НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

Регистрация в ГИБДД: успеть за один день

14 января 2015 09:33
В декабре продажи автомобилей в России резко возросли. Новых владельцев обрели десятки тысяч машин, но в ГИБДД к этому оказались не готовы. Можно ли теперь пройти все процедуры за один день? Выясняем на собственном опыте

Скачок спроса возник совсем не случайно. В первую очередь, сказалась бешеная валютная «карусель». Многие запаниковали — пока курс рубля ставил антирекорды один за другим, люди собрали заначку и отправились тратить-тратить-тратить... В том числе и на машины. Автомобили в наличии до сих пор расхватываются на «ура». Ведь еще неизвестно, какие цены будут в новом году. Валютные колебания довели до того, что в связи с экономической неопределенностью ряд дилеров просто перестал принимать заказы на новые машины. Для покупателя не проблема — на вторичке тоже много заманчивых предложений. Лишь бы успеть вложить все сбережения, пока рубль окончательно не обесценился.

Еще одна причина покупательского бума — заграничные гости, в основном из Белоруссии и Казахстана. Вот они, превратности судьбы. Еще вчера россияне ездили к белорусским братьям за автомобилями, а сегодня уже все наоборот. Выгодно же!

Разведка при продаже

Все это привело к огромным очередям в ГИБДД, обнажив все проблемы бюрократической махины. В этом я воочию убедился при совершении сделок купли-продажи.

Покупатель на мой старый автомобиль нашелся как раз из числа белорусов. Оформили документы, разобрались с деньгами — на все про все буквально полчаса. Заезжаем в страховую.

— В день в среднем по пять белорусов и по пять казахов. Это только у меня. Еще и своих покупателей полно. Представляю, что творится в ГИБДД, — удивляется страховой агент. Делать 15-дневную страховку на выезд за пределы РФ ему приходится необычно часто.

После оформления полиса продавец может быть свободен. Далее все регистрационные процедуры — проблема исключительно покупателя. Но я все-таки заглянул на разведку в ближайшее отделение ГИБДД, ведь вскоре все то же самое придется проходить самому. Не дойдя до самого здания, натыкаемся на кучу желающих помочь с оформлением за скромное вознаграждение. Просят всего-то пару тысяч рублей. Но — только на завтра, потому что на этот день талонов нет уже с утра.

— Талоны? На сегодня? После обеда? Вы что, смеетесь? — как на сумасшедшего посмотрел на меня «помощник».

Что ж, при покупке я поступлю хитрее. Приеду пораньше.

Очередь в очереди

Не тут-то было. После оформления договора и страхового полиса на новый автомобиль в восемь вечера я заезжаю в одно из двух круглосуточных московских отделений ГИБДД в Строгино в надежде взять талон электронной очереди на ближайшую ночь. Таких хитрецов оказалось много.

— Талонов на ночь нет, — ответил сонный дежурный полицейский.
— А на день когда выдают?
— Выдача в терминалах начинается в 7.55 утра.
— Ага, утром, значит, придется приехать...
— Только в 7.55 их уже не будет. Тут живая очередь за талонами. Приезжайте пораньше на несколько часов.

Вот оно — исключительно российское ноу-хау. Да, пожалуй только у нас в стране можно встать в очередь на очередь.

В отличие от белорусов и казахов, мне торопиться некуда, поэтому решаю взять талон на несколько дней вперед. Но это бесполезное занятие. На каждый последующий день заранее выдается только небольшая квота — 10% дневной нормы талонов. Все остальные появляются непосредственно в день записи в 7.55 утра. Правда, и эти 10% получить невозможно ни на завтра, ни на послезавтра, ни на 10 дней вперед. А именно такой срок отведен на регистрацию купленного транспортного средства.

Один из посредников заметил мои тщетные попытки и тут же предложил помощь в «великом стоянии» за талонами.

— Талон на следующий день взять нельзя. Сами же гаишники их забирают. Борются с нами, с посредниками. Только что они делают с билетиками, непонятно. Но мы можем постоять за вас в очереди за талонами. Некоторые занимают место у терминала еще в 2 ночи, но можно и в 5 утра успеть ухватить запись на этот день.

Ночью люди самоорганизованно ведут на обычной бумажке учет, кто под каким номером подходит к терминалу за талонами. В 7.55 утра на этом листе уже больше двухсот фамилий. То есть никакого смысла записываться нет. На следующее утро будут совсем другие люди и другая бумажка с новыми фамилиями.

