НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Техосмотр в России: от мифа к реальности

20 октября 2014 10:01
Три года прошло с момента реформы системы техосмотра, но контроль за техническим состоянием автомобилей не стал лучше. Что упустили власти и как теперь ситуацию исправить?

В 2011 году техосмотр отдали на откуп частным организациям, которых взял под контроль Российский союз автостраховщиков (РСА). На смену талону пришла диагностическая карта, а своеобразным «знаком качества» транспортного средства с тех пор стал полис ОСАГО. Его перестали оформлять на автомобиль, который не прошёл техническую проверку. Казалось бы, эти изменения должны были решить многочисленные проблемы техосмотра. Отчасти сработало — мы больше не слышим жалобы на длинные очереди и коррупцию гаишников, у которых была монополия на эту обязательную процедуру. Но... Купить диагностическую карту, даже не показывая автомобиль, стало проще простого. Как следствие, многие вообще перестали проходить проверку. По стране развелись мифические пункты техосмотра, которые к реальной безопасности не имеют никакого отношения.

Тревожный звонок уже прозвенел. По статистике ГИБДД, за первые восемь месяцев 2014 года количество аварий из-за технически неисправных автомобилей на дорогах страны увеличилось на 38% по сравнению с прошлым годом.

Человеческий фактор

Раз техосмотр плохо работает, может, его и вовсе отменить? Но нет, сделать это мешает международное венское соглашение, которое подписала Россия. Значит, надо пытаться реанимировать систему. В РСА признают, что проблема продажи заполненных диагностических карт сразу вместе с полисами существует. И чтобы это прекратить, отмечают в союзе, от мошеннических схем должны отказаться сами автовладельцы. Смысл таков: нет желающих «пройти» техосмотр за дополнительную плату — нет и проблемы.

«Во-первых, необходимо максимально исключить человеческий фактор при проведении технического диагностирования. Во-вторых, и это, пожалуй, имеет первостепенное значение — изменить само отношение владельцев транспортных средств к техническому осмотру. Процедура не должна сводиться к тому, чтобы „отдать деньги“ и получить взамен некий документ (неважно — карту, талон) или запись в информационной системе. Основная задача техосмотра — гарантировать безопасность транспортного средства на дороге. Водитель должен быть сам заинтересован в том, чтобы его автомобиль честно прошёл проверку и был полностью исправен. Необходимо усилить пропаганду безопасности дорожного движения, повысить социальную ответственность владельца машины. Каждый водитель должен очень чётко понимать, что именно он, как владелец средства повышенной опасности, несёт ответственность за жизнь и здоровье своих пассажиров, а также других участников движения. И только проведение честной и объективной диагностики технического состояния автомобиля может дать гарантию его исправности», — заявил «Авто Mail.Ru» начальник управления по организации технического осмотра и аккредитации РСА Игорь Климаков.

Генеральный директор союза организаций технических экспертов «ТехЭксперт» Сергей Зайцев также считает, что человеческий фактор играет важнейшую роль: «Ещё до реформы мы проводили исследование, которое показало, что всего 17-20% водителей осознают необходимость техосмотра. И что мы получили теперь? Фактически те самые 17-20% и проходят проверку».

Требования и штрафы

Да, многие автомобилисты действительно не понимают всю степень ответственности за безопасность — спору нет. Но это глубокий вопрос развития общества, который вмиг не изменит ни одна организация. Профильным же ведомствам надо решать проблему по мере своих возможностей и избавляться от «бумажных» пунктов техосмотра, торгующих диагностическими картами из любого подвала. И такой законопроект, подготовленный Минэкономразвития, сейчас направлен в правительство. Игорь Климаков рассказал нам о сути предлагаемых поправок:

«Речь идёт об изменении подхода к аттестации оператора ТО. Например, пункт о „наличии оборудования“ нужно расширить и установить чёткие требования к производственно-технической базе. Это и само здание пункта техосмотра, и прилегающая территория, и методы диагностирования, и оборудование. Оно должно отвечать различным требованиям, в том числе санитарно-эпидемиологическим. Учтены и специальные требования к передвижным диагностическим линиям и условиям их использования.

Кроме того, важно решить некоторые проблемы контроля деятельности операторов, полномочия по которому принадлежат РСА. Сейчас, например, в случае аннулирования аттестата аккредитации, в том числе за нарушения, оператор уже на следующий день может подать заявление на получение нового, а РСА обязан будет рассмотреть его и при отсутствии оснований для отказа выдать аттестат. Поэтому, на наш взгляд, надо предусмотреть очень жёсткие санкции — вплоть до „запрета на профессию“. Ведь речь идёт о безопасности, операторы должны в полной мере осознавать свою ответственность».

