НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Skoda Yeti: правила северного сияния

27 февраля 2014 10:01
Если вы хотите познакомиться с северным сиянием, то не надо смешивать спирт с шампанским. Голова потом болеть будет. Лучше отправиться за Полярный круг и своими глазами увидеть чудо природы. Но сияние еще надо заслужить...
Источник: Денис Смольянов

Говорят, северное сияние бывает не только за Полярным кругом — теоретически оно способно «добивать» и до Москвы. Однако ждать его в российской столице можно десятилетиями. А если поехать на север Норвегии, то шансы с ним познакомиться многократно увеличиваются. Именно поэтому «Авто Mail.Ru» с радостью принял приглашение компании Skoda провести тест-драйв обновленного кроссовера Yeti в Норвегии в окрестностях города Тромсё (сами норвежцы говорят Трумсё, причем с ударением на «у»). И там мы сумели выработать несколько «правил северного сияния».

Правило 1: сияние не обманешь

Рассчитывать, что новый Yeti стал гораздо лучше старого, не стоит. Мы не рекламный ролик, поэтому вот вам правда: с технической точки зрения Yeti практически не изменился. Да и салон машины остался старым. Он все так же удобен и эргономичен, баранка чуть другого дизайна приятно ложится в руки, да и большой экран, куда можно вывести данные навигационной системы, не вызывает нареканий. Хотя мультимедийная система все же намекает нам на возраст машинки — у по-настоящему новых моделей сенсорный экран обычно работает пошустрее, да и сама картинка более «нарядная».

Отныне Skoda Yeti может оснащаться даже подушкой для защиты коленей водителя (это опция). А самые доступные Yeti в комплектации Active оснащаются только двумя передними подушками. Версия Ambition имеет уже четыре подушки, а богатые Yeti Elegance обладает еще и шторками безопасности
Источник: Денис Смольянов

Так что главное изменение — в дизайне. Вместо фирменных «смешных» круглых фар, которые нравились далеко не всем, появились «обычные» прямоугольные. В итоге машина стала смотреться... «взрослее» что ли. Особенно если выбирать «внедорожную» модель (наверняка, именно на нее и будет основной спрос). Да-да, отныне существует две версии Yeti: «простая» и Outdoor. Последняя отличается другим аэродинамическим обвесом, благодаря чему она смотрится немного «злее». Но рассказывать сказки, что Yeti Outdoor способен проезжать любые болота, вы сможете только трехлетним детям. Потому что люди постарше уже знают, что с технической точки зрения разница между двумя моделями отсутствует (одинаковы даже углы съезда-въезда).

Источник: Денис Смольянов

Однако если мы говорим об обновлении Yeti, то не стоит забывать про несколько приятных мелочей, которые получила машина. Так, отныне она может оснащаться камерой заднего вида (стоит всего 9 000 рублей, но заказать ее можно лишь при покупке Yeti в максимальной комплектации Elegance). А еще тут появился автоматический парковщик последнего поколения, который умеет сам ставить машину не только параллельно, но и перпендикулярно. Мало того, его научили еще и тормозить!

Правило 2: сияние любит чистое небо

Но парковщик доступен только в пакете с многими другими опциями типа биксенона, сигнализации, электроприводами кресел. И поставить все это царство роскоши можно опять же только на самые дорогие версии, да еще и заплатив 77 000 рублей. В общем, многие «навороты», которые получил обновленный Yeti, можно сравнить с северным сиянием — теоретически они есть, но увидеть их смогут далеко не все. К тому же, сама камера не такая уж и идеальная... С качеством изображения все в порядке, но, во-первых, система не показывает на большом экране место, куда автомобиль будет припаркован при повороте руля (разметка лишь статическая). А во-вторых, в Норвегии стало ясно, что далеко не все чешские инженеры видели сияние. Иначе они бы знали, что «небесный свет» появляется, лишь когда нет облаков — объектив камеры заднего вида ничем не прикрыт и быстро забрызгивается грязью и снегом.

