Вроде бы, Россия — цивилизованная страна, немалой своей частью лежащая в Европе, но, тем не менее, многие радости, привычные действительно цивилизованному миру, нам, россиянам, недоступны. Во всяком случае, без выезда за пределы Необъятной. Но жизнь идет, все меняется, грузовиков с пряниками и печеньками мимо проезжает все больше, и нет-нет да начинают они потихоньку переворачиваться и на наших улицах.
Увидеть собственными глазами «Супербайк» — для меня лично, как для человека, скажем прямо, довольно далекого от спорта вообще и от мотоспорта, в частности, было чем-то из области фантастики. Общий посыл: «было бы круто побывать, но покупать билеты на трек, на самолет, бронировать отель... Нет, оно того не стоит». Так бы и осталось бы это замечательное действо картинкой из телека, на равне с полетами в космос и живым концертом Элвиса Пресли.
Но в субботу, когда я приехал на автодром Moscow Raceway, меня обуяло чувство, которое я испытывал только однажды — когда несколько лет назад я сходил на концерт Deep Purple. Видеть и слышать своими глазами и ушами старика Гиллана сотоварищи, было сродни встрече с живым дедушкой Лениным. Настолько они оба вгрызлись в сознание, как что-то бесконечно далекое и недосягаемое.
Вот и здесь первые часы меня грызло чувство жесткого когнитивного диссонанса. Вроде как «не может быть», но, в то же время, «вот оно, перед глазами». Словом, да здравствует грузовик с пряниками, перевернутый на нашей улице при непосредственном участии компании «Yakhnich Motorsport» — организатора российского этапа гонок, за что им огромное человеческое и мотоциклистское спасибо!
Не буду останавливаться на описаниях стандартных аспектов гонки. Кто выиграл, кто проиграл, секунды, круги и прочая, и прочая. Официальной информации полно в интернете, ролики крутятся по ТВ, а на «ютюбе» можно посмотреть неофициальные съемки. Я попытаюсь поделиться впечатлениями человека, который впервые побывал на мероприятии такого рода, причем с позиции журналиста, а не простого зрителя, потому что быть журналистом на гонке — это в сто тысяч раз круче, чем просто зрителем (хоть и в столько же раз тяжелее), потому что журналисту открыт ход почти везде.
Итак, гоночный уикенд, как для организаторов, гонщиков, так и для прессы, начинается не в субботу, и даже не в пятницу. Вся огромная команда прибывает в страну проведения гонки еще в начале недели. И это не только гонщики. Механики, руководство команд, координаторы по медицине, работе паддока, безопасности, представители FIM (международной мотоциклетной федерации), PR-cлужба, руководство самого «Супербайка», мед. служба вместе со своим передвижным госпиталем, телевизионная команда, обеспечивающая трансляции как на экраны, расположенные на трассе и в паддоках команд, так и по всему миру, и даже маршалы трассы, пусть не весь штат, основное количество набирают из местных-добровольцев, но все равно, без опытных и проверенных маршалов не обойтись. Естественно, вслед за этой братией следует и немалый пул профильных журналистов со всех концов света. Словом, банда набирается приличная.
Официальное открытие московского этапа состоялось еще в четверг, 23 августа. Гонщики, руководство WSBK, их российские партнеры и государственные деятели, имеющие отношение к гонке, торжественно открывают этап, шампанское, фанфары и прочий протокол.
Однако внегоночная активность на этом не заканчивается, а только начинается. Представительства фирм-производителей, чьи заводские команды принимают участие в гонках, устраивают собственные презентации, пресс-конференции, мастер-классы и прочие интересные мероприятия. Гонщиков буквально разрывают на части. А ведь им еще нужно успеть познакомиться с новой для них трассой, поработать вместе со своими командами над настройками мотоциклов и сделать кучу других неимоверно важных гоночных дел. Не говорю уж о том, что без посещения Красной площади и Кремля обойтись просто не могло. Плюс московские пробки, да трек, расположенный совсем неблизко от столицы. В общем, не позавидуешь.
Но это все присказка. Сказка начинается в пятницу, когда стартуют первые тренировочные заезды. Кто придумал проводить московскую гонку в конце августа — непонятно. Но то ли иного выхода не было, то ли присущая этому времени года непредсказуемая погода — специально заложенный в программу элемент неожиданности. Пятница удалась. Практически весь день светило солнце. Гонщики осваиваются на новой трассе, телевизионщики разворачивают километры кабелей, устанавливают сотни камер, многочисленные журналисты как муравьи расползаются по треку в поисках выгодных точек для съемки и красивых кадров. На трибунах и в паддоках пока еще царит тишина и покой.
