12 побед в сезоне, из них восемь подряд, 38 побед в карьере и 44 поул-позиции — вот с такими итогами подошел четырехкратный чемпион к последней гонке сезона.
И можно не сомневаться, что последняя гонка в Бразилии будет как под копирку срисована с восьми предыдущих. Так, как это произошло с американским этапом — самой, пожалуй, скучной гонкой в этом году.
Все наверняка смотрели в свое время фильм «День сурка». Главный герой в исполнении неподражаемого комика Билла Мюррея застрял во времени и вынужден многократно переживать один и тот же день. В нынешнем чемпионате, начиная с августа, наступил свой день сурка, когда гонки стали настолько неотличимы друг от друга, что напоминают какой-то затянувшийся мыльный сериал. Букмекеры отказываются принимать ставки, так как победитель известен заранее — нечто подобное наблюдалось в 2002 году, когда Формула 1 также переживала день сурка, невольным виновником которого был Михаэль Шумахер, выигравший чемпионат за шесть гонок до окончания сезона. Правда, тогда он не побеждал восемь раз подряд, так как Рубенс Баррикелло вносил некое разнообразие в унылое течение чемпионата. В нынешнем сезоне нет и этого, и, вне всякого сомнения, чемпионат 2013 года войдет в историю как самый скучный сезон за последние девять лет.
Но даже на фоне последних гонок американский этап выглядел наискучнейшим. Про Феттеля рассказывать особого смысла нет — он выиграл поул, уверенно стартовал и преспокойно поехал к своей очередной победе. Правда, вскоре ему пришлось сдержать прыть своего уникального «красного быка», так как по окончании первого круга он увидел перед собой пейс-кар — из гонки после столкновения с Мальдонадо выбыл Сутил, засыпав трассу обломками. Но когда на пятом круге был дан рестарт, Феттель кругом спустя привез едущему вторым Грожану традиционные две секунды и стал недосягаем. И ведь нельзя сказать, что позади него не было борьбы. Она была, но в первой десятке за всю гонку произошло всего несколько обгонов — если не считать послестартовую толчею, в которой Грожан и Хэмилтон обогнали квалифицировавшегося вторым Уэббера, в дальнейшем в первой десятке практически ничего не менялось. За исключением того, что на тринадцатом круге Уэббер обогнал Хэмилтона, на 20 круге Росберг обогнал Риккардо в борьбе за 10 место, на 27 круге Алонсо за счет пит-стопа опередил Переса, на 34 круге все тот же Росберг обогнал Ди Ресту в борьбе за всё то же десятое место, кругом позже Боттас обогнал Гутьерреса и стал восьмым, на 45 круге Алонсо обогнал Хюлькенберга в борьбе за пятое место и на предпоследнем круге Баттон обогнал Риккардо и попал в очковую зону. Вот и всё. Конечно, ещё отчаянно сражались Масса и Баттон, но только за 15 место, а под конец гонки Уэббер безуспешно пытался обогнать Грожана. Отличную гонку, по меркам Williams, провел Боттас, заработав первые очки в карьере, но это, пожалуй, всё, чем запомнился американский этап. Вернее, та его часть, что проходила на трассе.
А вот события за трассой были гораздо интереснее, что лишний раз подчеркивают всю унылость нынешнего чемпионата, когда единственное, что пока ещё привлекает внимание к «королеве автоспорта», так это скандалы.
Главным возмутителем спокойствия в очередной раз выступил Кими Райкконен. Экс-чемпион, чьи отношения с Lotus окончательно разладились, попросту взял да и отказался участвовать в двух последних гонках чемпионата, сославшись на то, что ему надо привести в порядок своё здоровье. Разумеется, Кими, который боролся за звание вице-чемпиона, при других обстоятельствах ни за что не поступил бы так непрофессионально, но раз команда относится к нему ещё более непрофессионально, отказавшись выплачивать зарплату, то он счел себя свободным от всяких обязательств перед Lotus, и чемпионат для него закончился. А вот для Lotus он отнюдь не закончился — команда по-прежнему претендует на второе место в Кубке Конструкторов, за которое она получит гораздо больше денег, чем за третье или четвертое, и потеря своего первого пилота в данных обстоятельствах, может привести к потере тех самых недополученным миллионов евро за второе место. Которые будут весьма нелишними для испытывающей финансовые трудности Lotus. Конечно, сейчас в отличной форме находится Роман Грожан, который провел очередную блестящую гонку, финишировав вторым, но вот взятый на место Райкконена его земляк Ковалайнен очков — тех самых, жизненно важных очков, не заработал...
