«Ростов Великий» — ближайшее к Москве ралли. Отмахал всего 200 км от столицы, и ты уже на спецучастках. Возможно, именно поэтому я всегда считал гонку в Ярославской области домашней. Мы с семьей и со штурманом Леной Кузнецовой много раз приезжали сюда просто так, ради интереса: поболеть за знакомых ребят, посмотреть на быстрые тачки и позагорать на песке под палящим солнцем. Это, можно сказать, уже традиция — «Ростов Великий» почти всегда проводится в жаркую погоду (исключением стал только прошлый год, когда трассу буквально размыло ливнями) и на искусственных технологических дорогах ближайших карьеров. Гоночные машины на фоне громадных барханов... Красота! Почти курорт. Видимо поэтому мне казалось, что и спецучастки ростовского ралли такие же беззаботные и лёгкие. Даже знаменитый Сильницкий трамплин, где автомобили пролетают по воздуху десятки метров, и тот особо не внушал опасений.
Но всё изменилось именно сейчас, когда «Ростов Великий» вошёл в календарь моносерии Volkswagen POLO CUP, и нам довелось впервые принять участие в этой гонке. Признаться, лёгкий шок я испытал ещё накануне старта, на ознакомлении с трассой. Обычно она сразу раскрывает свой «портрет». Но только не в этот раз. Характер дороги мог меняться даже в пределах одного спецучастка. Вот ты петляешь по узкой лесной тропе и вдруг попадаешь на грунтовый автобан, где легко разъедутся несколько гигантских карьерных самосвалов. Вроде только что летел в полный газ по связкам ходовых виражей, и тут ни с того ни с сего упираешься в «шпильки» и затычные повороты под 90 градусов... Возникает ощущение, что полутонов в Ростове нет вообще: гонка, как зебра, — в чёрно-белую полоску. И покрытие... Мы, конечно, понимали, что мягкий песок будет разрыт «боевыми» машинами, но вот насколько сильно? Ведь ралли, по большому счету, состояло всего из двух спецучастков, которые предстояло проехать несколько раз в противоположных направлениях — для дороги нагрузка неимоверная, тем более когда на старт заявляются почти 60 экипажей.
Всё это несколько тревожило. Я даже стал переживать по поводу того, верно ли записал стенограмму, не наделал ли серьёзных ошибок? Хотя особых поводов к этому вроде бы и не было... В общем, совет новичкам — любую трассу надо воспринимать всерьёз. Проходных гонок не бывает, каждая имеет свои сложности и нюансы, требуя уважительного отношения.
Впрочем, чёрно-белые ассоциации на этом не закончились. Гонка для нашего экипажа сложилась в таком же бескомпромиссном стиле. Понервничать пришлось уже перед торжественным стартом на старинной площади прямо у Ростовского кремля. У нашего пятидверного хэтчбека (на нём мы впервые гонялись на ралли «Белые ночи» в Карелии) внезапно заморгала лампа аварийной температуры, но причина оказалась пустяковой — долили антифриз и поехали дальше. Кстати, это был единственный технический сбой на протяжении всей гонки, но об этом чуть позже.
А пока мы торжественно въехали в стартовую арку на непривычно высокой позиции. Видимо, оценив наши результаты на предыдущих этапах, организаторы поставили нас под номером 36 в середину спортивного канала, в гущу опытных спортсменов. Это было, безусловно, приятно, но и ответственность накладывало соответствующую. Не хотелось ударить в грязь лицом.
Изучив список заявленных на данный этап участников Volkswagen POLO CUP, планируем побороться, главным образом, с экипажами Вавилин/Миронов и Силантьев/Окунев. И первый спецучасток наши ожидания в целом оправдал. Мы его завершили в ТОП-10 кубкового зачёта «1600Н» и на пятой позиции в рамках фольксвагеновской моносерии, уступив только фаворитам и опередив ближайшего преследователя на 4,6 с. Задача минимум выполнена, но езда выдалась неровной. Со стенограммой проблем не обнаружилось, поэтому мы весьма бодро и уверенно пролетели скоростные отрезки, а вот взятием медленных поворотов (в нашей «стенке» они обозначаются как «пятёрки» и «шестёрки», например, «левый пять») я остался недоволен. Грунт оказался более рыхлым, чем я ожидал, поэтому периодически случались ошибки на торможении, да и оптимальную траекторию не всегда получалось выдерживать — юркий Polo никак не хотел ехать куда надо, поэтому едва ли не все «шпильки» мы проехали, как говорится, «мимо». Само собой, вины машины в этом не было никакой, это я как пилот должен был выбрать правильные приёмы управления.