Несовременные технологии

Должен же быть какой-то другой способ! Не желая мерзнуть на улице ночью несколько часов или платить тем, кто будет мерзнуть за меня, я обратился к электронному правительству. Все-таки 21-й век на дворе. «Госуслуги» позволяют по Интернету заранее записаться на регистрацию и заполнить заявление. Только почему-то в другом порядке. Нельзя сразу посмотреть, на какое время и где есть свободные места. Надо сначала все оформить, вбив все данные о себе и автомобиле. Потратив около 15 минут, я добрался до «окошка» с выбором подразделения. Выяснилось, что ближайшая запись хоть в какое-нибудь из десятков отделений ГИБДД в Москве аж на три дня вперед. Тогда идем по Подмосковью: Красногорск, Одинцово, Химки, Дмитров... Все забито до отказа, а кое-где ситуация даже хуже, чем в столице. Выяснить сразу, в каком ближайшем месте на конкретный день есть запись, невозможно. Надо искать счастья методом тыка, буквально проводя пальцем по карте региона. И мой получасовой поиск все же увенчался успехом. Сработало! Есть запись в Лобне на следующий день. Так что запасайтесь терпением и осваивайте госуслуги. Хотя алгоритм электронной записи мог бы быть куда удобнее, все же можно избавить себя от лишнего стресса.

В Лобне же, оказалось, все работают по старинке, как и во многих других подразделениях Подмосковья. Без талонов и терминалов. Увидев толпу людей у окошка, как в старые добрые времена, я почувствовал неладное.

— Госуслуги? По Интернету? — недоверчиво посмотрел на меня дежурный консультант. — Ну, попробуйте подойти к ближайшему окошку. Объясните остальным, что вы записывались...

К счастью, люди оказались понятливые, и отстаивать свое законное место с боем не пришлось. Протягиваю распечатанное заявление в окошко.

— Нет, у нас свои бланки. Сейчас заполним все по новой, — объяснила девушка, принимая от меня пакет документов.

Я хотел сократить работникам ГИБДД время, но у них свои бюрократические принципы. А тем временем очередь увеличивается.

После заполнения заявления идет осмотр автомобиля. Инспектор всего один, так что в очереди из десяти машин пришлось простоять целый час. Тут же выяснилось, что я зря скручивал номера, хотя предварительно уточнил этот вопрос у дежурного полицейского. Но другой инспектор рассудил иначе. Отсутствие единой методики работы даже внутри одного подразделения ГИБДД, не говоря уже о разных, огорчает.

Наконец, последняя стадия. Ожидание новых документов. Это еще полтора часа. Выяснилось, что наряду с местными жителями здесь и гостей хватает.

— Приехала сюда специально в надежде на маленькие очереди, — объяснила одна владелица нового автомобиля. — И оказалась права. На эту мысль натолкнул сосед — он вообще отправился регистрировать машину к родственникам в Тверскую область. И родню навестил, и машину спокойно на учет поставил, без нервотрепки. Никаких бессонных ночей на морозе.

Хороший совет для тех, кто собрался штурмовать московское отделение ГИБДД. Может, и не надо штурмовать? Когда можно без боя «оккупировать» подразделение где-нибудь подальше.

Наконец, инспекторы начали выдавать документы для очередной порции автовладельцев, среди которых оказался и я. В итоге на всю процедуру у меня ушло 3 часа 45 минут. Памятуя о московских ночных очередях, это время кажется каким-то сумасшедшим. Хотя на самом деле и этого много. У регистрационных подразделений ГИБДД есть регламент, но составлен он довольно хитро. На процедуру постановки на учет гаишникам отводится всего один (!) час. Вот только отсчет времени идет не с той минуты, как счастливый обладатель нового авто перешагнул порог, а с момента подачи заявления. И уже мало кого волнует, что автомобилисту придется попотеть, чтобы добраться до заветного окошка. Более того, один час — это рекомендация. Должны, но не обязаны? На законодательном уровне норматив не прописан, и ответственности, разумеется, тоже никакой.

Нынешняя ситуация с повышенным спросом на автомобили в очередной раз напомнила, что у ГИБДД есть еще огромное поле для оптимизации процедур. Нигде нет хотя бы единой схемы работы. В одном месте нет талонов и не знают о госуслугах, в другом все операции проходят по электронному табло. Одни работают даже по воскресеньям, другие — нет. Где-то возятся с документами до восьми вечера, а где-то в шесть закрывают лавочку. Необходимо также четко прописать вплоть до каждой детали всю процедуру. Ситуация со снятием номеров это наглядно показала.

Наконец, бумажную волокиту давно пора сокращать. В ряде развитых стран, например, в Великобритании и Франции, после покупки машины документы можно отправить по почте или другим удобным способом и потом получить по мере готовности номера. Может, и у нас когда-нибудь регистрация машины перестанет быть обузой для автовладельца.

Алексей Голиковский
Фото: Ольга Харитонова