Расстановка сил между прямыми конкурентами стала меняться, и этот процесс еще не остановился. Некоторые модели уже сильно прибавили в цене, а другие — еще продаются со скидками. Какие именно? Давайте разберемся.
С ценами происходит настоящая чехарда, и началось это еще до скачков валютных курсов. Сокращение спроса в прошлом году заставило производителей начать беспрецедентную распродажу. Если обычно сезон скидок приходится на февраль-март, когда дилерам надо избавиться от застоявшихся «прошлогодних» экземпляров, то этой зимой выгодные предложения посыпались на клиентов еще до Нового года. Тогда многие покупатели побежали в салоны и не прогадали, а рынок даже показал кратковременный рост. Однако заметное ослабление рубля продолжается уже больше полугода, автопроизводители долго затягивали пояса, но теперь уже не могут сдерживаться.
Доступные модели
Производители массовых автомобилей пока сдерживают свои аппетиты. Их клиентура очень чувствительна даже к небольшим скачкам цен. Но не всем маркам удается сохранить привлекательные предложения на фоне соперников. Из бестселлеров в числе первых подорожал Chevrolet Aveo: под конец зимы цены выросли на 20-30 тыс. рублей, и теперь за базовую версию просят 549 000 руб. Аналогичная участь в апреле постигла Nissan Almera, который теперь обойдется как минимум в 459 000 рублей (+30 000 руб. по сравнению с декабрем) и Chevrolet Cobalt, который сегодня стоит от 483 000 руб. против 444 000 руб. ранее.
А вот их принципиальный конкурент — Kia Rio — пока не подорожал ни на рубль: как полгода назад, так и сегодня за него просят от 499 900 руб. Неудивительно, что корейская модель сейчас входит в число тех немногих машин, на которые спрос продолжает расти, несмотря на общее падение рынка. В прошлом месяце продажи поднялись на 18% по сравнению с мартом 2013 года. Hyundai Solaris подорожал, хотя и совсем незначительно — всего на 8 900 руб. Если прошлой осенью за базовую версию без кондиционера просили 459 000 рублей, то теперь 467 900 руб.
На Renault Logan, который этой весной меняет поколение, тоже курсовые колебания мало отразились: модель первой генерации планомерно дорожала в течение всех последних шести месяцев, но общий рост цен уложился всего в 8000 рублей. Цены на нее стартуют от 361 000 руб., в то время как в прошлом ноябре за начальную комплектацию просили 353 000 рублей. Второе поколение в минимальной комплектации оказалось немного мощнее и... дешевле! Роль базового мотора теперь играет не 1,4-литровый агрегат (75 л.с.), а двигатель объемом 1,6 л, развивающий 82 л.с. За начальную модификацию просят от 355 000 руб.
А вот версии, оснащенные получше, подорожали. На ступень выше базовой теперь стоит комплектация Confort, пришедшая на смену версии Expression. Цена — от 408 000 руб. против 399 000 рублей прежде. «Топовая» комплектация Luxe Privelege со 102-сильным мотором стоит 515 000 рублей, в то время как цена предыдущего «Логана» даже с «полным фаршем» не переступала отметки в 500 тысяч рублей. Но надо отметить, что оснащение автомобиля стало гораздо богаче: например, в топовой версии здесь есть обогрев лобового стекла, системы ABS и ESP, климат-контроль, мультимедийная система Media Nav и круиз-контроль.
Лады 2014 года выпуска прибавили 10-20 тысяч рублей. Так за самую дешевую «Гранту» просят от 289 000 руб., а за «Приору» — 364 700 руб. Granta остается единственной отечественной моделью, которую берут лучше, чем иномарки российской сборки: Priora и Kalina уже уступают «Солярису», «Рио» и «Дастеру», но до «Гранты» этим «иностранцам» едва ли удастся дотянуться в ближайшее время. Впрочем, спрос на тольяттинскую дешевую модель все же падает: за три месяца 2014 года он сократился на 13%.
