НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Ралли «Авто-Ас Псков» - круговорот Polo седана в природе

16 сентября 2014 10:01
Предпоследний в сезоне-2014 этап моносерии Volkswagen POLO CUP прошёл на самых быстрых раллийных дорогах России

Принято считать, что в нашей огромной стране пригодных для серьёзных ралли трасс практически нет. Маршруты асфальтовых этапов по большей части пылятся в архивах, да и грунтовые гонки из года в год одни и те же — спортсмены со стажем их вызубрили вплоть до мельчайших подробностей.

Источник: Юрий Урюков

Лишь изредка на карте вспыхивают отдельные звёздочки, вроде нового южного ралли «Тамань», на базе которого, кстати, в октябре будет проводиться весьма статусное мероприятие — финал Кубка России... Маленькое чудо? Скорее, исключение из правил. Объездив полстраны в рамках дебютного сезона Volkswagen POLO CUP, я теперь точно уверен — захватывающих дорог у нас полно. Увы, не хватает «пробивных» организаторов, для которых важны не только деньги спортсменов, но также интересы зрителей или спонсоров.

Кстати, сам монокубок в этом плане тоже весьма показателен. Фактически, основатель «Академии Ралли» (напомним, что так называется компания-промоутер раллийной серии) Михаил Лепехов силами своей команды смог создать уверенно стоящее на ногах спортивное предприятие. Теперь в этом уже нет сомнений — какой этап не возьми, в Volkswagen POLO CUP всегда хватало и быстрых гонщиков, и острой борьбы, и интриги. Да и календарь оказался весьма разнообразным. Например, все думали, что провести ралли в тесной Москве уже невозможно, а в апреле «боевые» Polo лихо промчали по велодороге в Крылатском в рамках Rally Masters Show. Кстати, может быть именно с него начнётся возрождение асфальтовых трасс в России? Ведь организатор «Тамани» и RMS, сам в прошлом раллист Тимур Кафаров уже доказал, что может делать качественные гонки буквально из ничего.

Основатель Volkswagen POLO CUP Михаил Лепехов (на левом фото в центре) доволен. Ему удалось не только создать самую успешную в России раллийную моносерию, но и довести до финиша на высоком 6-м месте уникальный 300-сильный Volkswagen Polo 4×4
Источник: Юрий Урюков

Иными словами, в отечественном ралли и один в поле воин. Была бы сильная энергичная личность, а решение проблем найдётся. Во всяком случае на такие философские размышления меня натолкнул третий «гоночный» визит на Псковскую землю. Сперва я думал, что образцовый порядок, огромное количество участников, радостные гостеприимные зрители и какая-то особая, праздничная атмосфера — плод исключительно моих восторженных эмоций. Ведь в прошлом году именно здесь мы со штурманом Леной Кузнецовой впервые стартовали вместе — ралли «Голубые озера» стало для экипажа дебютом. А такое не забывается.

Но нет: и минувшей весной на абсолютно новой гонке «Пушкинские горы» и сейчас, когда мы приехали на предпоследний в сезоне этап Volkswagen POLO CUP — ралли «Авто-Ас Псков» — всё было на пять баллов. А ведь если вдуматься, у руководителя местной автоспортивной федерации Олега Мыслевича не так много козырей на руках. Дороги на Псковщине ровные, но довольно однообразные: с большим количеством прямиков и не сказать, чтобы сильно пересечённым рельефом. Но организаторы придумали свою фишку — раз ты считаешь себя крутым и бесстрашным гонщиком, попробуй бросить вызов и доказать свою смелость на самых быстрых дорогах России! Даже специальный трофей подготовили и назвали его именем Александра Невского. Разыгрывается он по итогам исключительно псковских гонок.

После долгого перерыва на раллийные трассы вернулся Volkswagen Polo седан, с которым мы начинали нынешний сезон
Источник: Юрий Урюков

Кстати, насчёт борьбы со страхом — это чистая правда. Полноприводные машины легко разгоняются здесь до 200 км/ч, а средняя скорость лидеров колеблется у отметки «130»! Было бы ещё больше, но часть прямиков ради безопасности разбили на секторы узкими ретардерами, в которых приходится серьёзно сбрасывать скорость. Ведь всё это действо происходит на фоне закрытых поворотов и безмятежного тихого леса...

