НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

В гости к Деду Морозу — путешествие на снегоходах «Русская механика»

14 марта 2014 07:18
Если взрослому дядьке сказать, что его ждет путешествие в гости к Деду Морозу в Великий Устюг в феврале, скорее всего, это не вызовет у него энтузиазма.Но если этому же дядьке предложить поехать туда на снегоходе, реакция будет совсем иной

Время: февраль 2014 г.
Маршрут: Рыбинск — Великий Устюг
Дней в пути: 4
Расстояние: 724 км
Техника: Тайга Варяг 500
Тайга Барс 850
Тайга Атака 551

Если взрослому дядьке сказать, что его ждет путешествие в резиденцию Дедушки Мороза в Великий Устюг в феврале месяце, скорее всего, это не вызовет у него особого энтузиазма. Знаете ли, возраст не тот. Но если этому же дядьке предложить поехать в вотчину хозяина зимы идеологически-верным способом — на снегоходе, то восторгу его не будет предела!

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Не хочется в сотый раз за эту зиму жаловаться на отсутствие снега и дефицит покатушек, тем не менее, возможность прохватить несколько сотен километров по северным областям центрального региона казалась нам перед стартом действительно подарком судьбы.

Стоит особо отметить и тот немаловажный факт, что на подобные авантюры до сего момента не решался ни один производитель или дистрибьютор снегоходной техники на территории России. Обычно тесты даже именитых и дорогих брендов проходят в день-два, и пробег на них не превышает сотни-полутора километров, основная масса которых «накатывается» вокруг фотографа. Полноценный же пробег-путешествие на почти тысячу верст ранее отечественным журналистам не предлагал никто.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

С одной стороны, такая нешуточная смелость и отвага производителя, да к тому же отечественного, выглядит несколько самонадеянно и даже претенциозно. Особенно, учитывая крепость мифа о ненадежности отечественной техники. С другой стороны, именно «Русская Механика» имеет наиболее богатый опыт в дальних походах на своих снегоходах. Можно даже сказать, специализируется на них. Из Рыбинска, где расположена фирма, не раз снаряжались экспедиции в Воркуту и Салехард, совершались экспедиции «Енисейск — Норильск», «Усть-Кут — Тикси», «Мурманск — Чукотка»... Словом, именно «Русская Механика» крепко держит пальму первенства по дальнобойным пробегам. Никаким финнам, канадцам и американцам даже в голову бы не пришло ехать, например, с Аляски в Виннипег или даже из Хельсинки в Мурманск... А ребятам из Рыбинска только волю дай — тут же уедут на своих «Барсах», «Патрулях» и «Варягах» к черту на рога. Словом, обладая бесценным опытом действительно дальних походов, было бы глупо им не воспользоваться.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

По меркам «РМ», переход Рыбинск — Великий Устюг — это лайтовая прогулка. Для нас же этот поход выглядел, как серьезное испытание техники, да и нас самих. Четыре дня в седле, да не на топовом BRP c подогревами всего, чего можно, и мощным четырехтактным мотором, а на «чахлых» двухтактниках, объемом от 500 кубов... Не буду лукавить, были в пелетоне и несколько флагманских аппаратов марки — «Тайга Барс 850» с движками Weber.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Я, как уже упоминал, решил отправиться в путь на нашем тестовом «Тайга Варяг 500» — самом простом и дешевом снегоходе марки. Собственно, свои впечатления от «дальняка» на «пятисотке», о ее пригодности и удобстве в дальней дороге мы уже писали.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Старт колонне был дан с территории завода «РМ» на окраине Рыбинска. Интересное началось почти сразу же. Нам предстояло пройти около15 км по льду Рыбинского водохранилища. Огромные ледяные пространства позволяют ветру разгоняться до вполне серьезных скоростей, а дефицит снега в этом году привел к тому, что лед местами был абсолютно чистым. Там же, где снег мог хоть за что-то зацепиться, ветер надул серьезные заструги до метра в высоту. Проверка подвески на прочность! Газ до упора и вперед!

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Мы шли по генеральному направлению ветра — повезло. Так что каждый заструг становился для нас трамплином. Плавный вход и спрыжка на голый лед. Сначала это было весело, но через пару километров и несколько десятков жестких приземлений на голый лед начало надоедать. Но делать нечего, «море» нужно пройти. Подвески, кстати, справлялись не лучшим образом. Регулярно пробивало и «пятисотку», и «Барса», и даже слегка спортивную «Атаку». Ситуацию осложняла и не лучшая видимость. В условиях плотной облачности рельеф снега разглядеть практически невозможно. «Снежная слепота» позволяет различать путь в бинарном режиме: впереди снег или впереди голый лед. Понимание того, что ты атакуешь очередной заструг приходило только тогда, когда снежик уходит из-под пятой точки вниз на очередном спрыге. Главное — вовремя перенести массу тела с попы на ноги, чтобы не плюхнуться всем весом с метровой высоты на не самое мягкое сиденье. Один из наших коллег, кстати, в какой-то момент прозевал и исполнил хайсайд. Минус ветровое стекло и ушиб ребра. По сути дела, на ровном месте...