Слово «ответственность» вообще ключевое в разговоре о поправках системы техосмотра. И кое-что уже сделано. Совсем недавно, 16 сентября 2014 года, Госдума приняла закон, который вводит штраф от 100 до 300 тысяч рублей для пунктов ТО за различные нарушения. Например, выдачу диагностической карты неисправному автомобилю. Составлять протоколы уполномочены органы внутренних дел, а рассматривать дела будут суды. «Что важно, субъектами правонарушений являются не только операторы техосмотра, а любые лица, которые выдали такие диагностические карты или передали соответствующие сведения в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО)», — добавил Климаков.

Сергей Зайцев также считает, что требования к производственной базе и самим экспертам необходимо повышать, и поддерживает введение штрафов. «При этом надо застраховать ответственность операторов. Я хорошо представляю, что у коллег при осмотре 20-30 машин за день могут случаться ошибки. А если придётся проверять 100 автомобилей в день?..», — отмечает гендиректор «Техэксперта».

Помехи для бизнеса

Недостаточно убрать с рынка мошенников. Надо ещё помочь реальным станциям техосмотра, которые хотят работать, но — не могут! Нет подходящих условий. Дело в том, что вести нормальный бизнес в нынешних реалиях крайне сложно, а в некоторых регионах — и вовсе невозможно. Мешает установленная местными властями неоправданно низкая максимальная цена услуги.

«По нашим расчётам экономически обоснованная стоимость техосмотра в среднем по стране должна быть около 1500-1800 рублей. Установленная на сегодня в ряде регионов максимальная стоимость, не превышающая 300 рублей, не позволяет операторам техосмотра работать в рыночных условиях. Это в свою очередь также способствует стремлению снижать издержки, вплоть до выдачи диагностических карт без проведения технического диагностирования», — поделился мнением Игорь Климаков.

Сергей Зайцев приводит немного другие цифры, но суть остаётся та же. При нынешних ценах операторы техосмотра, по сути, работают себе в убыток: «Себестоимость услуги с учётом производственной базы составляет 750 рублей. Если взять рентабельность на уровне 20%, то в среднем техосмотр должен стоить 950 рублей. Это в регионах, а в Санкт-Петербурге — 1200 рублей, в Москве — 1500 рублей. У нас же сейчас чудеса в решете. Например, в Орловской области за техосмотр отдают всего 200 рублей. Вот такое там отношение к безопасности на дорогах. У пунктов ТО два выхода: либо воровать, либо не работать».

Пока власти не пересмотрят тарифы на техосмотр и ценообразование в отрасли в целом, любые другие изменения не сделают этот бизнес абсолютно прозрачным и честным. Даже при всём желании самих операторов.

В ответе за техосмотр

Помимо бесспорных поправок вроде повышения требований, введения штрафов и изменения тарифной политики, есть и спорные моменты. Например, вопрос ответственного за техосмотр органа. В РСА не видят необходимости что-то менять в распределении обязанностей.

«Система, которая выстроена на сегодняшний день, удобна для водителей — нет очередей, водителям не нужно тратить лишнее время на пунктах ТО. Действующее распределение ответственности между участниками позволяет регулировать каждый аспект и оперативно реагировать на различные проблемы, которые выявляются в ходе работы», — считает Игорь Климаков.

В свою очередь, Сергей Зайцев предлагает передать функции по контролю за техосмотром профессиональному сообществу: «Отрасль должна работать по принципу саморегулирования при надзоре со стороны компетентных органов государственной власти — ГИБДД и Ространснадзора, так как страховщики не заинтересованы в повышении безопасности». По мнению гендиректора «Техэксперта», участники рынка сами смогут навести порядок в отрасли и избавиться от нечестивых операторов.

Возможно, к этому вопросу власти ещё вернутся, если более очевидные поправки в области техосмотра не дадут должного эффекта. Но пока глобально к самой системе вопросов нет. И в первую очередь — у самих автовладельцев, которых, как показывают различные опросы, привязка техосмотра к ОСАГО устраивает.

Но в любом случае, кто бы ни контролировал техосмотр, ответственным за него является сам автовладелец. Когда подойдёт срок очередной технической проверки автомобиля, каждому стоит подумать — а надо ли покупать липовую безопасность?

Алексей Голиковский