Так что можно считать это очередным советом для начинающих — не бойтесь признавать свои ошибки. Чем объективнее вы оцените свои промахи, тем легче будет найти правильное решение проблемы. Беспристрастный анализ своей езды надо проводить постоянно — даже на перегонах между спецучастками.
Правда, у нас исправить ошибки получилось не сразу. Следующий доп, который как раз включал в себя знаменитый Сильницкий трамплин, запустили в дорожном режиме. Один из экипажей на Subaru, решив, судя по всему, порадовать зрителей, прыгнул так далеко и высоко, что на приземлении пилот получил компрессионный перелом позвоночника!
Помня о том, что особенно внимательно надо отнестись к «пятёркам» и «шестёркам», стартуем, решив в корне изменить стратегию проезда таких поворотов. Теперь замедляться я начинаю раньше, а для входа в «шпильку» доворочиваю автомобиль не торможением левой ногой, а гидравлическим «ручником». В легком скольжении наш Polo заходит на апекс, а вот теперь можно прибавлять газ. При этом стараюсь выполнять всё предельно аккуратно, иначе ударные нагрузки на вязком грунте запросто могут «порвать» приводные валы или шестерёнки в трансмиссии.
Новая тактика быстро принесла свои плоды — мы перестали мазать мимо виражей и поехали ощутимо быстрее. До тех пор, пока на выходе из очень короткой и медленной связки «правый пять на левый шесть», я не переборщил с ускорением на выходе. Polo относит наружу виража, к песчаному брустверу. Думаю, ничего, сейчас мы его срежем бампером и поедем дальше, но в этот момент ощутили жёсткий удар и машина задергалась, как жук на булавке, беспомощно вращая колёсами. Как потом оказалось, мы налетели на скрытый песком огромный булыжник и повисли на нём защитой двигателя. Автомобиль в порядке, а тронуться с места не получается!
Видимо, в данном эпизоде мы расплатились за везение, когда зрители на прошлой гонке в Карелии довольно быстро вытащили нас на дорогу после визита в канаву. Фанаты и сейчас поспешили на помощь, но им пришлось провести целую спасательную операцию. Сначала тянули, раскачивали, толкали, даже в трос буксировочный впрягались, как бурлаки... Ничего не помогало! В итоге пока поднимали Polo домкратом (а для этого Лене пришлось изрядно побегать по округе, чтобы найти деревяшку для опоры), другие откапывали булыжник и вытаскивали его из-под автомобиля. В очередной раз снимаю шляпу перед этими поклонниками автоспорта!
В общем, всё завершилось успешно — камень откатили в сторону и мы смогли продолжить гонку, пусть и с огромным отставанием в 14 минут от графика. Понятно, что мы с таким результатом скатимся на дно турнирной таблицы, столь великий отрыв в ралли не отыгрывается. Более того, если опоздать на пункт контроля времени на 15 минут, экипаж вообще снимается с гонки.
Но даже из подобной неприятной ситуации можно сделать полезные выводы. Прежде всего — никогда не опускайте руки и боритесь до конца даже в безнадёжных ситуациях. Ведь ралли тем и интересно, что в этой дисциплине возможны самые разные приключения. И если вы не готовы как, например, Лена откапывать машину голыми руками, а потом чётко и без сбоев читать стенограмму — это явно не ваш вид спорта...
Тем временем, мы что есть мочи гнали на финиш первой секции, чтобы уложиться в отведенный лимит времени. И, как назло, уже на дорожном участке у нас буквально взрывается правая передняя покрышка! Polo припадает на бок, едет на диске, внутри завоняло палёной резиной, но менять колесо времени нет — так и влетели, хромая, на КВ. И даже нагнали график немного, хотя штраф за опоздание всё же схватили.
