НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Запорожец за Ла-Маншем: украинский дизайнер на службе у McLaren

13 июня 2014 10:01
Дизайнер Максим Шкиндер рассказал «Авто Mail.Ru» о том, как работается в McLaren, что привело его к создателям английских суперкаров и поделился секретом действительно хорошего дизайна автомобиля

28-летний дизайнер Максим Шкиндер родился в городе Энергодар в Запорожской области. После окончания школы будущий создатель суперкаров поступил в Киевский институт декоративно-прикладного искусства и дизайна. Вначале Максима больше привлекало создание графики, но преподаватели заметили в нем жилку к проектированию внешнего вида автомобилей. На последних курсах Максим ценой невероятных усилий добился гранта на бесплатное обучение в именитой школе IED в Турине, где его преподавателями стали действующие дизайнеры Pininfarina, Bertone, ItalDesign, Alfa-Romeo, Maserati и Ferrari.

Еще до окончания учебы в IED Максим получил приглашение работу в Skoda. Там он приложил руку к созданию нового образа автомобилей чешской фирмы — так называемой «кристаллической архитектуры», с уникальной пластикой «натянутых» поверхностей, выглядящих почти плоскими. Следующей остановкой в карьере Максима Шкиндера должна была стать работа в дизайнерском бюро Land Rover. Но когда подписание контракта уже было «на мази», Максим внезапно получил еще одно предложение. От McLaren. Так он отправился на Туманный Альбион, но уже не для того, чтобы трудиться над внедорожниками, а создавать высокотехнологичные машины мечты.

Какие у вас первые впечатления от нового места работы?

Когда я впервые попал в McLaren Technology Centre, то подумал: «Погодите, а разве не тут снимали «Звездные Войны»? И где же тогда люди работают?» Как выяснилось, именно там они и работают. И до сих пор, каждый день, проходя этими стерильными коридорами и стеклянными холлами, удивляюсь, что действительно работаю здесь.

McLaren Technology Centre, Уокинг, графство Суррей, Англия 

Вы уже полностью «включились» в рабочий процесс?

На данный момент я полноценно вовлечен во все текущие проекты. Двенадцатичасовой рабочий день это, скорее, норма, а не исключение. Что меня особенно радует и одновременно ужасает — совершенно не замечаешь времени. Смотришь на часы — 8 вечера — а ты только разогрелся. Заключая контракт с такой компанией, вместе со своим временем ты продаешь и «душу». Здесь мало просто хорошо делать свою работу, ты должен жить ей.

Наша дизайн-студия интересна тем, что мы универсальны. Сегодня ты работаешь над интерьером, завтра над экстерьером. Поэтому я буду работать буквально над всем, что есть в планах у компании.

А готовый McLaren уже удалось поводить?

Для сотрудника McLaren водить готовый суперкар — это на самом деле большая привилегия. Все машины предпроданы, и каждая из них, на каком бы этапе сборки не находилась, уже кому-то принадлежит. Но для определенного круга сотрудников, тех, кому важно непосредственно вникнуть в автомобиль для его создания, существует программа тест-драйва. Вот на нее я и рассчитываю в скором будущем.

Себе я McLaren вряд ли когда-то приобрету, зато смогу осадить какого-нибудь богача, который будет хвастаться своей тачкой, сказав: «А угадай, кто ее нарисовал?».

В чем разница между работой на Skoda и на McLaren?

Если серьезно, Skoda и McLaren нельзя сравнивать, они даже не конкуренты. Оба по-своему хороши, но находятся в разных весовых категориях. У McLaren планка очень высока. Им недостаточно быть «одними из», они стремятся быть вершиной достижений автомобильного искусства. Skoda же, в свою очередь, уверено занимает свою нишу. Но уже в ближайшие несколько лет чехи здорово удивят многих скептиков и потреплют нервишки конкурентам.

Насколько важную роль играет дизайн при создании таких высокотехнологичных автомобилей, как McLaren?

