Причем нарушителей еще и штрафуют, порой на крупные суммы — скажем, в американском Лос-Анджелесе за это могут наказать на 250 долларов! И все это результат одной агрессивной и уже забытой кампании из 20-х годов прошлого века. Её организовали автомобильные лоббисты и производители.
«На заре автомобилестроения, избегать столкновения должен был водитель, а не вы, — рассказывает Питер Нортон, историк Виргинского университета, автор книги «Пешеходы против водителей: рассвет века моторов в американском городе» («Fighting Traffic: The Dawn of the Motor Age in the American City»). — Но из-за новой схемы улицы стали местом для автомобилей. А если вы, пешеход, с ними столкнетесь, то сами будете виноваты».
Одним из ключевых моментов для такой перемены стало изобретение нового правонарушения — «перехода улицы в неположенном месте». И вот как это случилось.
Сейчас это трудно себе представить, но столетие назад улицы выглядели совершенно иначе — они были местом для пешеходов, торговцев, гужевых повозок и играющих детей.
«Пешеходы шли по улице, где хотели и когда хотели, не смотря по сторонам», — рассказывает Нортон. Конечно, в начале ХХ века на некоторых улицах уже начали появляться первые пешеходные переходы, но на них почти никто не обращал внимания.
Но автомобилей на дорогах становилось все больше и... Количество людей, сбитых машинами, стремительно взлетело ввысь. Как правило, в ДТП гибли не водители, а именно пешеходы, причем среди них было много именно стариков и детей, то есть тех, кому эти улицы раньше принадлежали.
Долой автомобили
Ответом общества на рост числа погибших была агрессия. Ведь автомобили рассматривались как легкомысленная и ненужная забава, наподобие того, как сейчас воспринимаются яхты (поэтому их даже называли «машинами для удовольствия»). В городах начали возводить памятники в честь детей, погибших в автомобильных авариях, а газеты пестрили статьями с подробностями смертельных ДТП, в которых, как правило, обвинялись водители.
Иногда в них даже публиковались карикатуры, демонизирующие автомобили, нередко ассоциируя их со «старухой с косой». До того, как появились знакомые нам правила дорожного движения, судьи в большинстве случаев признавали виновным в ДТП именно автомобиль, а водителей наказывали как убийц.
В 1920 году журнал Illustrated World писал «каждый автомобиль надо оснащать специальным прибором, который бы снижал скорость до уровня, обусловленного условиями города, где живет владелец автомобиля». А в 1923 году 42 тысячи жителей Цинциннати подписали петицию о проведении референдума.
По нему, в случае положительного решения, на всех автомобилях бы появился ограничитель скорости в 25 миль в час. Это очень напугало местных автодилеров, которые приступили к ответным действиям, разослав письма всем автовладельцам в городе и распространяя плакаты против предлагаемой меры.
Референдум провалился. Однако автопроизводители поняли, что необходимо спасать имидж машин. Автомобильное лобби взяло под контроль серию совещаний с Гербертом Гувером, занимавшим в то время пост министра торговли. На них обсуждалась модель ПДД, которую можно было бы применить во всей стране.
Результатом данных совещаний стало «Руководство по организации муниципального трафика» — документ, принятый в 1928 году и во многом основанный на правилах, которые действовали в Лос-Анджелесе, начиная с ограничения прав пешеходов в 1925 году.
«Ключевым моментом этого документа стало то, что теперь пешеходы могли пересекать проезжую часть только на переходах и только под прямым углом, — поясняет Нортон. — По сути, этими правилами мы пользуемся до сих пор».
Позор нарушителям!
Однако даже после принятия указанных законов у автомобильных лоббистов возникли трудности: люди просто не соблюдали правила, а полиция и судьи неохотно принуждали их к порядку. Чтобы решить эту проблему, автопроизводители предприняли несколько стратегических шагов.
Во-первых, о ДТП стали писать в газетах. Национальная Автомобильная Торговая Палата установила бесплатный телеграф для газетчиков: репортеры посылали основные детали ДТП, а назад им приходила уже готовая статья, которую публиковали на следующий день.
Причем в этих статьях, появлявшихся в широкой печати, вся вина за ДТП перекладывалась на пешеходов. Тем самым показывалось, насколько важны новые законы.
Похожим образом Американская Автомобильная Ассоциация начала спонсировать кампании по безопасности в школах и выпускать плакаты, где демонстрировалось, насколько важно держаться подальше от проезжей части.
Во время некоторых акций даже высмеивались дети, не соблюдающие правила. Например, в 1925 году в Детройте сотни школьников наблюдали за «приговором» двенадцатилетнему мальчику, перешедшему улицу не по правилам. Как пишет Нортон в своей книге, «суд присяжных» приговорил его к мытью школьных досок в течение недели.
Позор тоже стал частью официальной стратегии. Нортон в своей книге сравнивает ход кампании с анти-наркотическим призывом в 80-х и 90-х, когда использование наркотиков показывалось не только опасным, но и глупым.
Автомобильные активисты также убеждали полицию, что вместо простых штрафов или дисциплинарных бесед лучше публично клеймить нарушителей при помощи свиста или крика, а в случае с женщинами — даже силой возвращая их на тротуар.
Было даже организовано несколько акций, во время которых нанятые актеры, одетые в вещи из ХIX века и клоунские наряды, переходили улицы в неположенном месте, показывая, что это глупо и так уже никто не поступает. А в 1924 году в Нью-Йорке во время специальной акции клоун демонстративно подставлялся под медленно ехавший Ford Model T, позволяя себя сбить несколько раз.
Эта стратегия также объясняет, почему в английском языке переход улицы в неположенном месте стал называться jaywalking. В те времена слово jay означало «деревенщина» или «провинциал» — недалекий человек, не знающий правила поведения в городе. Поэтому автомобильные лоббисты начали использовать слово jay walker — то есть тот, кто не знает, как надо ходить в городе и угрожает общественной безопасности.
Поначалу термин был обидным и даже шокирующим. Пешеходы отвечали тем же, называя водителей-лихачей «джей-драйверами». Однако слово jaywalking примелькалось и даже стало писаться слитно. Организации, борющиеся за безопасность, и полиция стали использовать слово официально в различных сообщениях.
В итоге, и само слово и концепция, что пешеходы не должны свободно переходить улицу, настолько укоренились, что лишь немногие знают эту историю. «Кампания оказалась чрезвычайно успешной. Она кардинально изменила предназначение улиц», — поясняет Нортон