Зима окончательно вступила в свои права — среднесуточная температура воздуха стала отрицательной, выпал снег, а на дорогах частенько образуется гололедица. И водителям это не сулит ничего, кроме неприятностей — справиться с автомобилем в сложных условиях становится труднее, поэтому риск стать участником ДТП возрастает. Чаще всего «зимние» аварии становятся следствием недостатка опыта, неправильной оценки дорожной обстановки и необходимости адаптировать стиль вождения после лета. Рассмотрим типичные примеры.
Пожалуй, самое распространённое ДТП в городских условиях на скользкой дороге — это наезд сзади. Впереди останавливается машина, зажигаются стоп-сигналы, водитель жмёт на тормоз, но замедление недостаточно интенсивно, и под «стрёкот» ABS или с заблокированными колёсами (при отсутствии системы) автомобиль «финиширует» в заднем бампере. А если вместо бампера будет человек, переходящий дорогу по пешеходному переходу? Причина, даже если водитель среагировал вовремя, — в несоблюдении дистанции и необходимости адаптации к зиме. Не каждый может быстро перестроить свои привычки, а тормозной путь на скользких покрытиях увеличивается многократно.
Что делать? Держать максимальную дистанцию в городе всё равно не получится, так как в образовавшихся «дырах» тут же окажутся соседи по потоку. Но увеличивать её необходимо, даже когда на дороге нет ни снега, ни льда — большинство зимних шин уступает летним в характеристиках на асфальте. Да, этого может не хватить для полной остановки при экстренном торможении, но у вас будет пространство для манёвра — при работе ABS (или применении прерывистого торможения на машинах без ABS) автомобиль сохранит управляемость, а сниженная скорость уменьшит последствия столкновения. Впрочем, как демонстрирует этот старый известный видеоролик (внизу), стать виновником ДТП можно буквально на ровном месте, превысив скорость на обледеневшей улице.
Много глупых аварий случается в дни первых снегопадов — есть люди, которые до последнего тянут с «переобувкой» автомобиля в зимние шины, не желая ездить на них по асфальту или игнорируя прогнозы синоптиков. Каждый год снег выпадает «внезапно», как будто мы живём в Африке! И иногда дело не заканчивается банальным наездом сзади в городской толчее. Бывает, что такие «экономы» становятся героями видеороликов, когда не только не могут въехать в обледенелый подъём, а ещё и начинают с него соскальзывать, врезаясь в другие машины.
Понимаем, шины — продукт недешёвый. Но ремонт автомобиля обойдётся дороже. А если пострадают люди? К тому же, можно минимизировать износ зимних шин и потерю шипов при езде по асфальту одной лишь адаптацией стиля вождения к изменившимся условиям — нужно не допускать резких разгонов с пробуксовкой и не пытаться проходить повороты на грани.
Со стилем вождения связан и ещё один типичный сценарий зимнего ДТП — занос и потеря управляемости при резком объезде препятствия или перестроении. На снегу или льду машина гораздо менее устойчива, чем на асфальте, о чём, видимо, многие забывают — на этом видеоролике водитель «десятки» решил обогнать «тихоходов» лихим манёвром, но не справился с управлением, возник ритмический занос, и автомобиль развернуло. К счастью, в этом эпизоде никто не пострадал, но часто такие выкрутасы приводят к трагическим последствиям, когда машины выносит на встречную полосу.
Повезло и водителю на Шкоде Октавии, который чудом избежал тяжелейшего столкновения. Как этого не допустить? В первую очередь нужно избегать резких движений рулём, особенно при торможениях. Но если это всё-таки пришлось сделать и начал развиваться занос, то нужно как можно быстрее стабилизировать автомобиль, выкрутив руль в сторону заноса. И не забыть вернуть его в центральное положение, как только «нос» машины снова окажется в нужном направлении.
Колея и снег между ними. Знакомая ситуация? Ещё бы — это типичная зимняя картина на российских дорогах. При обгонах или перестроениях приходится выезжать из колеи, протектор может забиться снегом, перестав отводить его из пятна контакта. Особенно это актуально для изношенных шин. В итоге колёса теряют сцепление с покрытием, а автомобиль становится плохо управляемым — все то же самое, что и при аквапланировании! Ошибки водителя — паническое нажатие на педаль тормоза или неаккуратные действия рулём — только усугубляют ситуацию. Итог предсказуем — либо разворот, либо вылет в кювет или на встречную полосу.