Источник: Денис Смольянов

В остальном все по-прежнему: подвеска та же, силовые агрегаты не изменились. Разве только отныне Yeti фактически стал «автоматическим» автомобилем — получить механику можно только с базовым моторчиком объемом 1,2 л и передним приводом. А вот агрегаты объемом 1,4 л (122 л.с.), 1,8 л (152 л.с.) и 140-сильный дизель (2,0 л) доступны только с трансмиссией DSG.

Правило 3: лучше всего на сияние смотреть вдали от города

Какой двигатель Yeti можно назвать оптимальным по соотношению цена-мощность? На взгляд «Авто Mail.Ru», это турбированный агрегат объемом 1,4 л, который выдает 122 л.с. и, что очень важно, сразу 200 Н∙м. Причем максимальный крутящий момент доступен с 1500 до 4000 об/мин. То есть фактически в самом нужном диапазоне оборотов. Итог? Управлять машиной удобно, запаса момента хватает, да и динамические характеристики неплохи — Yeti 1.4 с DSG способен разгоняться 0-100 км/ч за 10,6 с. Но, увы и ах... 1,4-литровый мотор не ставят вместе с полноприводной трансмиссией.

На севере Норвегии очень трепетно относятся к соблюдению правил дорожного движения. И оно немудрено — дороги зимой опасные, любое лихачество может закончиться печально. Так что если вы здесь окажетесь, то очень внимательно следите за соблюдением скоростного режима — даже при небольшом превышении вас может «поймать» камера. Либо другие водители — позвонить в полицию и «настучать» на нарушителя тут в порядке вещей. Да и вообще — суровые норвежские водители не прощают ошибок на дороге и могут как следует послать «к такой то матери»
Источник: Денис Смольянов

А зачем нужен полный привод, мы убедились на севере Норвегии во время охоты за сиянием. Зимой дороги в Норвегии хорошие, но уж больно скользкие. Часто это... просто лед, на котором есть небольшие выгрызенные полоски. И на таком покрытии надо быть очень осторожным — чуть переборщишь со скоростью в повороте, и никакая ESP не поможет. Да и съезжать с трассы опасно — велик шанс, что потом просто не сможешь забраться назад, даже несмотря на небольшой уклон. Так что трансмиссия 4×4 здесь не блажь, а острая необходимость.

Получить полный привод на Yeti можно только вместе с топовыми двигателями — у нас это 140-сильный дизель и бензиновый объемом 1,8 л. И если вы сможете протестировать оба силовых агрегата, то ваш голос будет отдан в пользу... конечно, дизеля. Благодаря огромному крутящему моменту ускоряться на машине очень просто, с обгонами проблем нет. И одновременно с этим дизельный Yeti демонстрирует еще и просто «смешной» расход топлива. Тарахтения и трясучка? Не завести в мороз? Забудьте эти глупости — на севере Норвегии знают, что такое холода, и все равно выбирают именно дизели (оно и немудрено при цене литра топлива почти в 90 рублей).

Обновленный Yeti получил электрогидравлическую муфту Haldex пятого поколения (пожалуй, это самое серьезное техническое обновление модели). Конструкция стала чуть легче и, главное, быстрее
Источник: Денис Смольянов

Бензиновый 1,8 тоже неплох. Его 152 л.с. хватает для уверенной езды, при необходимости он позволяет как следует «выстрелить», да и запаса момента у него достаточно... Но все же наша душа на стороне дизельного мотора. А разум? Ведь дизель получается сразу на 60 тысяч рублей дороже бензинового 1.8, загоняя в итоге цену автомобиля к отметке 1,1 млн руб.! Сможете вы окупить эту сумму? Ведь по динамике и своему характеру автомобили с двумя силовыми агрегатами похожи (мало того, бензиновый агрегат по паспортным данным ощутимо быстрее дизельного). Если бы речь шла о Норвегии с ее бешеными ценами на топливо, то бензиновый агрегат не имел бы шансов. Но в наших условиях, где время от времени бывают проблемы с нормальной «зимней» соляркой, бензиновый Yeti имеет очень сильные позиции.

