Надо смотреть правде в глаза — слово «быстрый» не лучшим образом подходит для Skoda Rapid. Ведь это в 30-х годах прошлого века самый первый «Рапид» имел «заряженный» двигатель мощностью... 26 л.с. Новый же на лавры спортсмена не претендует. У него совершенно другая роль — он создан, чтобы бороться за покупателей «бюджетных» моделей. Которые при выборе автомобиля привыкли оперировать не понятиями «управляемость», «ньютон-метр» и «керамические тормоза», а словами «зарплата» и «кредит».
В Европе Skoda Rapid продается достаточно давно — «Авто Mail.Ru» впервые с ним познакомился еще в 2012 году. Однако у нас автомобиль появился только сейчас. Причина такой задержки связана именно с философией создания модели — она должна быть максимально доступной. А для этого «Шкоде» надо было наладить выпуск «Рапида» в России (его делают на заводе в Калуге).
Однако, даже несмотря на получение российской прописки, Rapid в сравнимых комплектациях оказывается немного дороже конкурентов: Kia Rio, Hyundai Solaris и, конечно же, Volkswagen Polo седан. На платформе которого он, собственно говоря, и построен. Нам пытаются подсунуть Volkswagen под маркой Skoda, только дороже? Ведь, скажем, Polo седан с мотором 1,6 л и АКПП стоит 606 900 руб., а за Rapid с таким же мотором в сравнимой комплектации просят уже 649 000. Платить больше 40 тысяч только за новый дизайн? Это в мире пиара и гламура такое возможно. В сегменте «народных» автомобилей эти шуточки не пройдут. Однако не спешите посылать лучи ненависти в сторону Чехии.
Объём имеет значение
Секрет Skoda Rapid заключается в габаритах. Она оказалась заметно больше своих главных конкурентов! Смотрите сами: длина Polo равна 4384 мм, а у Rapid есть уже 4483 мм. Разница почти в 10 сантиметров — это прилично. Причем длина машины выросла не только за счет другого багажника. Увеличилась и колесная база — расстояние между передними и задними колесами. А ведь это самая важная характеристика, которая влияет на простор в салоне. Если у Polo она равна 2552 мм, то у Skoda Rapid речь идет уже о 2602 мм (габариты корейских Hyundai Solaris и Kia Rio одинаковы — колесная база 2570 мм, а длина 4370 мм). В результате на втором ряду кресел в Skoda просторнее, чем в салонах ее главных соперников. Ну и плюс багажник...
Он тут действительно огромный. Согласно европейским стандартам его объем равен 530 литрам до подоконной линии! И это с полноценным запасным колесом (а в Европе, где можно жить и без запасок, объем багажника равен 550 л). Причем 530 литров — это только начало, ведь Rapid это не седан, а лифтбек (так называется кузов, который внешне похож на седан, но крышка багажника у него поднимается вместе с задним стеклом, как у городских хэтчбеков). А это значит, что при желании в салон Rapid можно грузить вещи, которые в классический седан просто не влезут.
Есть у Rapid и еще несколько плюсов. Так, если багажник грузить «по полной», то вам не придется мучиться с задней полкой — проблема, куда ее засунуть, тут решена просто и элегантно. Полка просто устанавливается за спинками кресел и все. Надо упомянуть и про фирменный двухсторонний коврик: хочешь — положи его практичной «резиновой» стороной, хочешь — более красивым ворсяным покрытием. А еще инженеры подумали над тем, как облегчить жизнь дачникам — они предусмотрели штатные места для крепления багажника на крышу (на самом деле они есть далеко не на всех современных моделях).
Эргономика водительского места на уровне, кресла удобны, регулировок хватает, материалы отделки качественные для бюджетных моделей... Но стоп. На этом восхищение новой Skoda приостанавливается. Не забываем, что Rapid дороже соперников, поэтому простор на втором ряду кресел и удобный багажник вы оплачиваете из своего кармана. Как, кстати, и «двойной» коврик — скорее всего в автосалоне продавец «забудет» вам рассказать, что он идет в списке аксессуаров и стоит около 5,5 тыс. рублей.
Сомнительная экономия
Если смотреть на базовые комплектации, то окажется, что Skoda Rapid можно купить за 479 тысяч рублей. Для сравнения, цены на Volkswagen Polo седан стартуют с отметки 473 900 рублей, а Kia Rio оценивается в 499 900 руб. Однако есть нюанс. Если тот же Polo обладает 1,6-литровым агрегатом мощностью 105 л.с., то у базового Rapid стоит лишь 1,2-литровый. Причем не 4-цилиндровый с турбонаддувом, который обладает неплохой мощностью (до 110 л.с.) и приличным запасом крутящего момента с самых низов (на некоторых модификациях уже при 1400 об/мин он выдает целых 175 Н∙м). Речь идет о другом двигателе. Его объем тоже 1,2 л, но он атмосферный и... трехцилиндровый. И мы имеем всего 75 л.с. и 112 Н∙м, причем эти ньютон-метры можно получить, лишь раскрутив двигатель почти до 4 тысяч оборотов.