Ещё один завлекающий фактор — уважительное отношение к зрителям. Нет возможности или желания выехать на спецучастки? Пожалуйста, на «Авто-Ас Псков» к твоим услугам автоспортивный праздник у стен Кремля. Здесь «боевые» машины ожидают старта; торжественно проезжают через арку под комментарии ведущего, который обязательно скажет пару тёплых слов даже про новичков; и сюда же, если повезёт, возвращаются на финиш. В рамках Volkswagen POLO CUP таким антуражем могли похвастать разве что ралли «Выборг» и отчасти «Ростов Великий». А раз есть аудитория, то подтягиваются и спонсоры...

Поначалу седанчик удивил нас нестабильным и хилым торможением. Как оказалось, из командировки в «кольцо» он пришёл с гражданскими задними колодками. Во время сервиса их заменили, и машина стала замедляться как надо
Источник: Юрий Урюков

Правда, некоторые спортсмены поворчали насчёт утомительных перегонов, поскольку ехать до спецучастков пришлось почти до самой эстонской границы. Но, во-первых, эти 60 км ничто по сравнению с марафонскими дистанциями, к примеру, на карельских «Белых ночах», а во-вторых эти допы стоили того, чтобы их ждать.

Особенно самый первый спецучасток «Железово», не совсем типичный для псковских гонок. Техничный, поворот на повороте, да ещё с постоянными перегибами дорожного полотна. Так что выкладываться пришлось без разминки. И это несколько тревожило. Дело в том, что после длительного странствия по кольцевым трассам к нам вернулся тот самый седан Volkswagen Polo, который подарил экипажу «Авто Mail.Ru» немало тревожных моментов на «Пушкинских горах» и привёз нас к четвёртому месту на ралли «Тамань».

Доработанная коробка с короткой главной парой и более плотным рядом 3-й,4-й и 5-й передач показала себя с лучшей стороны. Отработала всю гонку без замечаний и позволяла полностью использовать потенциал мотора
Источник: Юрий Урюков

Старый знакомый встретил не очень приветливо. Снова заклинило стекло со штурманской стороны, снова в «боевом» режиме стала моргать аварийная лампочка перегрева двигателя, заставляя периодически включать печку, опять не работали одометр и спидометр... Но на эти мелочи мы уже спокойно закрывали глаза — успели привыкнуть за те два этапа. К тому же по езде это стал совершенно другой автомобиль! За время «командировки» в кольцо наш седанчик обзавёлся доработанной системой впуска, новой программой управления мотором, а самое главное — коробкой передач с ещё более короткой главной парой и сближенным рядом 3-й, 4-й и 5-й ступеней. Исчезли провалы по оборотам при переключениях, двигатель стал легче выкручиваться и если на «Пушкинских горах» мы толком не могли ехать даже на четвертой передаче из-за дефицита тяги, то на этой гонке регулярно использовали и пятую! При этом Polo ещё умудрялся разгоняться — его кольцевой мотор легко выкручивался до 8 000 оборотов! Ураган, а не машина...

Кольцевые настройки мотора и доработанный впуск позволили ему раскручиваться до 8000 оборотов, что было очень кстати на длинных прямиках
Источник: Юрий Урюков

Сдерживало нас другое. Первый же крутой поворот после старта, жёсткое торможение и я вдруг понимаю, что замедляется автомобиль как-то странно и неуверенно. Даже Лена, которая в тот момент читала стенограмму и не смотрела на дорогу, почувствовала неладное. Может я за несколько гонок на хэтчбеке отвык от тормозного привода с усилителем? Перед следующим виражом стараюсь аккуратнее работать педалью, но снова ускользаю наружу поворота. Похоже, плохо работают механизмы на задней оси. Наверное, колодки ещё не прогрелись. Закручиваю ручку регулятора до упора и даю на вторую ось максимальное давление. Но чем дальше мы ехали, тем сильнее схватывали передние колёса и слабее задние... Пытаюсь экспериментировать, гасить скорость скольжениями, однако в итоге мы чуть не вылетаем с трассы — до канавы остались считанные сантиметры. Нет, так дело точно не пойдёт...

В общем, промучились ещё и следующий спецучасток, пока на коротком перерыве между допами штурман дружественного экипажа Василий Прутковский (а по совместительству также опытный менеджер гоночной команды) не обратил внимание на тормозные колодки. На передней оси у нас стояли гоночные Ferodo Racing, которые с ростом температуры только наращивали эффективность, а на задней — гражданские Ate, с перегревом потерявшие последнюю «хватку»...