Если в прежние годы сезон скидок заканчивался к середине весны, то сейчас у некоторых марок он еще продолжается, и речь не только о залежавшихся прошлогодних экземплярах. Например, Nissan дает возможность купить «Алмеру», произведенную до 31 марта, по особому прайс-листу. Цены не такие низкие, как до Нового года, но можно сэкономить 10-20 тысяч в зависимости от комплектации.
Гольф-класс
Сейчас, наверное, многие уже не помнят, но не так уж давно все российские прайс-листы на иномарки были составлены в долларах или евро, причем это касалось и экземпляров российской сборки. Например, еще в 2006 году Ford Focus в приличной комплектации стоил около $16 500, что по тогдашнему курсу равнялось 472 000 руб. По сегодняшнему это было бы 586 000 руб. Теперь о таких ценах можно лишь мечтать. За прошедшие годы инфляция обесценила как рубль, так и доллар, но российская валюта дешевеет быстрее. И пусть прайс-листы теперь пишут исключительно в рублях, между строк следует видеть привязку к иностранным валютам.
Цена Ford Focus только лишь за последние месяцы взлетела на 30 000-50 000 рублей. Если в начале зимы за базовую 85-сильную версию просили 565 000 руб., то теперь она стоит 615 000 рублей. На хорошо оснащенные экземпляры компания сейчас готова предоставлять скидки, которые компенсируют рост цен, но младшие комплектации, перешагнувшие психологический барьер в 600 000 рублей, по сути, вышли из ценовой категории, которую принято называть «доступной». Популярность Ford Focus падает уже много месяцев подряд: в прошлом месяце спрос сократился на 61% в сравнении с мартом 2013 года.
Печальные метаморфозы произошли с прайс-листом на Volkswagen Jetta. Популярная версия 1.4 TSI (122 л.с.) с «роботом» DSG еще в январе стоила от 800 000 рублей, а теперь — на 52 000 рублей дороже. Любопытно, что в марте немцы вывели на наш рынок специальную — предельно удешевленную модификацию с дефорсированной до 85 л.с. версией 1,6-литрового мотора (прежде минимумом было 105 сил). Но цена в 599 000 рублей продержалась совсем недолго: сейчас за подобный фольксвагеновский седан уже просят на 17 000 рублей больше.
Kia cee’d пока совсем незначительно подорожал в сравнении с декабрем 2013 года — всего на 10 000 рублей. Так, за базовую модификацию 1.4 MT (100 л.с.) просят от 619 900 руб., за 1.6 MT (129 л.с.) — от 669 900 руб., а самый доступный вариант с «автоматом» — от 739 900 рублей. Надо отметить, что корейцы продолжают распродавать экземпляры прошлого года выпуска с неплохими скидками — от 40 до 60 тыс. рублей в зависимости от комплектации. Эта акция действует до конца апреля.
Mazda тоже продолжает удерживать цены, близкие к декабрьским. Минимальная комплектация «трешки» подорожала с 645 000 до 649 000 рублей. Более популярная версия Active (с кондиционером, электроприводом зеркал и кожаным рулем) стоила 690 000 рублей, а сейчас прибавила 10 000 руб. Доплата за «автомат», как и прежде, составляет 35 000 руб.
Похожим образом действует Toyota: все модификации Corolla подорожали на 10 000 рублей, но еще можно успеть купить экземпляры 2013 года по старому прайс-листу. Конечно, столь небольшая разница в ценах не делает прошлогодние машины особенно привлекательными. Исключение — модификация с мотором 1.8 и вариатором в богатой комплектации «Престиж». Подобная машина 2014 года выпуска обойдется в 1 005 000 руб., а седан 2013 года выпуска — на 90 000 рублей дешевле. Акция действует до конца апреля.
Кроссоверы
Дорожают все «паркетники», но некоторые — особенно. Один из самых популярных в России кроссоверов — Nissan X-Trail — еще пару месяцев назад можно было взять с существенными скидками. Минимальная цена модификации с вариатором начиналась от 1 001 000 руб. (полный привод — уже в «базе»). Теперь же за такую машину просят на 142 000 рублей больше! Возможно, в этом причина того, что в прошлом месяце продажи Nissan X-Trail рухнули на 38% в сравнении с мартом 2013 года.
