НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Американская гора

12 августа 2014 10:00
В мире есть несколько легендарных гонок, на которых должен хотя бы раз в жизни побывать каждый фанат автоспорта. Одна из них — это американская Pikes Peak

Погулять среди гоночных автомобилей, припаркованных на обочине как попало, запросто пообщаться с пилотами, понаблюдать и послушать, как стартует самодельная колесница с традиционным американским V8 и самым что ни на есть прямоточным выхлопом... Это — Америка, особая атмосфера гонки, дружелюбная и демократичная, где нет никаких трибун, пит-лейнов, паддоков, где все просто и без европейского пафоса. Это Pikes Peak в Колорадо-Спрингс — одно из самых знаменитых и старейших соревнований в мире.

В первый раз соревнование по подъему на гору здесь проводили аж 92 года назад — старше его только знаменитая гонка Инди-500! И с тех пор трасса все та же: 19,99 км, 156 поворотов, средний уклон 7%. Изменилось только покрытие: изначально трасса была грунтовой, потом заасфальтировали нижнюю ее часть, а в 2012 году по требованию экологов (гравий смывало с дороги вниз, на заповедные склоны) дорога стала полностью асфальтовой. Теперь зрители лишены клубов пыли и эффектных заносов — манера прохождения поворотов стала «кольцевой», а на многих машинах стоят «слики».

Нынешний рекорд трассы — 8 минут 14 секунд — был поставлен год назад, причем не кем-нибудь, а самим Себастьеном Лебом. Он приехал сюда на специально подготовленной Peugeot 208 T16 Pikes Peak и разом улучшил предыдущее достижение на полторы минуты! Но в этом году повторять попытку не стал, так что сейчас основная борьба ведется вокруг 10 минут, а лучшие гонщики приближаются к 9 минутам. Кстати, 92 года назад рекорд трассы составил 20 минут 55,40 секунды. Не так уж и сильно изменились автомобили за эти 90 лет, не правда ли?

В субботу, между квалификацией и гонкой, для любителей автоспорта в Колорадо Спрингс проводится Fan Fest. Центральные улицы города перекрывают, и на них команды выставляют свои машины, которые будут принимать участие в завтрашнем соревновании, а также те, которые свое на Горе уже отъездили, ну или просто красивые и большие пикапы. Полная демократия — можно расспрашивать и рассматривать, механики и гонщики с удовольствием все объяснят

В разные годы, помимо Леба, здесь отметились многие знаменитые гонщики. Это и Мишель Мутон, и Вальтер Рерль, и Ари Ватанен (немало поспособствовавший популярности гонки своим знаменитым фильмом Climb Dance). Из заводских команд — Peugeot (подготовившая рекордный автомобиль Леба), Audi, Hyundai, Ford. А в последние три года здесь активно выступает команда Mitsubishi, причем она привозит сюда электромобили! Слава Паджеро, многократных покорителей песков Дакара, наследие легендарных Lancer Evolution с их совершенной системой полного привода — и вдруг все перечеркнуть ради негромкого свиста электромоторов? Или же, напротив, это взгляд в будущее, причем будущее не только гражданских, но и спортивных автомобилей?

Mitsubishi

В этом году компания Mitsubishi вновь привезла два электромобиля, да и состав гонщиков тот же, что и в прошлогоднем заезде. Честь бесшумных болидов защищали Грег Трейси, многократный победитель Pikes Peak International Hill Climb в классе мотоциклов, и Хироши Масуока — заводской пилот Mitsubishi, двукратный победитель ралли-рейда Дакар.

По регламенту гонки пилоты электромобилей должны на старте включать специальную сирену, которая (вместо рева двигателя) будет предупреждать болельщиков о приближении машины. Но почему-то эти сирены у них работали лишь на старте, и после — выключались. Кошмар для журналиста — стоишь «в засаде» с камерой наготове, ждешь приближения грохота, и тут мимо тебя бесшумно пролетает «электричка» — даже камеру поднять не успеваешь! Опасно это и для зрителей, которые могут перебегать дорогу, не подозревая об опасности

Сам же электромобиль носит название Mitsubishi iMIEV Evolution III — по сравнению с прошлогодней моделью он стал мощнее, существенно улучшены жесткость кузова и аэродинамика. В движение его приводят четыре электромотора суммарной мощностью 450 кВт (+50 кВт к прошлому году). Каждый электромотор получил индивидуальный блок управления (до этого он был общим). Аккумуляторная батарея (японской компании Lithium Energy Japan) имеет емкость 50 кВт/ч, этого вполне достаточно для преодоления дистанции и возврата на старт своим ходом. Кузов же построен по традиционной для автоспорта технологии: трубчатая рама. Подвеска на двойных поперечных рычагах, как в Формуле 1, а сверху спортпрототип накрыт углепластиковым панцирем, позволяющим генерировать высокую прижимную силу.