Накануне Гран-При США стало известно о том, что из McLaren отчислен Серхио Перес, а Пастор Мальдонадо, по его словам, сам решил расстаться с Williams, так как в этой команде он попросту теряет время. И если Мальдонадо с его богатым венесуэльским нефтяным спонсором без работы на следующий год точно не останется, то Пересу найти место в достойной его команде будет непросто. Конечно, за ним также стоят немалые деньги мексиканского миллиардера Карлоса Слима, но времени на то, чтобы подыскать конкурентоспособную команду, у Серхио практически не осталось.
Что касается интриги, то она пока сохранилась лишь в Кубке Конструкторов, так как после американского этапа Алонсо в очередной раз оформил звание вице-чемпиона. Впрочем, как он сам неоднократно говорил, для него существует лишь чемпионский титул, а всё остальное абсолютно никакого интереса не представляет. Так что единственное, на что стоит посмотреть через неделю в Бразилии, так это на борьбу пилотов Ferrari, Mercedes и Lotus, которые поставят точку в борьбе за второе место в Кубке Конструкторов. Хотя, судя по турнирной таблице, Mercedes фактически гарантировал себе победу в этом противостоянии, и только чудо не позволит «серебряным стрелам» удержать за собой вторую строчку.
Впрочем, главным событием в Бразилии будет не борьба в Кубке Конструкторов и даже не прощальная гонка Марка Уэббера. Главным будет то, что по окончании гонки, формульный день сурка наконец-то закончится. Во всяком случае, в это очень хочется верить.
1. С.Феттель | Red Bull | 1:39;17.148 | 186.374 |
2. Р.Грожан | Lotus | + 6.284 | 186.177 |
3. М.Уэббер | Red Bull | + 8.396 | 186.111 |
4. Л.Хэмилтон | Mercedes | + 27.358 | 185.522 |
5. Ф.Алонсо | Ferrari | + 29.592 | 185.452 |
6. Н.Хюлькенберг | Sauber | + 30.400 | 185.427 |
7. С.Перес | McLaren | + 46.692 | 184.924 |
8. В.Боттас | Williams | + 54.509 | 184.684 |
9. Н.Росберг | Mercedes | + 59.141 | 184.541 |
10. Д.Баттон | McLaren | + 1:17.278 | 183.987 |
11. Д.Риккардо | Toro Rosso | + 1:21.004 | 183.873 |
12. Ф.Масса | Ferrari | + 1:26.914 | 183.693 |
13. Э.Гутьеррес | Sauber | + 1:31.707 | 183.548 |
14. Х.Ковалайнен | Lotus | + 1:35.063 | 183.446 |
15. П.ди Реста | Force India | + 1:36.853 | 183.392 |
16. Ж.Вернь | Toro Rosso | + 1:54.574 | 183.765 |
17. П.Мальдонадо | Williams | + 1 круг | 182.516 |
18. Ж.Бьянки | Marussia | + 1 круг | 181.321 |
19. Г.ван дер Гарде | Caterham | + 1 круг | 181.262 |
20. Ш.Пик | Caterham | + 1 круг | 180.355 |
21. М.Чилтон | Marussia | + 2 круг | 179.150 |
1. С.Феттель | Red Bull | 372 |
2. Ф.Алонсо | Ferrari | 227 |
3. Л.Хэмилтон | Mercedes | 187 |
4. К.Райкконен | Lotus | 183 |
5. М.Уэббер | Red Bull | 181 |
6. Н.Росберг | Mercedes | 161 |
7. Р.Грожан | Lotus | 132 |
8. Ф.Масса | Ferrari | 106 |
9. Д.Баттон | McLaren | 61 |
10. П. ди Реста | Force India | 48 |
11. Н.Хюлькенберг | Sauber | 47 |
12. C.Перес | McLaren | 41 |
13. А.Сутил | Force India | 29 |
14. Д.Риккардо | Toro Rosso | 19 |
15. Ж.-Э.Вернь | Toro Rosso | 13 |
16. Э.Гутьеррес | Sauber | 6 |
17. В.Боттас | Williams | 4 |
18. П.Мальдонадо | Williams | 1 |
Команда | Мотор | Очки |
1. Red Bull | Renault | 553 |
2. Mercedes | Mercedes | 348 |
3. Ferrari | Ferrari | 333 |
4. Lotus | Renault | 315 |
5. McLaren | Mercedes | 102 |
6. Force India | Mercedes | 77 |
7. Sauber | Ferrari | 53 |
8. Toro Rosso | Ferrari | 32 |
9. Williams | Renault | 5 |