Еще один пример резкого взлета цен — Suzuki SX4 Classic. За эту миниатюрную, почти игрушечную машинку теперь просят совсем не «игрушечную» цену — от 715 000 рублей, что на 86 000 рублей дороже, чем в феврале. И это речь о переднеприводной версии с «механикой». Самый дешевый вариант с трансмиссией 4×4 и «автоматом» теперь стоит от 899 000 руб. — это на целых 130 000 рублей дороже прежнего. Продолжается распродажа автомобилей 2013 года, но даже за них просят примерно на 20 000 рублей больше, чем раньше. Минимальная цена прошлогоднего экземпляра — 649 000 руб.
Столь же радикальное увеличение цен постигло Mitsubishi ASX: оптимальная, на наш взгляд, модификация с полным приводом и вариатором в начале года стоила от 959 900 рублей, а теперь на 90 000 руб. дороже — 1 049 900 руб. Правда, прошлогодние машины еще можно купить со скидками, пусть и не так дешево, как в декабре. Самая доступная переднеприводная версия 2013 года выпуска обойдется в 729 000 руб. (зимой за нее просили всего 679 000 руб.), а такая же машина этого года оценена в 749 000 руб.
Принципиальный соперник кроссовера Mitsubishi — Nissan Qashqai — недавно сменил поколение и сразу шагнул в более дорогую категорию. Вариант с полным приводом и вариатором отныне стоит от 1 116 000 рублей. Это несоизмеримо больше аналога прежней генерации, за который просили на 185 000 рублей меньше (с учетом скидок, действовавших зимой). Наиболее дешевый Qashqai теперь обойдется в 848 000 руб., что на 99 000 руб. больше прежней «скидочной» цены.
В начале апреля на российский рынок вышел обновленный Kia Sportage, и хотя моторы и базовое оснащение остались прежними, прайс-лист изменился. Если на дорестайлинговую машину с передним приводом и МКПП цены начинались от 839 000 руб., то новинка — на 70 000 руб. дороже. Еще значительнее подорожала модификация с полным приводом и «автоматом»: за нее просят 1 159 900 руб., что на 90 000 руб. больше, чем раньше.
На этом фоне сверхвостребованный Renault Duster продолжает наращивать свою популярность в первую очередь за счет доступных цен, которые растут довольно медленно (по крайней мере, на младшие модификации). Полгода назад цены начинались от 479 000 рублей, а теперь минимальная комплектация на 13 000 руб. дороже. За самый дешевый Duster 4×4 сейчас просят 558 000 рублей, что на 17 000 руб. больше, чем в январе. Если добавить к нему кондиционер, то цена составит 585 000 руб. Также на 17 000 рублей подорожала и «богатая» версия «Дастера» с мотором 2.0 в комплектации Privilege (сюда уже входит не только кондиционер, но и подогрев сидений, противотуманки, рейлинги на крыше и др.). Теперь она обойдется в 708 000 руб.
Более активно растет в цене Volkswagen Tiguan. Его минимальная цена поднялась за последний месяц с 920 000 до 947 000рублей (передний привод, 122 л.с.), ну а самая доступная полноприводная модификация подорожала с 1 060 000 до 1 091 000 руб.
Седаны D-класса и D+
Тем, кто подумывает о покупке «семейного» седана, следует поторопиться: сразу несколько производителей удерживают цены на прошлогоднем уровне. Если сравнивать с теми автомобилями, которые уже успели подорожать, получаются очень выгодные варианты.
Volkswagen Passat всегда держался в числе самых популярных моделей «семейного» класса не в последнюю очередь за счет разумной ценовой политики, но колебаниям курсов немцы сопротивляться не в силах. В том, как они переписали прайс-лист, есть небольшая хитрость. Если смотреть на цену самого дешевого «Пассата», то серьезного подорожания можно не заметить. За младшую модификацию сейчас просят от 954 000 рублей, что примерно на 50 000 больше, чем полгода назад. Но это версия со слабеньким мотором 1.4 122 л.с.) и «механикой». Гораздо логичнее брать версию 1.8 (152 л.с.) с коробкой DSG, а это уже 1 188 000 руб., что на целых 153 000 рублей дороже, чем до Нового года.