На цветной дисплей выводятся все показания автомобиля. Интересно, что Mitsubishi не чурается использовать простую телеметрию Racelogic (справа от дисплея), которая позволяет замерять время по секторам, а также показывать отклонения от идеального прохождения. Слева — основной выключатель электропитания, а также кнопочное управление режимами трансмиссии
Все рычаги подвески вместо сайлент-блоков крепятся к кузову через ШС (шарнирные сферические соединения). Коробки передач нет, спереди и сзади установлено по два электромотора компании Meidensha, которые передают момент четырем колесам

А какие преимущества дает электромобиль в таком необычном соревновании, как Pikes Peak, и чем эта схема перспективна именно здесь? Во-первых, гонка идеально подходит для электромобиля своей небольшой длиной — построить быструю машину на аккумуляторах, способную проехать сотни километров обычной кольцевой гонки, пока технологически невозможно. А вот для того, чтобы промчать 20 километров по крутому подъему, — в самый раз. И тут важную роль играет то, что электромоторам не нужен кислород, которого на высоте 4000 метров критически мало! Это основная проблема машин с двигателем внутреннего сгорания на Pikes Peak — с набором высоты кислорода все меньше, и двигатель тянет все хуже и хуже. Сказывается и то, что у спортсменов нет возможности полноценно испытывать свои машины на такой высоте, ведь в обычное время эта трасса является дорогой общего пользования, и появление на ней спорткаров запрещено под угрозой дисквалификации. Так что приверженцам бензиновых двигателей остается полагаться только на свой опыт и инженерные знания. Конечно, у электромобилей есть и очевидный минус — тяжёлые аккумуляторы и инверторы преобразования постоянного тока в переменный.

Конечно, iMIEV Evolution не имеет никакого отношения к серийному электрохэтчбеку, но все же использует некоторые серийные детали. Сами электромоторы и батареи взяты от iMIEV (они были лишь перепрограммированы), от него же электроусилитель руля. Есть и обратный процесс: наработки, полученные в результате участия в PPIHC, позволили создать схему электрического полного привода S-AWC с двумя электромоторами для гибрида Outlander PHEV

Гонка

Вся неделя перед гонкой посвящена подготовке: регистрация команд, техническая инспекция, квалификация, свободная практика и, наконец, сами соревнования. Ни во время квалификации, ни во время свободной практики у участников нет возможности проехать полностью всю трассу в «боевом» режиме от начала до конца. Так что каждый пилот по-своему зубрит все полторы сотни поворотов. А делать это, по словам Хироши Масуоки, необходимо. Только так можно справиться со сложным маршрутом, в слепых поворотах нет помощи штурмана. Основная часть предстартовых тренировок и квалификаций проводится затемно, начиная с 4 часов утра и до 9, чтобы открыть дорогу для туристов. Если внизу, в районе старта, погода в такую рань еще терпимая, то на верхних площадках условия уже самые что ни на есть горные: температура около нуля, ледяной пронизывающий ветер, иногда и дождь со снегом. Во время тренировочных заездов мы находились на площадке с говорящим названием Devil’s playground, ее высота 3900 метров. Финишная точка Summit расположена на 4300 метрах, там еще тяжелее. Нехватка кислорода на такой высоте влияет не только на двигатели, но и на людей, голова с непривычки тяжелая как чугун, каждое движение вызывает одышку, все надо делать медленно и плавно. Гонщикам не позавидуешь!

Pikes Peak всегда был и остается крайне опасной гонкой. Никаких полос безопасности, почти нет отбойников, в случае вылета тебя ждет не травяная ловушка, а каменистый обрыв глубиной до километра. В прошлом году с трассы вылетел Misubishi Lancer Evolution, штурманом в котором был Юрий Кузнецов — наш бывший соотечественник, живущий в Техасе. Когда остатки машины замерли внизу склона, казалось, что шансов выжить нет никаких. Однако спортсменам сказочно повезло. Более того, и Юрий, и Джереми Фоули, пилотировавший тот Лансер, после аварии вернулись в автоспорт и приехали на нынешний Pikes Peak — уже на разных машинах, Юрий тоже пересел в левое кресло. Мужеством таких людей нельзя не восхищаться
Не обошлось без происшествий и в этом году. Один из мотогонщиков, проехав всю трассу, уже после финишного флага приветствовал зрителей, подняв обе руки — но в этот момент мотоцикл потерял управление, и пилот упал на камни. Он был эвакуирован вертолетом, но спасти его не удалось — он умер в больнице. Это первая гибель мотоциклиста на горе с 1992 года и пятая за всю 92-летнюю историю гонки. Да, как бы кощунственно это ни звучало, это немного: на счету многих знаменитых трасс десятки унесенных жизней...

В воскресенье, начиная с 3:00 часов ночи, очередь из машин зрителей растягивается на несколько километров, ведь каждый год PPIHC посещают десятки тысяч человек. Приезжают с палатками и трейлерами, заранее занимают лучшие места на пригорках. Для них, как и для гонщиков, это праздник, которого они ждут весь год. Светает, теплеет, перед стартовым створом выстраиваются открывающие гонку мотоциклисты, за ними готовится четырехколесная техника.