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Велика матушка-Россия, а проехать негде. Даже зимой, даже на снегоходе, в средней полосе ездить можно далеко не везде. То деревня, то лес, то поле. Словом, для того, чтобы поддерживать более-менее высокую среднюю скорость движения, нужна дорога. Не в автомобильном понимании, конечно, но в снегоходном: относительно ровное и лишенное препятствий направление в нужную сторону, покрытое снегом. Таковыми являются поля, замерзшие водоемы или... дороги, но не все. Для снегоходов отлично подходят технологические дороги, которые всегда тянутся вдоль различных магистралей — нефте- и газопроводов, ЛЭП или границ разного рода егерьских или охотхозяйств. Правда, далеко не всегда по ним можно ездить кому попало. Очень быстро на дороге появляются суровые дядьки и разворачивают восвояси. Наш маршрут пролегал вдоль газопровода. Естественно, на движение заранее было получено «добро» от руководства нужных отрезков газопровода, и суровые мужчины в камуфляже путь нам не преграждали. Правда, и тут кое-где приходилось объезжать закрытые на замок шлагбаумы по близлежащему болоту.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Дорога вдоль газопровода — штука скучная. Ровная, гладкая и укатанная до состояния катка. Даже следов от подреза лыж порой не остается. Главное — не уснуть. С другой стороны, вспоминалось, как мы в начале зимы прорубались через поваленные за лето деревья в лесу — восемь километров за четыре дня. В этот момент стрелка спидометра, указывающая на цифру «70», очень радует глаз и греет душу.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Первый день — он всегда самый сложный в бытовом плане. Зад еще не привык долго-долго сидеть в непривычном седле, желудок еще не привык к новому режиму и рациону питания, и от этого все время хочется жрать, на заправках приходится долго искать воронку и с калькулятором высчитывать, сколько же масла нужно налить в заданное количество топлива, чтобы получилось заветное «один к пятидесяти» (правда, это «счастье» ждало только тех, кто ехал на «пятисотках». У остальных машин «РМ» установлена раздельная система смазки).

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Кстати, именно на заправках, в условиях, близких к идеальным, было очень любопытно определять и сравнивать расходы топлива разных моделей. Ведь условия движения, пробег и скорость одинаковы у всех. Эмпирическим путем мы выяснили, что при средней скорости движения 50-70 км/ч, как по укатанной дороге, так и по небольшому слою пухляка, «Варяг 500» употребляет примерно 24-26 л/100 км. А вот его старший «брат» «Варяг 550» c чуть более мощным и объемным двигателем, «съедает» до 30 литров на сотню. Рекордсменом ожидаемо оказалась двухкарбюраторная «Атака 551». Ее расход уверенно вылезал за «тридцатку». Самым экономичным, что тоже нельзя назвать откровением, оказался 850-кубовый четырехтактный «Барс». Его расход стабильно держался ниже отметки в 20 литров на 100 км. Вот тебе и тяжелая машина!

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Нужно отметить, что «Барс» относится к категории SWT — супервайдтраков. Ширина его гусеницы — 600 мм. Моделей с такой «гусянкой» в мире вообще единицы, так что «барсик» входит в клуб избранных. Кстати, об уникальности: в прошлом году BRP c помпой представила свою новейшую разработку — двигатель 900 ACE, на котором впервые в мире был использован электронный курок газа. Так вот, выяснилось, что на «Барсе», который выпускается уже несколько лет, «газ по проводам» используется с момента запуска снежика в серию. А сразу мы этого не заметили, поскольку у «Барса» от курка газа идет короткий тросик, который приводит в действие потенциометр, расположенный под капотом. Так «Русская механика» обогнала BRP по внедрению высоких технологий.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

К середине второго дня пути складывается впечатление, что в дороге уже неделю. Наконец-то унылая и прямая, как стрела газопроводная дорога закончилась, и мы по крутому берегу спустились на лед реки Сухоны. Сидя на очередном привале, когда движки заглушены и вокруг стоит абсолютная тишина, такая тяжелая, после многочасового рева мотора, вдруг осознаешь, что ты где-то в середине пустоты. «Понимаешь, что до дома больше дня пути», — как сказал один мой знакомый.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

В селе Шуйском, где мы устроили обеденный десант на местную столовую, к нам подошел мужчина, поздоровался и поинтересовался, откуда мы и куда. После многократно уже повторенной нами фразы «изрыбинскавустюг», как и все прочие удивился и пригласил нас в местный краеведческий музей, директором которого он служит.