Правило 4: сияние ждать не любит

В Норвегии любят автомобили с хорошей управляемостью — извилистых дорожек, которые идут вдоль озер и знаменитых фьордов, тут более чем достаточно. И тут к Yeti не подкопаешься — отменная ходовая, в лучших традициях концерна Volkswagen. Кому-то подвеска может показаться чуть жестковатой, но именно «чуть». Зато крены минимальны, хорошая обратная связь, предсказуемое поведение даже в критических ситуациях. В общем, рулить небольшим Yeti приятно.

Одним из главных недостатков Yeti по-прежнему является маленький багажник. Так, в версии с полноразмерной «запаской» (а у нас будут именно такие машины) его объем до оконной линии составляет всего 322 л (это на уровне небольших хэтчбеков «В»-класса). В качестве компенсации Skoda предлагает весьма интересную систему трансформации салона, когда задние сиденья можно регулировать по отдельности, да еще и складывать. Увы, но каких-либо удлиненных версий своего кроссовера Skoda не предлагает. По крайней мере, у нас — в Китае весной этого года будет показана версия «лонг». Но и там багажник будет маленьким — основная прибавка в габаритах уйдет на второй ряд кресел (такова уж особенность китайского рынка). А что же делать нам? Чуть-чуть подождать — во второй половине года в продаже появится полноприводная Skoda Octavia Scout.

Правило 5: сияние не стоит денег

Осуждая небольшие габариты Yeti, не надо забывать про цену. Ведь сейчас этот автомобиль можно купить за 729 тысяч. Однако самой популярной у нас версией является Skoda Yeti 1,2 с коробкой DSG — от 789 000 рублей за кроссовер с автоматом, кондиционером, АБС, системой стабилизации. Но привод будет передним, да и конкуренты рядом. Например, Nissan Juke с вариатором можно купить за 775 тысяч (багажник там, правда, тоже весьма куцый). Хотя многие соперники покрупнее и стоят все же подороже — Mitsubishi ASX с вариатором даже с учетом скидки стоит от 829 990 руб., «автоматический» Suzuki New SX4 оценивается в 849 000 руб., SsangYong Actyon стоит 879 990 руб., а «скидочный» Kia Sportage — 889 900 за машину 2013 года. Соплатформенный Volkswagen Tiguan — это вообще от 1 030 000 руб.

Бензиновые двигатели объемом 1,2 л и 1,4 л оснащаются 7-ступенчатой коробкой передач DSG с так называемым «сухим» сцеплением. В свое время к ней были претензии в плане надежности — трансмиссия ломалась порой еще во время гарантийного срока. Технические специалисты Skoda уверяют, что они поработали над программным обеспечением DSG-7, благодаря чему она стала надежнее. А вот дизель объемом 2,0 л и 1,8-литровый бензиновый агрегат имеют уже DSG с шестью ступенями с «мокрым» сцеплением. К надежности этой коробки нареканий пока не было
Источник: Денис Смольянов

Да, двигатели у всех конкурентов Yeti имеют больший объем и мощность. Хотя... «Авто Mail.Ru» уже не раз говорил, что оценивать мотор по объему глупо. Ведь, скажем, 1,6-литровый агрегат Nissan Juke выдаёт 117 л.с. (против 105 у Yeti). Но крутящий момент у него равен 158 Н∙м, а у Yeti он достигает 175 Н∙м. И не при 4000 об/мин, а в широком диапазоне 1550–4100 оборотов.

Если же вам нужна только полноприводная машина, то тут Yeti уже не может похвастать привлекательным ценником — как минимум 1 029 000 руб. за версию с бензиновым 1,8. Ищете полный привод дешевле миллиона? Тогда рекомендуем прочитать статью, которая так и называется «Выбираем внедорожник: лучший за 1 миллион рублей».