К внешнему виду машин команды относятся не менее серьезно, чем к технической начинке. Еще бы, если ты вкладываешь в эту конструкцию всю душу, она должна выглядеть красиво!

Одна за другой, с небольшим интервалом, машины уходят к облакам. Классификация PPIHC насчитывает более десяти классов транспортных средств, основные из них: мотоциклы (обычные и даже электро), автомобили (серийные, доработанные, с открытыми колесами), электромобили (серийные и прототипы). Есть классы для ретро-машин и мотоциклов, когда-то в гонке принимали участие даже седельные тягачи. Представляете, как ведет себя трехосный Kenworth на узенькой гравийной трассе?! Но самые интересные классы — конечно же, Open wheels (буквальный перевод — «открытые колеса»: огромные «снегоуборщики» спереди и высоченные «хлеборезки» сзади) и Unlimited, в котором нет вообще никаких ограничений, кроме требования к каркасу безопасности автомобиля. Мощности здесь доходят до 800 и более лошадиных сил! Традиционно представители этого класса лидировали в общем зачете, но в последнее время им навязывают борьбу как раз электромобили. Вот и в этом году у команды Mitsubishi стояла цель выиграть не только электро-класс, но и показать лучшее время в абсолюте.

Эта площадка расположена недалеко от финиша и носит говорящее название Devil’s playground — игровая площадка дьявола. Судя по ураганному ветру, развлекается он там, в основном, запуском дьявольских воздушных змеев и весь год ждет в гости пилотов и болельщиков PPIHC

Одним из основных соперников «трех бриллиантов» был их соотечественник Нобухиро Таджима со скромным прозвищем Монстр. Легенда Пайкс-Пика, он приехал сюда в 17-й (!) раз. Последние годы он выступает на электромобиле собственной разработки под названием Monster e-Power. Однако в этот раз ему не повезло дважды: из-за жары во время заезда электроника ограничила отдачу электродвигателей его прототипа, и плюс к тому, возникла еще и путаница с датчиками времени, и в итоговом протоколе Монстр занял 4-ю строчку (с приблизительным временем 9.34).

Большинство участников гонки — люди взрослые, есть те, кому уже далеко за 60, и даже в группе мотоциклистов часто из-под шлема пробивалась седая борода! Это удивительно, ведь такая опасная гонка должна подразумевать «безбашенность», а это обычно удел молодых... Но и молодежи хватает: третье место в классе квадроциклов занял парень, которому всего 15 лет! А вот на зеленой машине под номером 17 — самый опытный участник. В этом году Рэнди Шранц приехал на Гору в сороковой раз!

Первое место на этот раз занял Ромен Дюма — 37-летний француз, победитель 24 часов Ле-Мана, Нюрбургринга и Спа, а также других знаковых кольцевых гонок. Показанное им время — 9:05.801. Отличный результат, учитывая, что Ромен приехал сюда в третий раз (в 2012 году он занял сходу второе место, а в прошлом ему не повезло, подвела коробка передач). На втором и третьем местах с минимальным отрывом приехали спортсмены Mitsubishi: результат Грега Трейси 9:08.188, Хироши Масуоки — 9:12.204 (кстати, Грег заодно стал и единственным гонщиком, выехавшим из 10 минут и на машине, и на мотоцикле).

Диковинная штуковина, которую можно было бы назвать «мотоцикл с коляской». Это Sidecar, гонки на таких аппаратах проводятся и в Европе, а на гору приехали сразу два экипажа. Да-да, сайдкары — это единственный класс на PPIHC, в котором спортсменов в машине двое. Пилот полулежит в капсуле, а его помощник сидит на боковой «коляске», и, держась за поручни, вывешивается в поворотах в сторону для лучшей устойчивости машины

Перед гонкой я задал вопрос пилотам Mitsubishi: а как же быть с удовольствием от машины, тем, что называют fun to drive? Ответ был отчасти прогнозируемым. Да, им обоим нравится ездить на электромобиле. Огромный крутящий момент, доступный с самых низких оборотов, мгновенный отклик на нажатие газа, отсутствие необходимости точно выбирать момент переключения передачи, ровная тяга по всей трассе — электромобиль не зависит от высоты над уровнем моря. То есть для их работы это просто более совершенный инструмент выполнения их задач.

А вот для зрителей? Готовы ли они променять сотрясающий Скалистые горы грохот здоровенных V8, дым, заволакивающий стартовую прямую, на тихий посвист электродвигателей и вой сирены, предупреждающий о приближении этого бесшумного монстра? Ведь поклонников Горы и так уже лишили красоты шлейфов пыли и глубоких заносов той, старой, гравийной трассы.

Да, электромобилиэто будущее. Но о полной замене бензина электронами речь пока не идет. Электромобилям далеко до монополии на спортивных трассах, так что поклонники настоящих американских тачек не останутся без впечатлений. А значит, Pikes Peak International Hill Climb будет жить.

Леонид Айзикович
Фото автора и Mitsubishi