Детройт – автомобильная столица Северной Америки – все-таки признан банкротом. По данным агентства Associated Press, судья Стивен Родс объявила целый город неплатежеспособным. Сейчас долги Детройта оцениваются в общей сложности в 18 млрд долларов, причем экономисты подчеркивают, что взять эти деньги городу фактически негде.
По словам властей, они разрабатывают новые программы для инвесторов, однако последние сейчас попросту не готовы вкладывать деньги в Детройт. Сразу стоит сказать – банкротство в данном случае не означает ликвидации города или распродажи всего его имущества. Подобное решение на первом этапе позволит защититься от кредиторов, однако что будет в дальнейшем, пока не может никто предсказать. Не исключено, что самое худшее для Детройта еще впереди.
Надо сказать, что проблемы Детройта начались не сегодня. В 40-50-х годах это был цветущий мегаполис, где жить было престижно. Но экономический кризис, так больно ударивший по автомобильной промышленности США в 70-х годах, острая конкуренция с японскими и корейскими автомобильными компаниями, ошибки руководства города привели к тяжелым последствиям. В настоящий момент Детройт – это фактически город-призрак с пустующими улицами, массой заброшенных зданий, высоким уровнем преступности и стремительно падающими ценами на недвижимость (дом тут можно купить за 7-10 тыс. долларов). Согласно переписи населения, в 2010 году здесь проживало всего 700 тысяч человек – это на 25% меньше, чем в 2000. Для сравнения, в середине 50-х годов население Детройта составляло почти 2 млн!
Причем если раньше в Детройте жили в основном квалифицированные рабочие, инженеры и интеллигенция, то сейчас там остались беднейшие слои населения, преимущественно чернокожие (афроамериканцев здесь сейчас 83%). Поэтому нечего удивляться, что уровень образования тут чрезвычайно низкий – всего 11% детройтцев в возрасте 25-34 года закончили колледж. Для сравнения, в благополучных городах их 50-65%.
Говорят, что Детройт погубили не только экономические просчеты, но и скоростные автомобильные дороги которые начали строить в начале прошлого века. Они фактически разделили город на обособленные районы со своим укладом жизни. Кроме того, новые магистрали позволили высокооплачиваемым служащим переезжать за город (на работу можно было добраться очень быстро).
И Детройт постепенно становился «черным» - согласно исследованию американского ученого Томаса Шеллинга (лауреата Нобелевской премии, между прочим), если в «белом» районе начинает жить более 20% «других» (например, чернокожих), то коренное население просто-напросто убегает прочь. Причем процесс этот идет лавинообразно. Говорят, что так называемая «точка невозврата» для Детройта была преодолена 23 июля 1967 года, когда в городе начались беспорядки на расовой почве (после этого начался настоящий исход белого населения из города).
А кто же работает на заводах Ford, General Motors и Chrysler? Ведь их штаб-квартиры до сих пор расположены в Детройте. Не переживайте – высококвалифицированные кадры в этом регионе остались, правда обеспеченные люди предпочитают при первой же возможности переехать в пригороды. Там и безопаснее, и комфортнее.