А если покрытие полностью заснеженное, да ещё и в повороте, то неверно выбранный скоростной режим также приводит к проблемам, что наглядно демонстрирует в этом ролике экипаж ДПС. Аналогичная ситуация и при торможении на разнородном покрытии — Peugeot 307 (видео внизу) повело в сторону более цепкого асфальта, а водитель оказался не готов к этому и не попытался приотпустить педаль тормоза или компенсировать начинающийся занос рулём. Особенно это актуально для автомобилей без АБС.
Может стать причиной ДТП и снег, который лежит на обочине — если зацепить сугроб колёсами одной стороны автомобиля, то его также начнёт заносить. Отдельного упоминания заслуживают и чередующиеся специальные полосы для обгона. Они встречаются, например, на трассе М-10 (Москва — Санкт-Петербург). В сильные снегопады их заваливает целиком, поэтому становится непросто обогнать даже грузовик — колёса проваливаются в рыхлый снег, протектор забивается, и на машине с приводом на одну ось нелегко разогнаться даже на хороших шинах. Это стоит учесть при расчёте дистанции для обгона — длины полосы может и не хватить!
А в крупных городах водителей подстерегает и ещё одна напасть — химические реагенты, которыми поливают улицы для борьбы с гололедицей. В большинстве случаев они действительно помогают избавиться от льда на дорогах, но при определённых обстоятельствах (как правило, на промёрзших и хорошо продуваемых эстакадах) эта смесь делает покрытие... более скользким! И в результате это приводит к массовым ДТП — водители, привыкшие ездить по асфальту, не ожидают резкой смены условий. Визуально распознать подобные участки практически невозможно, поэтому нужно «прощупывать» покрытие коротким нажатием педали тормоза при въезде на мосты. Застрекотала ABS? Тут же сбавляем скорость! Индикатором может быть и заморгавшая лампа «трекшн-контроля» или системы стабилизации (если они имеются) — она срабатывает при пробуксовке колёс.
Есть от реагентов и ещё одна беда — грязь! Столичные власти настолько щедро заливают этим «коктейлем» улицы, что машины моментально покрываются характерной плёнкой. Мокрый асфальт сам по себе поглощает свет фар, но они ещё и пачкаются — да так, что никакой омыватель не помогает. А на многих автомобилях сильно загрязняются боковые стёкла и зеркала, что значительно ухудшает обзорность — именно поэтому мы рассказываем об этих особенностях в наших длительных тестах.
Высохшая грязь плохо сочетается с тонировочной плёнкой — после отмены снятия регистрационных знаков с 15 ноября спрос на эту услугу вырос. Красоты и престижа машине это вряд ли добавит, зато абсолютно точно появятся проблемы в тёмное время суток. Стоит ли рисковать столкновением по такой глупой причине? Будьте внимательны и при движении за автомобилем с тонированными фонарями (хватает и таких оригиналов) — в слякотную погоду они пачкаются, потом грязь высыхает и стоп-сигналы или «поворотники» сложнее заметить.
Так что зимой в крупных городах лучше иметь с собой пару запасных канистр «незамерзайки», а также достаточный запас воды и тряпок для протирки фар, зеркал и боковых стёкол. Лучше поменять заранее и щётки стеклоочистителя — старые «дворники» будут лишь размазывать грязь, а зимой, в основном, приходится ездить в тёмное время суток, когда сильнее устают глаза и тяжелее сохранять концентрацию. Недавно мы писали об особенностях вождения ночью — о том, как ездить в темноте, читайте в статье Юрия Урюкова «Ночной полёт: разбор аварийных ситуаций».
Главный вывод напрашивается из «ночной» статьи — зимой также нужно быть предельно внимательными, условия меняются очень быстро и неожиданно. Снижайте скорость, увеличивайте дистанцию, избегайте резких движений и держите стёкла и зеркала в чистоте — вот основные правила безопасного вождения в зимнее время года. Это поможет избежать критических ситуаций. А научиться выходить из них можно в школах повышения водительского мастерства — в подходящих условиях вы узнаете, как себя ведёт на скользких покрытиях ваш автомобиль. Куда обратиться? Скоро расскажем!
Вадим Гагарин