Суббота — начало гоночного уикенда. Те, кто считает, что в субботу на трассе нечего делать, — глубоко ошибается. Во-первых, здесь еще почти нет зрителей, а это значит, что и дышать свободнее, и ко всяким сувенирно-футболочным палаткам можно попасть без давки и очередей. В паддоке тоже тишина и покой. Кстати, о паддоке. Покупая билет на гонку, не пожалейте еще немножко денег и купите пропуск в паддок. Не посетив это место, вы останетесь без львиной доли впечатлений! С трибун видно небольшой кусок трека и, если повезет взять билет на главную трибуну, питлейн и боксы команд. Но вся жизнь гонки проходит именно в паддоке.
Здесь стоят грузовики команд, здесь то и дело появляются гонщики, тут же расположен шатер «Паддок шоу» в котором постоянно проходят какие-то мероприятия, начиная от просто тансляций с трассы, заканчивая пресс-конференциями гонщиков после заездов и всякого рода окологоночными мероприятиями. Здесь же раскинуты шатры команд. Некоторые закрыты для простых смертных, а некоторые, наоборот, распахивают двери для всех желающих. Например в огромном шатре команды Yakhnich Motorsport можно было не только развалиться на мягком пуфике и дать отдых ногам за просмотром трансляции с трассы, но и принять участие в викторине на авто-мото тему, сфотографироваться на боевом мотоцикле команды, пообщаться с гонщиками, не занятыми в заездах.
Тут же рядом расположена площадка стант-райдинга на которой постоянно крутят свои немыслимые трюки спортсмены. Если повезет, можно отловить кого-то из гонщиков и стрельнуть автограф, или побродить вдоль задней стенки паддок-боксов и позаглядывать в открытые ворота, где механики колдуют над мотоциклами. А чего стоил «чемпионат по фигурному вождению скутера среди механиков»! В общем, если гонка – то паддок. Незабываемое и очень веселое зрелище! Иначе проще вообще остаться дома и смотреть гонку по телеку — увидите больше.
Я отвлекся от главного — гонки. В субботу спортсмены целый день обкатывают трассу и мотоциклы. Тренировочные заезды сменяются квалификационными. А это уже не просто покатушки. Тут уже все серьезно. От результатов квалификации зависит место на стартовой решетке, так что здесь — без шуток, самое настоящее рубилово!
Не стоит забывать о том, что, помимо главной гонки, в классе WSBK—супербайк, проходят еще гонка в классе WSS — WorldSupersport , на мотоциклах с объемом двигателя 600 куб. см, и, чаще всего, еще какое-нибудь более локальное состязание. В нынешнем случае это была гонка Coppa dei due paesi — кубок двух стран. Это первенство придумал и воплотил в жизнь президент компании Yakhnich Motorsport Александр Яхнич. Кубок давно вышел за рамки «двух стран» и стал действительно международным и даже получил статус кубка Европы! Хоть в нем выступают не очень известные пилоты, рубятся ребята на полном серьезе. Ведь именно им предстоит через несколько лет стать звездами Супербайка и MotoGP.
Вечером, после окончания всех заездов, в паддоке прошла вечеринка, посвященная третьему, заключительному в этом сезоне этапу «Кубка двух стран».
Словом, суббота на треке — это день, который позволяет в спокойной обстановке приобщиться к мотоспорту, проникнуться его духом и морально подготовиться к самому главному — гонке.
Приехав на трек в воскресенье — его просто не узнаешь. Пустовавшие в субботу парковки заполняются машинами, площадь перед главной трибуной (или за ней, ведь «смотрит» трибуна в противоположную сторону) забита людьми. С самого утра с трассы доносится рев мотоциклов — проходят последние тренировки.
«В воздухе витает страшный дух праздника», как говорится. Движуха — везде! На главной площади, в палатках спонсоров и гоночных команд, тут проходят выступления, шоу, презентации всего и вся, что только может быть связано с мотоциклами, гонками и спортом.
Кипит жизнь и в паддоке. По главной «улице», сформированной грузовиками и шатрами команд, гуляют люди, то и дело появляются сосредоточенные до предела члены гоночных команд и даже гонщики. Правда, чтобы их не пытались ловить охотники за автографами и фотографиями, передвигаются они, в основном, на пятидесятикубовых скутерах.
