Если смотреть на итоговую статистику продаж автомобилей в 2014 году, то все выглядит не так уж и печально — в декабре 2014 года спрос на автомобили вырос на 2,4% по сравнению с последним месяцем 2013 года. Мало того, по итогам декабря Россия вообще стала первой (!) по продажам в Европе, обогнав даже Германию. Однако эта радость со слезами на глазах.
Во-первых, по итогам 2014 года российский авторынок просел в общей сложности на 10,3%. А в следующем году продажи рухнут еще сильнее — даже по оптимистичным оценкам, речь идет о 24%. А если на рынок не вернется «нормальное» автокредитование (займы с процентными ставками под 30% сложно назвать таковыми), то снижение будет и более существенным.
«2014 год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объема в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 г. еще ниже. Наш прогноз рынка пассажирских и легких коммерческих автомобилей равен 1,89 млн единиц, что эквивалентно сокращению на 24% на годовой основе», — заявил Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Среди первой десятки по итогам года хуже всего пришлось компаниям Ford и Chevrolet — первая потеряла аж 38% рынка, а вторая 29% (при этом Focus, который когда-то был безусловным хитом, в 2014 году с большим трудом сохранил место в списке 25 популярных моделей в стране). Трудно пришлось и дилерам Volkswagen — минус 18%.
А кто же в итоге стал лучшим? Разумеется, после Lada — отечественный производитель, даже несмотря на 15% снижение продаж, продолжает занимать уверенное лидерство. В 2014 году в России было продано более 387 тысяч Lada, но иномарки потихоньку наступают. И лучшим стала... Kia. Она сумела опередить не только своих главных «друзей» из Hyundai, но и марку Renault — корейцы смогли реализовать более 195 тысяч машин.
Относительно неплохо в прошлом году чувствовали себя и «китайцы» - рекордов продаж никто из них не поставил, но свой сегмент они сумели отвоевать. Например, в декабре марка Lifan сумела ворваться в первую двадцатку и опередила по продажам таких «монстров», как BMW или Audi. По итогам года Lifan им проигрывает, однако Citroen, Peugeot, Land Rover, Honda или Suzuki уже повержены. Неплохо обстоят дела у Chery и Geely – по итогам года каждая компания продала более 18 тысяч автомобилей (это примерно столько же, сколько Subaru и Suzuki и чуть хуже Peugeot и Citroen). А вот Great Wall постепенно сдает позиции лидера – он уже четвертый в «китайском зачете» (15 тысяч машин по итогам года и минус 25% по сравнению с 2013-м).
А вот в классе «премиум» все стабильно. Mercedes-Benz уверенно лидирует – почти 50 тысяч автомобилей в 2014 году (+11%). И это без учета коммерческой техники, а спрос на нее тоже неплохой – более 11 тысяч машин. BMW на втором месте (35,5 тыс., минус 16%), замыкает тройку Audi (34 тыс., минус 6%). Остальные, конечно, скромнее. Lexus смог продать 19 тысяч машин, что тоже отличный показатель (+21% к 2013 году), у Volvo 15,4 тыс. машин, Infiniti – чуть менее 9 тысяч. Неплохо идут дела и у Porsche - 4,7 тыс. автомобилей, что сразу на 24% больше, чем в 2013 году.
В личном зачете борьба тоже весьма интересная. По итогам года лидирует Lada Granta — 152 810 автомобилей. Но «корейцы» подбираются к российскому бестселлеру — Hyundai Solaris разошелся тиражом почти в 115 тысяч машин, а Kia Rio в количестве 93 648 штук. А вот Renault Duster начинает постепенно сдавать свои позиции — четвертое место и 76 тысяч. Конечно, у французов есть еще «запас прочности», но первый сигнал уже получен — надо задуматься над сменой поколения. Также в десятку самых популярных моделей входят еще три «Лады» («Калина», «Ларгус» и «Приора»), а также Renault Logan, Volkswagen Polo седан и Nissan Almera.
А что будет в 2015 году? Пока сказать сложно – все зависит от того, появятся ли адекватные кредитные программы и что будет с ценами на машины. Пока же в салонах ситуация спокойная. Автомобили в наличии есть. В этом «Авто Mail.Ru» смог убедиться лично – читайте материал «После «хапуна»: что происходит в российских автосалонах?».