Сейчас выгоднее брать Toyota Camry, ведь японцы до конца апреля предлагают прошлогодние цены. Самая простая версия с 2-литровым мотором (148 л.с.) и АКПП обойдется всего в 969 000 руб. — не дороже, чем прошлым летом! Конечно, это неоптимальный вариант: руль — пластиковый, «автомат» — четырехступенчатый, да и мотор хотелось бы помощнее. Модификация с двигателем 2.5 (181 л.с.), шестиступенчатым автоматом, кожаным рулем, камерой заднего вида и другими приятными мелочами стоит 1 087 000 руб. Вполне логично, что Camry остается самой продаваемой машиной в своей категории: в марте японский седан брали на 6% лучше, чем годом ранее.
Доступные цены сохраняет и Ford, ведь Mondeo уже не молод ,и на подходе новое поколение. Например, седан с 2,3-литровым мотором (161 л.с.) и шестиступенчатым «автоматом» стоит от 979 000 рублей.
Mazda установила начальную цену своей «шестерки» на уровне 899 000 рублей еще задолго до всяких скачков валютных курсов и не меняет ее по сей день. Но это касается версии 2.0 (150 л.с.) с «механикой». Все прочие модификации подорожали, хотя и в пределах разумного. За самую доступную Mazda 6 с АКПП просят 965 000 рублей, а за модификацию 2.5 AT (192 л.с.) — от 1 085 000 руб. То есть разница с прошлым летом составляет всего 11 000 — 16 000 руб.
Премиум-класс
Главные мерседесовские новинки этого сезона, лишь только появились в продаже, сразу подорожали. За кроссовер Mercedes-Benz GLA просят от 1 430 000 руб. (на 50 000 руб. больше февральской цены). Столько же прибавил и седан C-класса нового поколения в сравнении с суммой, которую немцы называли в январе, когда эта модель была презентована. Базовый C 180 (156 л.с.) обойдется как минимум в 1 570 000 руб.
«Трешки» BMW тоже активно дорожают, но остаются несколько дешевле Мерседесов за счет калининградской сборки. Начальная версия 316i (136 л.с.) стоит от 1 388 000 руб., а за 1 525 000 рублей можно взять версию 320i, которая мощнее аналога с трехлучевой звездой: у баварца — 184 л.с. Выглядит выгодно, если, конечно, не знать, что еще в декабре точно такая же BMW стоила на 90 000 рублей дешевле.
Audi A4 всегда был доступнее, но тут еще он и дорожает пока гораздо меньше, чем конкуренты. Так, например, A4 1.8 TFSI (170 л.с.) с вариатором Mulitronic за четыре месяца прибавила в цене лишь 20 000 рублей, и сейчас за нее просят от 1 360 000 руб.
Все это в сущности мелочи по сравнению с тем, как дорожают поистине престижные модели. За длиннобазный Mercedes S 500 (455 л.с.) полгода назад надо было отдать как минимум 4 990 000 руб. Теперь придется заплатить на 260 000 рублей больше. А вот аналогичный BMW 750Li (450 л.с.) пока стоит поскромнее: от 4 989 000 руб., что «всего» на 89 000 рублей больше, чем прежде. Причем «семерка» за эту цену идет уже с полным приводом, а у Мерседеса седан с трансмиссией 4×4 будет стоить от 5 460 000 руб.
За гибридный Lexus LS600h L (445 л.с.) и прежде просили заметно больше, чем за близких по мощности «немцев» с традиционными силовыми установками, а недавнее подорожание укрепило его «лидерство» по дороговизне. Он теперь обойдется в 6 274 000 руб., что на 184 000 больше, чем прежде.
Что дальше?
Чтобы прикинуть, на каком уровне зафиксируется рост цен на машины в этом году, стоит взглянуть на динамику курсов валют за последние полгода. В прошлом октябре курс евро равнялся 43,5 руб., а доллар стоил 33,6 рубля. К середине марта европейская валюта взлетела почти на 12%, а американская на 9%. Большинство моделей пока дорожали более медленными темпами, чем валюта, — на 3-5%, но, по всей видимости, цены автомобилей продолжат «догонять» валютные курсы.
Павел Ёлшин