Кстати, скут-полтинник — главное средство передвижения по территории гоночной трассы. Из конца в конец добежать ногами — дело долгое. Да и ноги не казенные. Поэтому на скутерах ездят все. Каждая команда привозит свои фирменные «мопедки», раскрашенные в гоночные цвета, есть свой парк скутеров и у организаторов. Разумеется, журналисты и фотографы разъезжают по паддоку и вдоль трассы на своих «осликах». Кто на чем: от «полтинников» до максискутеров, от электровелосипедов до питбайков. Правда, чтобы вкатить свое транспортное средство в ворота трассы, нужно получить специальный пропуск.
О пропусках, визах и вообще «сигнальной системе» Супербайка можно написать отдельную статью. Здесь действует целая система знаков отличий и прав доступа — похлеще, чем на ином оборонном предприятии. С десяток разноцветных карт-бейджей: у каждого цвета свой уровень доступа. С одним можно попасть в паддок зону, но нельзя подняться на крышу со «стоячей» трибуной. Другой дает право выхода на пит-лэйн во время «прогулки» — когда счастливые обладатели таких «ходилок» отправляются в святая святых любой трассы и могут не только сфотографироваться с любимым гонщиком, но и взять автограф. Третьи — дают право находиться в VIP-ложе и наблюдать гонку из мягкого кресла под кондиционером и с бокалом вина. И так далее. Есть пропуска разовые, есть — на весь сезон. Уровень доступа может варьироваться и в зависимости от наклейки, приклеенной к бейджу, и от их количества. А уж если у тебя к ленте пристегнута особая бляха, то выход на пит-лейн для тебя открыт даже во время гоночных заездов. Но такое счастье — большая редкость и удача (для журналиста, который, как обычно, хочет побывать везде, причем в самые интересные моменты).
Поскольку мне до сих пор не приходилось ни работать на подобного рода соревнованиях, ни даже бывать на европейских авто-мотодромах, о скутере я не позаботился, и рассчитывать мне пришлось только на собственные ноги. Первыми на старт вышли участники Кубка двух стран. Фотоаппарат в зубы, бегом вдоль трассы на присмотренный заранее поворот! А это, между прочим, почти километр, от пресс-центра! О начале гонки из этого дальнего угла узнаешь только по реву мотоциклов на стартовой решетке.
Трасса еще мокрая — с утра прошел дождь. И хоть мотоциклы и обуты в дождевую резину, скорость все равно не велика. Тем не менее, ребята едут «на все деньги». Эта гонка короткая. Всего 12 кругов. Не успев отдышаться от бодрого бега до точки, я разворачиваюсь и несусь обратно, нужно успеть на стартовую прямую, над которой расположен подиум. Прибегаю как раз вовремя — награждение в разгаре, успеваю сделать несколько кадров. Над трассой появляются самолеты группы высшего пилотажа. Крутят бочки-горки-штопоры. фотоаппарат снова стрекочет затвором. Как жаль, что у меня не "четырехсотый" объектив. Здесь без телевика очень грустно. Что на трассе, что над трассой.
Дальше события развиваются еще стремительнее. Начинается прогулка по пит-лэйну, одновременно стартует шоу мотофристайла, в котором принимают участие лучшие спортсмены страны — Алексей Колесников, Кирилл Гаврилов и Алексей Айсин. Нужно успеть и туда!
Следом за этим на стартовой прямой объявляют официальное открытие гонок, и уже через несколько минут стартует первая гонка в классе WSBK. Мне снова приходится лететь на трассу.
Дождь, поливавший все утро, закончился, и трек подсыхает, но медленно. Однако мотоциклы уже обуты в слики. Гонщикам приходится ехать очень аккуратно. Такое дурацкое пограничное состояние трека — вроде бы уже не мокро, но держак еще пока не стопроцентный. Да к тому же новый асфальт всегда более скользкий, чем уже «поезженный», потому что на него еще не «накатали» резины с покрышек.
Не застает себя ждать и результат — пять гонщиков, причем далеко не из последних, не добрались до финиша. Интрига сохранялась до конца гонки. Та же самая картина повторилась и во втором заезде WSBK — сходы шли один за другим, при том, что ко второй половине дня трек высох и даже выглянуло солнце.
Трасса действительно оказалась крепким орешком для многих гонщиков. После состязаний пилоты признавались, что на MoscowRaceway нужна особая тактика: атаковать получается только в одном месте — на длинном прямике перед финишем. Все остальные участки трассы это практически исключают. Так что огромную роль играет место на стартовой решетке и то, насколько удачно удалось стартовать.