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ПО МАРКАМ
Lada | 35,315 | 38,948 | -9% | 387,307 | 456,309 | -15% |
KIA | 20,200 | 16,024 | 26% | 195,691 | 198,018 | -1% |
Nissan | 20,131 | 17,540 | 15% | 162,010 | 146,319 | 11% |
Renault | 19,263 | 18,884 | 2% | 194,531 | 210,099 | -7% |
Toyota | 17,536 | 14,742 | 19% | 161,954 | 154,812 | 5% |
Hyundai | 15,235 | 14,171 | 8% | 179,631 | 181,153 | -1% |
VW | 13,871 | 13,548 | 2% | 128,071 | 156,247 | -18% |
Chevrolet | 13,488 | 18,755 | -28% | 123,175 | 174,649 | -29% |
Mitsubishi | 12,702 | 8,429 | 51% | 80,134 | 78,747 | 2% |
Ford | 9,159 | 12,376 | -26% | 65,966 | 106,734 | -38% |
ГАЗ ком.авт. | 7,916 | 7,381 | 7% | 69,388 | 82,395 | -16% |
УАЗ | 7,221 | 6,436 | 12% | 49,844 | 51,624 | -3% |
Mazda | 7,049 | 4,372 | 61% | 50,716 | 43,179 | 17% |
Opel | 6,834 | 8,827 | -23% | 64,985 | 81,421 | -20% |
Skoda | 6,214 | 8,513 | -27% | 84,437 | 87,456 | -3% |
Datsun | 5,104 — - | 11,414 — - | ||||
Mercedes-Benz | 4,210 | 4,165 | 1% | 49,165 | 44,376 | 11% |
Lifan | 3,866 | 3,182 | 21% | 23,619 | 27,467 | -14% |
BMW | 3,577 | 4,183 | -14% | 35,504 | 42,071 | -16% |
Audi | 2,983 | 2,585 | 15% | 34,014 | 36,150 | -6% |
Chery | 2,920 | 2,101 | 39% | 18,139 | 19,855 | -9% |
Mercedes-Benz ком.авт. | 2,914 | 800 | 264% | 11,020 | 5,247 | 110% |
Geely | 2,706 | 3,003 | -10% | 18,828 | 27,263 | -31% |
Subaru | 2,634 | 1,654 | 59% | 17,557 | 16,831 | 4% |
Suzuki | 2,593 | 2,148 | 21% | 19,931 | 27,724 | -28% |
SsangYong | 2,411 | 3,268 | -26% | 25,010 | 34,055 | -27% |
Daewoo | 2,340 | 6,196 | -62% | 37,695 | 60,829 | -38% |
Citroen | 2,337 | 2,543 | -8% | 20,075 | 28,961 | -31% |
Peugeot | 2,122 | 2,745 | -23% | 21,102 | 33,862 | -38% |
Honda | 2,085 | 3,065 | -32% | 20,655 | 25,741 | -20% |
Land Rover | 2,070 | 2,221 | -7% | 21,148 | 21,030 | 1% |
Infiniti | 1,591 | 944 | 69% | 8,983 | 8,677 | 4% |
Lexus | 1,488 | 1,474 | 1% | 19,149 | 15,768 | 21% |
Volvo | 1,457 | 1,601 | -9% | 15,421 | 15,017 | 3% |
FIAT | 1,311 | 874 | 50% | 8,102 | 8,001 | 1% |
VW ком.авт. | 1,189 | 1,735 | -31% | 12,612 | 15,915 | -21% |
Jeep | 1,054 | 769 | 37% | 8,221 | 5,250 | 57% |
Great Wall | 887 | 1,914 | -54% | 15,005 | 19,954 | -25% |
Porsche | 677 | 408 | 66% | 4,707 | 3,790 | 24% |
Brilliance | 305 | - | - | 955 | - | - |
Acura | 287 | - | - | 1,106 | - | - |
Haima | 229 | 75 | 205% | 1,009 | 401 | 152% |
MINI | 212 | 284 | -25% | 1,750 | 2,800 | -38% |
Isuzu | 188 | 17 | 1006% | 766 | 213 | 260% |
Cadillac | 157 | 129 | 22% | 1,324 | 1,513 | -12% |
SEAT | 155 | 154 | 1% | 1,641 | 3,375 | -51% |
Changan | 148 | - | - | 1,144 | - | - |
Jaguar | 123 | 157 | -22% | 1,628 | 1,710 | -5% |
BAW | 66 | 122 | -46% | 1,082 | 1,594 | -32% |
smart | 40 | 18 | 122% | 368 | 193 | 91% |
JAC | 40 | - | - | 424 | - | - |
Chrysler | 23 | 8 | 188% | 130 | 159 | -18% |