Хорошая игла

Норвегия является одним из богатейших государств в мире, а ведь 50 лет назад она влачила жалкое существование. Однако в 1969 году было открыто первое нефтяное месторождение Экофиск. И началось... Сейчас Норвегия находится на пятом месте в мире по добыче «черного золота»!

Норвегия, несмотря на весь свой социализм, это... монархия. Королём Норвегии с 1991 года является Харальд V. Хотя власть короля тут, разумеется, сильно ограничена, а высшим законодательным органом является парламент. Стоит отметить, что Норвегия входит в Шенгенскую зону, но при этом в качестве валюты тут используется местная крона, а не евро (за один евро дают сейчас порядка 6 крон).
Источник: Денис Смольянов

А теперь самое интересное — норвежцы понимали, что получаемые сверхдоходы от добычи нефти нельзя тратить просто так. Было принято решение создать инвестиционный фонд, который стал вкладывать нефтяные деньги в производство, развитие технологий, новые отрасли, надежные облигации. Причем не только у себя в стране, но и во всем остальном мире! Кроме того, Норвегия старалась экспортировать не сырую нефть, а продукты ее переработки. И эти вложения сейчас приносят немалый доход. Разумеется, не чиновникам или олигархам, а бюджету.

И вот результат — по так называемому Индексу развития человеческого потенциала, который включает в себя такие показатели, как продолжительность жизни, уровень доходов, качество образования и многие другое, Норвегия за последние 12 лет сразу десять раз попадала на первое место! Для сравнения, Россия в прошлом году была лишь 55-й...

Северное сияние видно далеко не всегда. Можно просидеть несколько ночей, устало смотря в темное небо... Причем как только вы отойдете на «пару минут» попить чайку, то оно тут же появится и исчезнет — законов подлости еще никто не отменял. И все же терпеливые счастливчики обычно бывают вознаграждены
Источник: Денис Смольянов

Однако Норвегия живет не только за счет нефти. Она добывает еще газ, железную руду, медь, титан, молибден, цинк, никель, уран, серебро, золото. По производству электроэнергии на душу населения страна занимает первое место в мире (причем речь идет о «чистой» энергии — главным образом за счет гидроэлектростанций). Да и малый бизнес Норвегия поддерживает не на словах, а на деле — сейчас число малых и средних компаний в Норвегии составляет 99% (!) от общего количества предприятий. Ведь зарегистрировать свою фирму здесь очень легко, а государство без проблем предоставляет гранты на развитие, которые надо отдавать лишь после того, как твой бизнес встал на ноги.

«Социализм с человеческим лицом»? Очень похоже. Средняя зарплата тут составляет порядка 4000 евро, уровень безработицы один из самых низких в мире, обучение в школах и университетах бесплатное. Как и медицина — если на лечение семья тратит больше 500 евро, то расходы ей компенсирует государство.

Источник: Денис Смольянов

Разумеется, не все так просто. Жизнь в Норвегии очень дорогая: цены на многие продукты питания, алкоголь, сигареты или бензин бьют рекорды. Например, пачка сигарет тут стоит 600 рублей! Плюс очень высокие налоги, которые растут по мере увеличения вашего заработка. Так что, получая 4-5 тысяч евро в месяц, вы «на жизнь» потратите очень много. А еще говорят, что нефть в Норвегии может закончиться. Уже сейчас старые месторождения иссякают, добыча на новых стоит гораздо дороже, да и разведанные запасы нефти оказались переоцененными.

Источник: Денис Смольянов

И все же экономика Норвегии выстроена таким образом, что даже резкое снижение цен на «черное золото» не приведет к краху — накопленного «жирка» норвежцам хватит надолго (плюс, не надо забывать про доходы от инвестиций, которые с каждым годом все больше и больше). А главное, Норвегия научилась зарабатывать деньги не только полезными ископаемыми. Стоит ли нам у нее поучиться? Вопрос риторический...

Денис Смольянов
Фото автора и Skoda