
— Судя по всему, влетел «ходом», на очень приличной скорости, — отметил капитан. — Я в ГИБДД уже больше десяти лет и столь ужасные аварии, к сожалению, вижу слишком часто. Но что поделать — такая работа...
Алексей Лукьянов,
Фото Максима Гордина
P.S. Как нам удалось выяснить, экспертиза, проведенная в больнице, показала, что водитель — участник ДТП — находился в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Выражаем благодарность за помощь в подготовке репортажа подполковнику полиции Евгению Фомину, капитану полиции Антону Овчинникову, старшему лейтенанту полиции Евгению Орлову и личному составу ОБ ДПС ГИБДД УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве
- «Пьяная езда» — ответы на все вопросы
- Как правильно общаться с гаишниками в России