Наряду с успешной спортивной историей бренда, McLaren, как автомобиль дорог общего пользования, относительно молод. Модельный ряд у него небольшой и обновлялся нечасто, поэтому узнаваемой и характерной для всей линейки эдентикой бренд обзавелся недавно и сегодня продолжает оттачивать свои черты.

Безусловно, внешний вид — это все, и особенно для McLaren. Ни под каким предлогом клиент не потратит миллион фунтов на машину, о которой где-нибудь на побережье в Монако не услышит: «Приятель, да она выглядит на все два миллиона!». Конечно, есть рынок, есть запросы, исследования, конкуренты... Но все это бесполезно до тех пор, пока ты просто не сделаешь что-то очень крутое и бескомпромиссное. А после этого начинают подтягиваться складные истории про рынок, запросы, исследования.

«Вкус» к созданию дизайна автомобилей у вас появился уже в студенчестве. Но ведь в детстве вас тоже наверняка увлекали машины?

Первое детское воспоминание, связанное с автомобилями, — это игрушечная машинка, которую отец перерисовывал для меня в моем присутствии. Меня больше завораживала не игрушка, а то, как рождается рисунок, подбираются цвета, вливаются тени. Я был буквально этим загипнотизирован. И ведь отец даже не имел склонности к рисованию, а все его творчество сводилось к иллюстрированию армейских альбомов своих друзей по службе в Одессе.

Как отличить хороший дизайн автомобиля от плохого?

Качество дизайна содержится в его пропорциях. Я помню свои первые дни на Skoda. Глава дизайнерского бюро Йозеф Кабан обсуждал модель вышедшей недавно Octavia. Он наклеил ленту на линию крыши, сделав ее на 10 мм ниже и спросил, что я думаю. Я не видел разницы ни издалека, ни находясь прямо перед эскизом. А Йозеф может увидеть разницу и в 3 мм.

Пропорции — это когда смотришь на автомобиль, и он тебе безумно нравится, но ты не можешь описать, почему. В человеке заложена тяга к красоте. Она узнается подсознанием и активизирует определенные эмоции.

С точки зрения дизайна, как вы оцените то, что предлагают производители на сегодняшнем автомобильном рынке?

Сейчас в автомобилестроении много внимания уделяется дизайну. Но часто марки предлагают лишь производные от автомобилей, разработанных другими, более развитыми и доминирующими брендами. Они подхватывают мотивы, интерпретируя их так, чтобы характер поменялся, но темы узнавались. Эксперименты в автоиндустрии могут стоить дорого, и не каждый оклемается от неудачи. Поэтому есть «ведущие», а есть «ведомые», кто не хочет рисковать и не отступает лишний раз в сторону. Вот так и получается усредненная «глобализированная» формула дизайна путем собирательного образа.

Какие автомобили вдохновляют лично вас?

Я большой поклонник BMW Z4 первого поколения. Именно первого, как и в случае с Audi TT. Знаете, почему? Их просто не с чем сравнить ни до, ни после. Все последующие поколения моделей и фейс-лифты, даже наполовину не произвели такого фурора, как во времена их выхода на рынок. Когда появилась BMW Z4 первого поколения, это была революция, когда появилась новая Z4, это была эволюция: очередная хорошо сложенная машина, но уже не икона.

BMW Z4, 2002 года выпуска

Ваша история является воплощением мечты для тысяч украинских студентов. Что вы можете посоветовать им?

Украинское образование меня выгодно выделяло на фоне остальных во время учебы за границей. У нас очень сильная академическая школа живописи и рисунка, а это те азы, которые ведут к качественному осознанному результату.

Для меня лично большую роль сыграло отсутствие малейшего представления о том, куда приводят неосторожные мечты. Но вообще, любые «рецепты» успеха могут сильно навредить человеку, ведь способны превратить его единственную жизнь в неудачную попытку прожить чужую. В успехе все зависит не от последовательного выполнения определенных действий, а от реализации качеств конкретной личности. Так что у каждого из вас будет своя история, свои методы достижения и свои рецепты. И еще, мечтайте как можно чаще.

Фото: личный архив Максима Шкиндера, McLaren Automotive, BMW