Alfa Romeo | 15 | - | - | 96 | - | - |
Luxgen | 5 | 35 | -86% | 86 | 62 | 39% |
ZAZ | 0 | 220 | - | 481 | 3,260 | -85% |
Foton | 0 | 0 | - | 63 | 6 | 950% |
ТагАЗ | n/a | 12 | - | 129 | 371 | -65% |
BYD | 0 | 1 | - | 5 | 106 | -95% |
Vortex | n/a | 0 | - | 0 | 1,005 | - |
FAW | n/a | 472 | - | 2,164 | 4,838 | -55% |
Bogdan | - | 61 | - | 92 | 2,055 | -96% |
Dodge | 0 | 4 | - | 26 | 192 | -86% |
Иж | 0 | 14 | - | 19 | 698 | -97% |
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ
1 | Granta | Lada | 13,405 | 12,923 | 482 | 1 | Granta | Lada | 152,810 | 166,951 | (14,141) |
2 | Solaris | Hyundai | 9,502 | 8,824 | 678 | 2 | Solaris | Hyundai | 114,644 | 113,991 | 653 |
3 | New Rio | KIA | 9,298 | 6,917 | 2,381 | 3 | New Rio | KIA | 93,648 | 89,788 | 3,860 |
4 | Duster | Renault | 6,562 | 7,976 | (1,414) | 4 | Duster | Renault | 76,138 | 83,702 | (7,564) |
5 | Niva | Chevrolet | 6,489 | 6,309 | 180 | 5 | Kalina | Lada | 65,609 | 67,960 | (2,351) |
6 | Polo | VW | 6,430 | 6,649 | (219) | 6 | Largus | Lada | 65,156 | 57,641 | 7,515 |
7 | Logan | Renault | 6,361 | 4,137 | 2,224 | 7 | Logan | Renault | 60,434 | 50,894 | 9,540 |
8 | Kalina | Lada | 6,206 | 8,590 | (2,384) | 8 | Polo | VW | 58,953 | 72,565 | (13,612) |
9 | Priora | Lada | 5,204 | 5,332 | (128) | 9 | Priora | Lada | 47,818 | 57,683 | (9,865) |
10 | on-DO | Datsun | 5,104 | 0 | 5,104 | 10 | Almera | Nissan | 46,225 | 15,704 | 30,521 |
11 | RAV 4 | Toyota | 4,805 | 3,568 | 1,237 | 11 | Niva | Chevrolet | 43,441 | 53,344 | (9,903) |
12 | Largus | Lada | 4,755 | 6,280 | (1,525) | 12 | 4×4 | Lada | 42,932 | 51,693 | (8,761) |
13 | 4×4 | Lada | 4,517 | 2,284 | 2,233 | 13 | RAV 4 | Toyota | 38,919 | 39,885 | (966) |
14 | Qashqai | Nissan | 4,387 | 6,435 | (2,048) | 14 | Sandero | Renault | 36,849 | 43,737 | (6,888) |
15 | Outlander | Mitsubishi | 4,381 | 2,950 | 1,431 | 15 | Octavia A7 | Skoda | 35,292 | 13,663 | 21,629 |
16 | Camry | Toyota | 4,176 | 2,783 | 1,393 | 16 | ix35 | Hyundai | 34,814 | 31,706 | 3,108 |
17 | Almera | Nissan | 4,005 | 3,028 | 977 | 17 | Camry | Toyota | 34,117 | 32,895 | 1,222 |
18 | Focus | Ford | 3,756 | 7,590 | (3,834) | 18 | Qashqai | Nissan | 31,710 | 40,739 | (9,029) |
19 | Jetta | VW | 3,745 | 1,532 | 2,213 | 19 | Sportage | KIA | 30,606 | 33,451 | (2,845) |
20 | ASX | Mitsubishi | 3,727 | 3,451 | 276 | 20 | New Cee’d | KIA | 29,758 | 34,981 | (5,223) |
21 | Sandero | Renault | 3,580 | 3,895 | (315) | 21 | Cruze | Chevrolet | 29,640 | 54,367 | (24,727) |
22 | ix35 | Hyundai | 3,451 | 2,524 | 927 | 22 | Outlander | Mitsubishi | 28,969 | 26,542 | 2,427 |
23 | Sportage | KIA | 3,360 | 3,087 | 273 | 23 | Focus | Ford | 27,860 | 67,142 | (39,282) |
24 | CX-5 | Mazda | 3,281 | 2,196 | 1,085 | 24 | Corolla | Toyota | 27,704 | 30,644 | (2,940) |
25 | Mokka | Opel | 3,121 | 1,260 | 1,861 | 25 | CX-5 | Mazda | 24,953 | 19,725 | 5,228 |