Отказывать было нехорошо, да и любопытно: не часто приходится заглядывать в сельский музей. Конечно, экспозицию сложно назвать богатой, однако же, было ощущение, что наша группа сделала основную статистику по посещаемости на этот год.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Ехать по реке заметно интереснее, чем по дороге. Пейзажи по берегам, хоть и схожи, но все равно постоянно разные. Река извивается, да и снег под гусеницей мягкий и пушистый. Снегоход идет мягко и плавно, переваливаясь с боку на бок на виражах. Однако река обманчива.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

При том, что на улице держалась устойчивая отрицательная температура, то тут, то там на льду встречались промоины, шириной до ста и длиной до нескольких сотен метров. Кое-где, непонятно каким образом образовавшиеся, нам попадались настоящие поля торосов. Одно дело, когда нагромождения разломанного, вздыбленного ветром и вновь замерзшего льда появляются в северных морях, другое — на неширокой и неглубокой речке где-то в Вологодской области... Такие участки приходилось объезжать, искать тропинки по берегам, ведь даже полуметровые торосы для снегохода — как противотанковые ежи.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Чем еще «богата» вологодская река Сухона, так это мертвыми деревнями. Десятки заброшенных, покосившихся и разрушенных деревень стоят по берегам реки и смотрят на редких проезжающих по льду черными пустыми глазницами окон. Здесь когда-то жили люди, сеяли-пахали, жили... Грустно от этого. Особенно это чувствуется, когда заходишь в пустой дом. Это не те привычные нам деревенские избы средней полосы. Здесь архитектура уже северная, карельского типа. Полы подняты над землей на полтора-два метра — так лучше теплоизоляция. В доме одна, а то и две печи. Хлев пристроен тут же, чтобы скотина не мерзла. И все это постепенно уходит в землю. Печально. Видно, что при должном уходе дом простоял бы еще лет сто, а брошенный, он разваливается за десяток лет и трухи не остается.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Проезжая одно из таких сел, зашли в храм. Огромный, с трехъярусной колокольней, каркасом огромного и некогда богатого иконостаса. Такие храмы строили в очень крупных и богатых селах. Здесь, должно быть, было не меньше тысячи дворов. Смотришь с колокольни вниз, а от этого великолепия осталось две покосившихся избы...

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Кстати, причиной столь массового вымирания цивилизации стали не только экономические и политические события в стране. Некогда река была судоходной, здесь ходили баржи, сплавляли лес, но все меняется. Река обмелела, и даже усилия заключенных ГУЛАГа не помогли. На реке строили платину и шлюз. Строили четыре года, но река первым же паводком попросту смыла деревянный шлюз, отвоевав у человека свой статус-кво. Обломки шлюза стоят до сих пор, как памятник.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Заключительным «гвоздем программы» двухдневного путешествия по речке Сухоне стал фонтан. Вот так внезапно. Когда-то давно геологи искали что-то свое геологическое, набурили дырок в земле. Одной из скважин попали в водоносный слой, и вот уже на протяжении нескольких десятков лет лупит в небо струя воды, метров шесть в высоту. Фонтан облагорожен, рядом стоит беседка, а соседняя деревушка, в отличие от многих прочих, буквально процветает. Туризм, как движущий фактор экономики, здесь работает в полный рост. Тут же услуги по перевозу на тот берег, к фонтану, тут же ночлег, рыбалка, питание... но все это — летом. Зимой все заколочено и пребывает в состоянии анабиоза. Судя по следам на снегу, за много недель не очень снежной зимы мы тут были первыми посетителями. Напоследок мы водрузили красный флаг «Русской Механики» на крышу беседки и отправились на последний рывок. Цель была уже рядом.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Рассказывать о резиденции Деда Мороза, пожалуй, нет смысла. Скажу только, что Дедушка принял нас по всем канонам. С экскурсией по его 12-комнатному терему, аудиенцией, после которой он улетел в Сочи на Олимпиаду, кузней с «придворным» кузнецом, который сковал для нас счастливую подкову прямо на наших глазах, и экскурсией по сказочному лесу... После дня в вотчине невольно поверили в Деда Мороза и мы. Как же в него не поверишь, если вот он, стоит перед тобой и дарит конфетку молодому коллеге! В общем, побывать в этом месте стоит, особенно с детьми.

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

Остановлюсь на самом интересном: итогах пробега. За почти семь с половиной сотен километров с техникой не случилось практически ничего. На моем «Варяге» самоликвидировался один из болтов подвески (неисправность устранили на месте), разбито одно стекло (в результате переворота на льду), случился прихват поршня на одном из снегоходов сопровождения (довольно древнего года выпуска) из-за долгого движения в полный газ по газопроводной дороге, порван один ремень вариатора. В пробеге принимало участие 16 снегоходов, то есть суммарный пробег всех машин составил 11 582 км. Совсем неплохо для отечественной техники, на наш взгляд, если количество поломок разделить на километраж. Отличная иллюстрация того, что «Русская Механика» делает снегоходы, вполне пригодные для серьезных пробегов. Эксперимент признан удачным и журналистами, и представителями «РМ».

Источник: Павел Курлапов, Алексей Ленев, Алексей Фокин

В прошлом году «Русская Механика» первой из всех производителей успешно провела тест своих утилитарников в горных условиях (тогда мы три дня путешествовали по Хибинам). В этом — первой провела столь протяженный пробег. Остальным производителям есть, над чем задуматься — в такой ситуации легко оказаться в роли догоняющих.

Благодарим компанию «Русская механика» за организацию пробега.