Полный «отстой»? Не совсем. Skoda Rapid 1.2 производит двоякое впечатление... В городе, где масса светофоров и много пробок, 1,2-литровый моторчик не напрягает. Его хватает для движения в потоке, причем в салоне довольно тихо. В условиях города Rapid 1.2 это обычный автомобиль, который перевозит твое тело в пространстве с довольно высоким уровнем комфорта. Но стоит выехать на трассу, как начинают вылезать недостатки двигателя — для разгона до 100 км/ч вам потребуется аж 14 секунд, а чтобы ехать быстрее, мотор придется постоянно «крутить». Это сразу же приводит к акустическому дискомфорту — три цилиндра начинают неприятно стрекотать, при этом динамика не соответствует издаваемому звуку. Да и расход бензина на трассе сильно увеличивается — покупая 1,2-литровую машину, сэкономить на топливе у вас вряд ли получится. Ну мало 75 «лошадок» для такой большой машины, как ни крути. Особенно если загрузить багажник и посадить назад тещу.
«А эти по три, но маленькие, но сегодня...
А те вчера по пять... но большие... но вчера...»
На другом полюсе стоит версия с турбированным 1.4. Вот тут уже все в масть — 122 «лошадки», сразу 200 «ньютонов» и современная коробка DSG с двумя сцеплениями позволяют полностью раскрыть возможности Rapid. Который, оказывается, умеет ездить «горячо» — на извилистой трассе автомобиль отлично слушается руля, лихо заныривает в повороты и лишь при переборе со скоростью весьма интеллигентно срабатывает система курсовой устойчивости (в базовой комплектации ее, увы, нет). Покатавшись на Rapid по горным дорожкам Хорватии, понимаешь — он легко мог бы «переварить» и гораздо более мощные двигатели. Однако их не будет — считается, что в этом случае Rapid начнет по цене конкурировать с более крупной Octavia. Ведь и сейчас Rapid 1.4 DSG стоит 684 тысячи, а в богатой комплектации вообще 724 тысячи (плюс, прибавьте несколько десятков тысяч на опции).
Вот и получается, что Rapid 1.2 слишком «дохлый». Rapid 1.4 DSG откровенно дорог. Именно поэтому главную ставку Skoda делает на версию с агрегатом 1,6 л (105 л.с. и 153 Н∙м) — этот мотор будет комплектоваться не только механикой, но и традиционной гидротрансформаторной автоматической коробкой. Такая машина в средней комплектации с кондиционером, «музыкой», 15-дюймовыми дисками, подогревом кресел и двумя подушками стоит от 600 тысяч. Похожие по оснащению соперники с 1,6-литровыми моторами на 25-40 дешевле. Но Rapid крупнее. Но дороже. Но с большим багажником. Конкуренты-то дешевле. Но меньше. А этот дороже, но большой...
История модели
20-30-е годы прошлого века некоторые историки называют «золотым веком» развития автомобильной промышленности. Инженеры постоянно изобретали что-то новое, да и опыт в проектировании машин был уже немалый. Мало того, европейцы начинали «вставать с колен» после Первой мировой войны, и значит, у них была возможность для приобретения своих собственных транспортных средств. Кому-то уже было недостаточно «просто» автомобиля и хотелось иметь что-то особенное, что-то быстрое.
И в 1934 году чешская компания Skoda решила выпустить «заряженную» версию своей чрезвычайно популярной модели Popular 420. Если 420-я оснащалась мотором мощностью 20 л.с., то «спортивную» модификацию оснастили агрегатом мощностью уже... 26 л.с. Для середины 30-х это была приличная мощность.
В 1934 году 26-сильная версия Popular 420 называлась просто — Popular 421, однако уже в 1935 году ей дали подобающее имя. Rapid, что значит «быстрый». В том же 1935 году была показана новая версия «Рапида», которая стала чуть больше. А еще у нее под капотом оказался мотор мощностью уже... 31 л.с. А в 1936 году появилась 42-сильная модификация. Это было уже серьезно (для сравнения, первый Porsche 356, который появился спустя десятилетие, обладал 40 «лошадками»).
Skoda Rapid имел по-настоящему широкую гамму кузовов: 2- и 4-дверный седан, фургон, классический кабриолет и так называемый седан-кабриолет со съемной крышей.
А в 1938 году чехи показали серьезно обновленный Rapid, который получил не только чуть другую внешность, но и стал заметно крупнее (одна только колесная база выросла на 100 мм). Именно на основе этой модели создали самый мощный Rapid — версия Rapid 2200 имела мотор мощностью 60 л.с.
Сборка Rapid была прекращена только в 1947 году. Всего было сделано порядка 6,2 тыс. «Рапидов» различных версий. Но в 1984 году на основе модели Skoda 130 было построено купе, которое снова получило имя Rapid. Правда, таких машин было собрано совсем немного, а их выпуск был прекращен в 1990 году.
Денис Смольянов
Фото Дениса Смольянова, Сергея Шерстенникова и Skoda