Из-за массивного кузова седан не так легко как хэтчбек ныряет в повороты, зато в скольжениях четырёхдверку контролировать проще
Источник: Юрий Урюков

Но разве это повод отказываться от борьбы? Так только интереснее! Опять же по совету Василия начинаю активнее использовать вместо торможения левой ногой более мощный гидравлический ручник. По ощущениям стало получаться быстрее, хотя поначалу было страшновато прижимать рычаг при входе в ходовые виражи (по нашей градации в стенограмме это была третья категория поворотов). Да и потерянных секунд уже не вернуть — соперники ушли вперёд, а мы смогли закрепиться только на седьмом месте.

На сервисе проблемные колодки выкидывают на помойку, ставят нормальные спортивные, и Polo Sedan преображается! Вот теперь к машине точно никаких претензий. На второй секции начинаем наращивать темп и понемногу ликвидировать отрыв. Кстати, здесь опять хочется сказать пару тёплых слов в адрес организаторов. Они не пошли по простому пути и на втором прохождении оставили неизменным только тот самый первый доп «Железово» (кстати, на нём мы выиграли у самих себя целую пропасть — 20 секунд), а вот два других постарались хоть чуть-чуть изменить, чтобы участникам было интереснее.

Источник: Юрий Урюков

Увы, в итоге достать соперников нам так и не удалось. Получилось подняться на шестую позицию в монокубке лишь за счёт схода с трассы экипажа Мельников/Скрипка. И это странно, поскольку по ощущениям ехали мы довольно бодро. Да и Polo Sedan отработал как часы. Разве что пыль от идущего впереди более медленного экипажа всё время мешала... Впрочем, подробный разбор этапа и причин дефицита скорости у нас ещё впереди. Но в очередной раз посоветовавшись с нашим опытным наставником Сергеем Волковым, принимаем версию, что наделали ошибок в стенограмме и потому не смогли разогнаться в полную силу. Сказывается отсутствие регулярных тренировок... Значит, будем над этим работать. Ведь впереди — финал!

Кстати, в зачёте Volkswagen POLO CUP ещё ничего не решено. Напомним, перед «Авто-Ас Псков» лидерство в моносерии захватил Аркадий Богомолов. Но ему пришлось выйти из борьбы уже после первого допа — на его машине оторвалась задняя левая ступица и Polo потерял колесо. А прикрутить запаску уже было просто не к чему. Осечкой Аркадия грамотно воспользовался Алексей Игнатов, который наконец преодолел череду неудач и финишировал на втором месте, вернув себе первую позицию в монокубке. Ради этой стратегической задачи быстрый челябинский гонщик даже наступил на горло собственному самолюбию и не стал гоняться с человеком, который на скромном Polo поднялся на восьмое место в абсолюте! Этим героем стал Алексей Лукьянюк, который заменил в водительском кресле слегка травмированного Вадима Лелюха. Отмечу, что на переднеприводной машине Лукьянюк не выступал довольно давно — сейчас звезда российского ралли громит соперников в Прибалтике на N-групповом Mitsubishi Lancer Evolution.

Ралли «Авто-АС Псков» в зачёте Volkswagen POLO CUP что называется в одни ворота выиграл Алексей Лукьянюк. Но в борьбе за первенство по итогам сезона он не участвует. За один этап до финиша математические шансы на победу имеют Алексей Игнатов, Аркадий Богомолов и Вадим Лелюх
Источник: Юрий Урюков

Но в любом случае в борьбе за гражданский Volkswagen Polo Sedan, который вручается победителю моносерии, Лукьянюк не участвует — заработанные им очки пошли в копилку Вадима Лелюха, поскольку именно он был заявлен как первый пилот экипажа. Так что развязки придётся подождать до середины октября, когда стартует финал сезона — ралли «Тмутаракань». Математические шансы стать королём Volkswagen POLO CUP сохраняют три быстрых спортсмена — Алексей Игнатов, Аркадий Богомолов и Вадим Лелюх. И что-то мне подсказывает, нас ждёт на трассе настоящее рубилово. Пленных точно брать не будут.

Юрий Урюков
Фото «Академии Ралли»

Хотите узнать мнение друзей? Поделитесь с ними статьёй в соцсетях — просто жмите на кнопки внизу!