Накал борьбы не стихал ни на минуту и напряжение болельщиков — тоже. Праздник действительно удался. Гонка Супербайк — это действительно праздник, а не просто гонка. Обязательно вернусь сюда в следующем году, чего и вам желаю. Супербайк прописался в России всерьез и надолго. Контракт с организатором российского этапа, командой Yakhnich Motorsport, подписан на 10 лет. А там, глядишь, доживем и до этапа MotoGP. Такие планы у руководства трассы MoscowRaceway - есть.
Супербайк
Результаты гонки No 1:
1. | Сайкс | (Kawasaki) | 25 кругов/92,275км за 41’07,852, Средняя скорость 143,359 км/ч |
2. | Меландри | (BMW) | 8,878 |
3. | Бьяджи | (Aprilia) | 12,603 |
4. | Лаверти | (Aprilia) | 13,027 |
5. | Фабрицио | (BMW) | 29,582 |
6. | Хэслам | (BMW) | 30,587 |
7. | Канепа | (Ducati) | 32,170 |
8. | Занетти | (Ducati) | 34,704 |
9. | Хопкинс | (Suzuki) | 40,366 |
10. | Сэлом | (Kawasaki) | 41,143 |
Результаты гонки No 2:
1. | Меландри | (BMW) | 25 кругов/98,275 км за 40’14,677, Средняя скорость 146,516 км/ч |
2. | Сайкс | (Kawasaki) | 0,976 |
3. | Дэвис | (Aprilia) | 4,213 |
4. | Чека | (Ducati) | 5,954 |
5. | Камьер | (Suzuki) | 13,568 |
6. | Джулиано | (Ducati) | 15,173 |
7. | Реа | (Honda) | 23,125 |
8. | Бадовини | (BMW) | 23,696 |
9. | Баз | (Kawasaki) | 23,884 |
10. | Занетти | (Ducati) | 24,096 |
Личный зачет (после 11-ти этапов из 14-ти):
1. | Меландри | 308,5 |
2. | Бьяджи | 290 |
3. | Сайкс | 267,5 |
4. | Чека | 233,5 |
5. | Реа | 212,5 |
6. | Хэслам | 180 |
7. | Лаверти | 173,5 |
8. | Гвинтоли | 127,5 |
9. | Фабрицио | 119,5 |
10. | Джулиано | 116 и др. |
Кубок конструкторов:
1. | BMW | 361 |
2. | Aprilia | 334,5 |
3. | Ducati | 322 |
4. | Kawasaki | 298,5 |
5. | Honda | 221,5 |
6. | Suzuki | 93,5 |
Чемпионат мира в классе «Суперспорт»
Результаты:
1. | Софуглу | (Kawasaki) |
22 круга/86,482 км за 36’13,935, |
2. | Клузель | (Honda) | 5,022 |
3. | Леонов | (Yamaha) | 13,018 |
4. | Мораис | (Kawasaki) | 16,504 |
5. | Паркс | (Honda) | 32,568 |
6. | Форе | (Kawasaki) | 33,854 |
7. | Антонелли | (Yamaha) | 34,377 |
8. | Талмачи | (Honda) | 34,471 и др. |
Личный зачет (после 10-ти этапов из 13-ти):
1. | Софуглу | 173 |
2. | Клузель | 140 |
3. | Лоуэс | 138 |
4. | Форе | 128 |
5. | Паркс | 109 |
6. | Мораис | 84 |
7. | Квормби | 70 |
8. | Бальдолини | 67 и др. |
Кубок конструкторов:
1. | Honda | 217 |
2. | Kawasaki | 212 |
3. | Triumph | 96 |
4. | Yamaha | 89 |
5. | Suzuki | 6 |
Кубок двух наций (Coppa dei Due Paesi)
Результаты:
1. | Киселев | (Honda) |
2. | Орлов | (Yamaha) |
3. | Мамола | (Yamaha) |
4. | Прошеник | (Yamaha) |
5. | Саккети | (Kawasaki) |
6. | Еремин | (Kawasaki) |
Окончательные результаты:
1. | Саккети | 56 (победитель 2012 года) |
2. | Мамола | 42 |
3. | Власов | 29 |
4. | Киселев | 25 |
5. | Бильотти | 25 |
6. | Востарек | 22 и др. |
Благодарим компанию «Yakhnich Motorsports» за содействие в работе редакции во время гонки.