На сервисе — беглый осмотр. Серьёзных повреждений нет. Быстро ставим запаску и снова в бой. Признаюсь, стало как-то легко на душе. А что? Терять нам больше нечего, стенограмма записана чётко, ключики к медленным поворотам трассы подобрали. Значит, можно открыться в полную силу. И мы это сделали на первом же спецучастке второй секции. Том самом, с Сильницким трамплином. Правда, проехать его предстояло в обратную сторону и прыгать в этом случае бывалые не рекомендовали. Но... Видимо, в тот момент нашим девизом стал слоган «слабоумие и отвага». К трамплину мы подошли на четвёртой передаче, имея газ в полу. Внутри сжалось всё так, что я, наверное, мог перекусить стальной лом. Но педаль не отпускаю. Отрыв, полёт, восторженные свистки зрителей и мягкое приземление ровно на входе в следующий поворот. Всё получилось настолько круто, что за спиной словно крылья выросли. Вот оно, гоночное счастье! Ты летишь по допу, словно в нирване. Нет волнения, нет страха. Окружающий пейзаж размывается, ты видишь только ленту дороги, слышишь чёткие команды штурмана в наушниках и машинально выполняешь манёвры. В общем, входишь в состояние, близкое к медитации.
На финише я громко закричал. От восторга. Мы понимали, что проехали весьма неплохо, но только потом узнали, что показали 2-е время в зачёте Volkswagen POLO CUP и 4-е в Кубке России в классе «1600Н»! В общем, выдали лучший результат на спецучастке в пока еще недолгой раллийной карьере.
Конечно, много отыграть от гигантского отставания не удалось, но суть в другом — забив такой гол престижа, ты понимаешь, что можешь ехать реально быстро. А везение и удача придут, никуда не денутся. Правда, на следующем спецучастке фортуна от нас снова отвернулась. Опять наступила чёрная полоса. Начали бодро, без ошибок, но примерно на трети дистанции машина стала неохотно заходить в правые повороты. Похоже, словили «медленный» прокол... Что, в общем, неудивительно — трассу раскопали до такой степени, что Polo шёл по колее, постоянно цепляя защитой о камни. Видимо, один из них и повредил покрышку. Тяну до последнего, борюсь с автомобилем, но когда он вообще отказался поворачивать направо и стал вилять даже на прямой, как завсегдатай ночного бара по пути домой, стало очевидно — придется менять колесо прямо на допе.
Пока Лена бежит к багажнику за запаской, откручиваю гайки и пытаюсь поставить домкрат — рыхлый глубокий песок приходится раскапывать руками до твёрдого основания. Кое-как закрепил, поднял машину, штурман ставит новое колесо, а в глазах всё плывет от жары и нервного напряжения. Кругом плотная и едкая пыль. Становится трудно дышать... Потеряли на этом деле не меньше 10 минут. Не помню, как прыгнул назад в Polo, в памяти отложилось только, что неимоверно хотелось пить. Но темп не теряем — к концу спецучастка даже догнали экипаж, который успел проскочить вперёд.
Однако до следующего КВ у нас вновь осталось не так много времени. Не буду говорить как и с какой скоростью мы шпарили по обычным дорогам, чтобы успеть получить отметку судей, но всё оказалось зря. Следующий доп снова отменили — один из экипажей остановился в узком месте и перегородил другим дорогу. Так что нас отправили сразу на финиш. В принципе, мы были вознаграждены за волю к победе — пусть последними, но всё же доехали и получили очередные очки. А это лучше, чем ничего.
Кстати, интрига в Volkswagen POLO CUP набирает обороты. Потерпев по разным причинам фиаско в Карелии, лидеры монокубка Алексей Игнатов и Вадим Лелюх бросились отыгрываться. И это у них вполне удавалось до тех пор, пока оба не закончили гонку досрочно из-за поломки приводов. Впрочем, на «Ростове Великом» это были единственные сходы монокубковых «Фольксвагенов» из-за отказов техники, что, учитывая убойность трассы, заставляет похвалить маленький Polo за надёжность. А гонку между тем выиграл Аркадий Богомолов, который благодаря этому успеху приблизился к первому месту в моносерии на расстояние атаки. Так что концовка сезона явно будет жаркой.
А следующим этапом Volkswagen POLO CUP станет сложнейшая гонка в Выборге. Она пройдет во вторые выходные августа и к ней экипаж «Авто Mail.Ru» уже готовится. Приезжайте! Нам важна ваша поддержка!
Юрий Урюков
Фото «Академии Ралли»
Хотите узнать мнение друзей? Поделитесь с ними статьёй в соцсетях — просто жмите на кнопки внизу!